Рассмотрим возможность влияния друг друга двух наук на примере изучения ритмических длительностей и размера.
Школьные программы построены таким образом, что учащимся музыкальных школ раньше приходится изучать дроби (ритм и размер) в музыкальной школе, чем в общеобразовательной школе на математике. Учащиеся изучают ритм и длительности в ДШИ и ДМШ с первого класса(6-7 лет), а в общеобразовательной школе по математике изучают с третьего класса(9-10 лет). В основе изучения ритма и размера лежит тема математического обучения-дроби, деления целого. Отсюда следует, что музыкальное обучение помогает и предвосхищает программу по математике в общеобразовательной школе.
В то же время преподаватели теоретических музыкальных дисциплин используют методы для освоения и закрепления навыков ритма из математики. К этим эффективным методам относятся: примеры сложения и вычитания длительностей, ритмические задачки, головоломки, ребусы. Эти способы эффективнее всего помогают освоить такую непростую музыкальную тему, как ритм.
|
|
Мы разработали Лэпбук для освоения ритмических длительностей. Лэпбук - в переводе с английского языка означает «книга на коленях» и является одной из форм исследовательской, проектной деятельности в сфере образования. Лэпбук используется для изучения определенной тематики в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования детей. Преимущество лэпбука – наглядность пособия и игровая форма, которая помогает освоить определенный материал с помощью образно - ассоциативного мышления. Данный лэпбук является одной из нетрадиционных форм освоения теоретического материала. В нашем случае для изучения ритма учащихся в ДШИ и ДМШ. Изучение ритма состоит из нескольких этапов:
I этап - освоение ритмических длительностей
II этап - освоение размера произведений
III этап - закрепление полученных знаний с помощью решения ритмических примеров и задач.
I этап. Мы изучаем длительности, по принципу - от простого к сложному. Целая нота, половинная нота, четверти, восьмые. В «карманах» Лэпбука карточки, соответствующие разным длительностям. Необходимо выучить длительности, а также научиться их различать и сравнивать. Можно карточки перемешать, а учащийся должен разложить по соответствующим группам: целые ноты, половинные ноты, четверти и восьмые.
II этап. Мы изучаем размер в произведениях. В данном случае мы используем образно - ассоциативный метод обучения. Представляем музыкальные произведения как «поезда» с двухместными, трехместными, четырехместными «вагонами» - тактами.
|
|
Ученику необходимо решить ритмическую задачу и рассадить «пассажиров» по «вагонам». Такое представление ритма и размера помогает запомнить учащимся ритм и размер. Учащиеся должны освоить, что в размере 2/4 «вагоны»- такты могут содержать не более двух четвертей; одной половинки; четырёх восьмых (приложение 5).
В размере ¾ «вагоны» - такты могут содержать не более трёх четвертей; половинки с четвертью; шесть восьмых. В размере 4/4 «вагоны»- такты могут состоять из целой; двух половинок; четырёх четвертей или восьми восьмушек. Решая подобные задачки, обучающиеся образно и эффективно осваивают ритм (приложение 3).
III этап. На этом этапе занятий по лэпбуку мы переходим к ритмическим примерам и задачкам повышенной сложности. (приложение 3, приложение 6) Вот пример:
♪+♪꞊?
Данный пример можно переложить на дроби и получится следующий пример:
⅛ +⅛ =?
Для решения данного примера мы складываем верхние показатели 1+1 =2 и находим общееколичество восьмых долей. Ответ: 2 восьмые доли.
А также на данном этапе мы решаем задачки повышенной сложности, например:
Расстояние от школы до дома составляет 4 такта, ученица движется в размере 2/4. Сколько необходимо преодолеть восьмых долей ученице, если она уже прошла три четверти?
Чтобы решить данную задачку можно использовать схему:
¼ ¼ ¼? ? ? ? ?
2/4
Для решения данной задачи мы используем три действия:
1) Находим общее количество долей в 4 тактах: 4*2=8(д)
2) Находим сколько осталось пройти четвертей: 8-3=5(ч)
3) Вычисляем сколько в 5 четвертях восьмых долей: 5*2=10(д)
Ответ: ученице осталось преодолеть 10 восьмых долей.
В нашем пособии-лэпбуке мы собрали ряд примеров и задач подобного типа для освоения ритма и закрепления знаний (приложение 4). Данный лэпбук является вспомогательным инструментом в освоении ритма и прямым доказательством взаимосвязи музыки и математики.
Вывод: музыкальное обучение предвосхищает в данной теме (ритм -дроби) математическое обучение, а математический подход к решению ритмических задач помогает в освоении ритма. Эффективность данного метода подтверждается успешным применением на уроках по «Фортепиано» в классе Мотовиловой Д.С. в процессе освоение темы ритма и закрепления навыков.
2.2 Исследование влияния музыкального обучения на успеваемость по математике.
Математика и музыка – это уникальные предметы, описывающие мир. Дети, которые занимаются музыкой, лучше разбираются в математике, а кто понимает математику, тому легче изучать музыкальные законы. Дети, которые обучаются игре на музыкальных инструментах, показывают лучший результат в решении задач, требующих вовлечения пространственно-временной ориентации, зрительно-моторной координации и знания арифметики. Это связано с количеством пересечений между музыкальными и математическими навыками, которые мы привели в первой части работы.
Взаимосвязь между физическим исполнением музыки и большими математическими способностями доказана многими исследованиями. Данные исследования показывают, что дети, которые играют на музыкальных инструментах, могут выполнять более сложные арифметические действия по сравнению с теми детьми, которые на них не играют. Тщательное изучение музыкального произведения, повышенное внимание к деталям, строгая дисциплина, которые требуются для того, чтобы научиться играть на инструменте, являются отличной основой для развития прочных математических навыков.
Обучение на музыкальном инструменте развивает «мелкую моторику», связанную с зонами в головном мозге. Регулярная тренировка пальцев, исполнение одновременно обеими руками способствует развитию мелкой моторики и заодно развивает мышление, все виды памяти, математические способности. Занятия музыкой помогают гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка и академическую успеваемость в целом.
|
|
Мы сравнили успеваемость учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы № 75 города Челябинска по математике за 2018-2019 учебный год, которые занимаются в музыкальной школе и тех детей, которые музыкой не занимаются. Информацию о среднем балле по математике взяли из отчетов Сетевого города, о количестве ребят, которые посещают ДШИ, и их отметках - у классных руководителей 2-4 классов.
Исследование показало, что учащиеся, которые посещают музыкальную школу, имеют более высокий результат по математике (приложение 5), что и можно было предположить.
Вывод: найдено подтверждение того, что музыкальное обучение положительно влияет на успеваемость по математике, а соответственно на совершенствование математических способностей.
Заключение
Математика и музыка требуют единого мыслительного процесса.
А.Эйнштейн
В процессе работы над методической разработкой было проведено исследование эффективности математического подхода в обучении музыке на примере решения ритмических задач. Были рассмотрены общие понятия в музыкальном и математическом обучении, сделаны выводы:
1. Музыка и математика дополняют друг друга.
2. Музыка и математика имеют, как минимум, пять общих понятий.
3. Ритмический лэпбук имеет математическую основу.
4. Ритмические и математические задачи имеют общие приёмы в решении.
5. Музыкальное обучение положительно влияет на успеваемость по математике.
По выполнению задач работы проведена следующая работа:
- изучена литература и Интернет - источники для выявления взаимосвязи математики и музыки;
- проиллюстрированы общие понятия в математике и музыке с помощью схем, рисунков;
- изготовлен лэпбук для изучения ритмических длительностей;
- эффективное применение лэпбука на уроках по «Фортепиано»;
- проведен опрос классных руководителей 2-4 классов об успеваемости по математике за 2018-2019 учебный год, его результаты представлены в таблицах, сделаны выводы.
|
|
Музыка и математика – это универсальный инструментарий, описывающий мир.
Занимаясь музыкой, человек занимается математикой. Хороший математик может стать хорошим музыкантом, потому что логика чисел, с которой постоянно общаются математики, связана с логикой основы музыкальной грамоты, законов гармонии, формы музыкального произведения и фразировки.
Занимаясь музыкой, человек развивает и совершенствует свои математические способности, значение которых в наш век невозможно опровергнуть.
Данная работа будет способствовать поднятию престижа музыкального обучения, так как приведены доказательства его положительного влияния на развитие логического мышления и математических способностей. Использование лэпбука при изучении музыки поможет ученикам лучше усваивать программный материал по математике.
Список литературы
1. Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано Изд. 3 /
А. Д. Алексеев. - М.: «Музыка», 1978. - 278 с.
2. Артоболевская, А. Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста/А. Д. Артоболевская - М.: «Советский композитор», 1997. 107 с.
3. Баренбойм, JI. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. Баренбойм. - Л.: «Музыка», 1974. - 336с.
4.Деплан, И. Я. Мир чисел. М.: «Просвещение», 2002.
5. Жмудь, Л. Я. Пифагор и его школа /Москва.: Наука, 1990- 192с.
6. Ковалев, В.П. «Математика в музыке» Выступление на семинаре в Московском физико-техническом институте в секции математических основ жизнеустройства, 2007г.
7. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. – Э 68-е изд., испр./Глав. Ред. М.Д. Аксенова. – М..6 Аванта +, 2006 – 688 с.: ил.
8. Энциклопедический словарь юного математика. М.; «Педагогика» 1985г
9.Фролова, Ю.В.Занимательное сольфеджио за три года: общеразвивающая образовательная программа: 3 года обучения/ Ю.В.Фролова – Ростов н/Д: Феникс, 2018.- 87(1)с. – (Учебные пособия для ДМШ)
Интернет-ресурсы:
10. Ледебь, Д. Исследовательская работа "Музыка и математика"https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-muzika-i-matematika-582361.html
11. Чехонина Е. Исследовательская работа «Музыка и математика»
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/01/20/issledovatelskaya-rabota-matematika-i-muzyka
Приложение 1 Таблица интервалов | ||||||||||||||||||
|
Приложение 2
Ритмические длительности
Приложение 3
Ритмические примеры
Приложение 4
Ритмические задачи
Задачка 1
Расстояния от школы до дома составляет 4 такта. Ученица движется в размере 2/4.
Вопрос: Сколько 8-ых ученице нужно преодолеть, если она уже прошла 3 четверти?
Решение:
1) Находим общее количество долей в 4 тактах: 4*2=8(д)
2) Находим сколько осталось пройти четвертей: 8-3=5(ч)
3) Вычисляем сколько в 5 четвертях восьмых долей: 5*2=10(д)
Ответ: ученице осталось преодолеть 10 восьмых долей.
Задачка 2
Паша прошёл во время прогулки 5 четвертей и 14 восьмых.
Вопрос: Сколько тактов прошёл Паша, если двигался он в размере 2/4?
Решение:
1) Находим количество четвертей равное 14-ти восьмым долям: 14:2=7(ч)
2) Находим общее расстояние в четвертях, пройденное Пашей: 5+7=12(ч)
3) Находим количество тактов в 12-ти четвертях: 12:2=6(т)
Ответ: Паша прошёл расстояние в 6 тактов
Задачка 3
Маша написала пьесу из 10 восьмых и 5 четвертей, а Егор написал пьесу из 12 четвертей.
Вопрос: Чьё произведение длиннее?
Решение:
1) Находим количество четвертей в 10/8 Машиной пьесы: 10:2=5(ч)
2) Находим общее кол-во четвертей в пьесе Маши: 5+5=10(ч)
3) Сравниваем кол-во четвертей в двух пьесах: 10<12
Ответ: Произведение Егора длиннее
Задачка 4
Музыкальная пьеса состоит из 8 тактов, а количество одинаковых нот в пьесе - 32. Какими длительностями написано произведение в размере 2/4?
Решение:
1) Находим количество нот в одном такте: 32:8=4(н)
2) Находим количество восьмых в каждом такте: 2/4=4/8
3) Находим в каких долях написана пьеса: 4/8: 4=1/8(д)
Ответ: Произведение написано в восьмых долях.
Приложение 5