Виды печатной и библиографической продукции

Муниципальное казенное учреждение культуры

«Центральная библиотека Волоконовского района»

Белгородской области

 

 

Издательская

Деятельность

библиотек

Методические рекомендации

П. Волоконовка, 2020


 


ББК 78 И 36

Издательская деятельность библиотек: методические рекомендации [Текст] / сост. Трунова Н.С.; Центральная библиотека. – п. Волоконовка, 2020. – 22с.

Рекомендации знакомят с видами информационно-библиографических пособий и включают справочные материалы, которые необходимы для подготовки библиографических изданий к печати.





Содержание

 

ВСТУПЛЕНИЕ ………………………………………………………………4

ВИДЫ ПЕЧАТНОЙ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ...…….5

Буклет …………………………………………………………………………6

Дайджест  ……………………………………………………………………..7

Закладка  ………………………………………………………………………8

Комплектное издание  ………………………………………………………..9

Листовка  …………………………………………………………………….10

Обзор  ………………………………………………………………………...11

Памятка  ……………………………………………………………………...12

Плакат  ……………………………………………………………………….13

Список  ………………………………………………………………………14

Флаер  ………………………………………………………………………..16

ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ……………….17

Выходные сведения на титульном листе. …………………………………17

Выходные сведения на обороте титульного листа ……………………….17

Правила оформления печатных изданий ………………………………….19

 

Библиографический список ………………………………………………..21



ВСТУПЛЕНИЕ

Уважаемые коллеги!

 

В последнее время большое значение приобрела издательская деятельность библиотек, как одно из направлений информирования пользователей, продвижения книги и чтения.

Ежегодно библиотеки выпускают различные виды печатной продукции для разных категорий пользователей, ориентируясь на их читательские запросы и потребности, учитывая их возрастные особенности. С каждым годом количество издаваемых изданий растет.

Издательская продукция способствует не только продвижению книги и чтения, воспитанию культуры чтения, но и создает положительный образ библиотеки у населения. Поэтому важно пристальное внимание уделять допечатной подготовке изданий.

Данные методические рекомендации помогут познакомиться с видами

информационно-библиографических пособий и методикой их составления. Рекомендации содержат основные требования, которыми следует руководствоваться при подготовке изданий к печати.

 

Желаем успехов!

ВИДЫ ПЕЧАТНОЙ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ  ПРОДУКЦИИ

 

Библиографические пособия можно разделить на две группы: пособия крупных и пособия малых форм.

Крупными формами признано считать библиографические указатели, путеводители, очерки и обзоры, библиографические антологии и энциклопедии.

Малые формы библиографии – списки литературы, памятки, закладки, листовки, планы чтения и т.д.

Чаще  всего библиотеки используют в своей работе малые формы рекомендательной библиографии (списки литературы, памятки, закладки, листовки, планы чтения и т.д.). Они оперативны, помогают своевременно донести до читателя информацию о новой литературе, писателях, учебных заведениях, обо всем, что интересно пользователю. Такие пособия отличаются мобильностью, актуальностью, умением реагировать на различные ситуации.

Существуют и другие виды библиографических пособий: закладки, буклеты, памятки, рекомендательные списки, планы чтения; реже издаются библиографические указатели. Большое распространение приобрели также такие информационно-библиографические пособия как дайджесты.

 

БУКЛЕТ

 

Буклетом называют красочное, хорошо иллюстрированное издание в виде одного листа печатного материала, согнутого любым способом в один, два или несколько раз «гармошкой», треугольником, «домиком».

Выделяют разные виды буклетов. Самый распространѐнный из них - буклет, посвящѐнный библиотеке, а так же конкретному еѐ отделу и направлению работы. Буклет часто выполняет функцию путеводителя по библиотеке, информируя гостей о ресурсах и услугах библиотеки; может быть использован в качестве пригласительного билета на заседания клуба, встречи. В виде буклетов можно оформить и рекомендательные списки литературы, особенно для детей. Этот вид рекламной продукции вручают посетителям, раскладывают среди книг в фонде, у каталогов, дарят.

Главное назначение буклета – показ книги или других документов, с помощью фотографий при минимуме текста. Иногда весь текст буклета сводится к коротким надписям под иллюстрациями. Имея самые различные размеры, объѐм и варианты фальцовки, это издание является весьма удобным и охотно используется читателями.

Примеры буклетов:

 

 

ДАЙДЖЕСТ

 

Дайджест - это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты), подобранные по определенной теме, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей.

Создается по актуальным темам, включает в сокращенном виде публикации из периодических изданий. Каждый фрагмент, извлеченный из текста, должен сопровождаться ссылкой на описание документа в целом.

Объем может быть разным: от нескольких страниц до 100 страниц. Структура дайджеста: титульный лист, оглавление, вступление, основная часть. Список литературы может находиться в конце каждого разделе или в конце дайджеста.

Примеры дайджестов:

 

ЗАКЛАДКА

 

Библиографическая закладка – одна из малых форм рекомендательной библиографии, цель которой – пробудить читательский интерес к определенной книге, автору или теме.

Библиографическая закладка представляет собой полосу бумаги разного размера (чаще узкую). На одной стороне закладки помещается название и изображение обложки книги, к которой она составлена (заглавная книга), а на обратной стороне содержится информация о других изданиях, близких к ней по тематике или жанру, которые имеются в фонде или список других произведений этого же автора.

Наряду с художественной литературой закладка может включать и научно-популярную литературу по этой же теме.

Формат закладки: 1/3, 1/4 ширины альбомного листа. В закладке дается обычно до 10 названий. Здесь можно использовать не только индивидуальные, но и групповые аннотации, тексты, связывающие книги между собой.

Информационная закладка отличается от библиографической отсутствием рекомендательного списка. Если информационная закладка посвящена молодому писателю, то она, как правило, содержит информацию об этом писателе, его фотографию, фото обложки его книги, небольшой отрывок из произведения. Желательно, чтобы в информационной закладке указывалось наличие данной книги в фонде библиотеки и/или ссылка на интернет-ресурс, с которого взята информация. Закладка близка к плану чтения, но, в отличие от него, отталкивается не от темы, а от конкретной книги.

Примеры закладок:

 

 

КОМПЛЕКТНОЕ ИЗДАНИЕ (папка, альбом)

Совокупность изданий, собранных в папку, футляр, бандероль или заключенных в обложку. Комплектные издания должны включать: сведения об авторах; заглавие; подзаголовочные данные и выходные данные.

Примеры комплектных изданий:

 



ЛИСТОВКА

 

Листовка – недорогой вид печатной рекламы. Как правило,  это одно двухстороннее малоформатное издание без сгиба.

Достоинство листовки – дешевизна и возможность использовать в разнообразных целях. Прежде всего, их рассылают по почте в виде приглашений посетить библиотеку, воспользоваться еѐ услугами. При этом лаконично рассказывают о еѐ ресурсах, указывают адрес, режим работы, схему маршрута. Вручают листовку вновь записавшимся читателям в библиотеку. В форме листовок готовятся также библиографические списки, приглашения на выставки, вечера встречи.

Примеры листовок:


ОБЗОР

Библиографический обзор представляет собой связное повествование о документах (произведениях печати). Вариантами библиографического обзора являются беседы и рассказы о книгах.

Цель обзора — заинтересовать читателей определенной группы актуальными проблемами, помочь в изучении наиболее доступной и интересной литературы по какой-либо теме, произведений того или иного писателя. При этом сначала характеризуются: тема, значение творчества писателя, а затем рекомендуются книги и статьи по теме.

Переходя от простого к более сложному, от конкретных вопросов к более общим, читатель получает из книг определенный объем знаний.

В конце издания обычно приводятся алфавитные списки названных в обзоре произведений.

Примеры обзоров:

 




ПАМЯТКА

Памятка предназначена для помощи читателям в первоначальном знакомстве с книгами о деятельности какого-либо лица или об общественно значимом событии. Памятка рекомендует читателю минимум литературы, связанной с памятной датой, узким вопросом.

Персональная памятка – создается обычно к знаменательным или памятным датам, имеет целью познакомить читателя с основными произведениями определенного лица (писателя, деятеля культуры и т.д.) и помочь в изучении его жизни и творчества.

Разделы памятки следуют друг за другом в определенном порядке: введение, краткая биографическая справка или описание событий, обзор публикаций или рекомендательный список литературы.

Часто библиотекари оформляют памятки в виде буклета, т.е. издания в виде одного листа печатного материала, согнутого в два или более сгибов.

Примеры памяток:

 

ПЛАКАТ или АФИША

Листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, отпечатанное с одной или обеих сторон листа, предназначенное для экспонирования (книги, памятной или юбилейной даты, мероприятия).

Примеры библиотечных плакатов:

 


 

 




СПИСОК

Библиографический список включает сведения о произведениях, как правило, по узкой, конкретной теме или вопросу. Библиографические списки бывают информационные и рекомендательные.

Информационный список относится к пособиям с простой структурой и составляется с целью регулярного оповещения читателей о новых поступлениях в фонды библиотеки. Информационные списки отражают или новую литературу или документы предназначенные специалистам той или иной области.

Наиболее распространенными и простыми информационными библиографическими списками являются списки-закладки «С чего начать» и «Что читать дальше».

Список-закладка «С чего начать». Составляется в тех случаях, когда читателю нужна помощь в самостоятельном изучении интересующего его вопроса. В отличие от обычного списка литературы, список «С чего начать» рекомендует первые книги для чтения, близкие по содержанию и степени доступности (3 – 5 названий), которые дают лишь самые основные сведения по теме. Этот вид пособия рассчитан на читателей-неспециалистов, главным образом, молодежь. Литературу из такого списка можно читать по выбору. Также пишут небольшой вступительный текст и аннотации. Текст содержит краткую характеристику темы, раскрывает ее значение. В аннотации желательно показать специфику каждой книги – по содержанию, форме изложения, подчеркнуть ее значение в ряду других книг. Таким образом, списки «С чего начать» не ставят перед читателем задачи обязательного чтения всех произведений подряд. Они сочетают оперативность и краткость информации о литературе с элементами рекомендации, популяризации книг по наиболее интересным темам краеведения.

Список-закладка «Что читать дальше…». Позволяет читателю расширить, углубить знания об интересующих его вещах. Известно, что книга, которая произвела сильное впечатление, вызывает желание знать как можно более подробно обо всем, что связано с ее героями, желание прочитать другие интересные произведения по этой же теме. Здесь может оказать помощь небольшой список, который оформляется как закладка в определенную книгу (роман, повесть, мемуары) на ту или иную тему. Списки «Что читать дальше» не предусматривают соблюдения определенной последовательности в чтении произведений. Они предоставляют читателю возможность выбора (взять те книги, которые его больше интересуют). При оформлении закладки на лицевой стороне (или на обложке) приводят библиографическое описание заглавного произведения, могут дать здесь же краткую аннотацию. Но чаще всего для связи с другими произведениями служит текст, который помещается в основной части пособия. Готовая закладка тиражируется и вкладывается в ту книгу, к которой она составлена. Выдается вместе с книгой. После чтения литературы по закладке, можно предложить читателю рекомендательный указатель по нужной ему теме.

Рекомендательный список – имеет более сложную структуру, его цель заинтересовать темой. Составляется рекомендательный список, как правило, по наиболее важным или актуальным темам. Объем рекомендательного списка обычно невелик: 15 – 20 названий книг, статей и электронных документов, вышедших и опубликованных преимущественно в течение последних трех-пяти лет.

Структура списков: вступление (предисловие), библиографические записи (БЗ).
Аннотации должны быть четкими, краткими, продуманными. Произведения

группируются по разделам, причем вначале обязательно помещают общий раздел, где рекомендуются книги и статьи по теме в целом, а затем 2 -3 частных раздела. Внутри разделов сначала приводятся библиографические описания наиболее ценных, интересных и доступных материалов. Структура списка внутри раздела может предусматривать следующее деление: книги, материалы периодической печати, информация сети Интернет, мультимедийные издания в алфавите авторов и произведений. К каждому разделу даются небольшие вводные тексты или цитаты, объясняющие суть раздела.

Примеры списков:

 




ФЛАЕР

Флаер - красочно оформленная рекламная карточка (листовка) небольшого размера, сообщающая о проведении какого-либо мероприятия. При изготовлении флаера часто указывают тему, дату и время проводимого мероприятия, его участников, а при необходимости - схему проезда. Основное отличие флаера от листовки – более плотная бумага, которая дольше сохраняет внешний вид флаера. Также плотная бумага придаѐт флаеру презентабельный вид. Наиболее распространѐнные форматы флаеров: 10х7 см, 10х15 см, 20х10 см.

Примеры флаеров:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: