Активизация базы знаний

«Вы по фрагментам картинки догадались, что здесь нарисо­ваны цветы, но мы их увидим целиком только, если правильно соберем (дети по одному выходят к доске и находят соот­ветствующую половинку к рисунку, остальныепроверяют правильность)».

«Какие цветы, которые вы видите, можете назвать? Назва­ния которых из них вы не знаете?... А имена всех ли ребят группы вы знаете? Посмотрите, кого сегодня нет?»

Работа с сюжетной картиной

«В саду растут цветы, а в детском саду... Значит, ребята! тоже похожи на цветы? Чем? (за ними нужно ухаживать, забо типтъся). Цветам нужна вода, свет и тепло, а детям что нужно...Цветы растут лучше тогда, когда ты их любишь. А дети как?,|...Как вы узнаете, что вас любят? Правильно, нужно улыбнуться, | посмотреть в глаза, ласково дотронуться и сказать: «Я тебя люблю!» И цветы тоже чувствуют, кто их любит. Давайте посмотрим на картинку».

Педагог выставляет сюжетную картину.

«Это сад. В саду растут красивые цветы. Девочки полива-1 ют цветы, мальчик вырывает сорняки. Другой мальчик рыхлит землю».

Вопросы к детям:

1. Какие цветы растут в саду? (Розы, лилии, тюльпаны, астры.) А в детском саду «кто растет»?...

2. Почему эти цветы называют садовыми? (Они растут в саду).\
А детей можно назвать «садовыми»? А как их можно назвать?...

3. Как ухаживают за садовыми цветами? (Их поливают, рыхлят вокруг землю, вырывают сорняки. Сорнякиэто трава, которая мешает расти цветам.) А за детьми в саду кто ухаживает?...

4. Почему в саду растут такие красивые цветы? (За ними уха­живают, их поливают, рыхлят вокруг землю, вырывают»
сорняки.)
Почему в саду растут такие хорошие дети?...

5. Что будет с садовыми цветами, если за ними не ухаживать?
(Они завянут и погибнут.) Что будет с маленькими детьми,
если воспитательница не будет за ними смотреть? (убегут,
потеряются, упадут, ушибутся и т. д.)
А вы еще ма­ленькие или уже большие? Почему вы так думаете?...






Сравнение

«Выросли на грядке тюльпаны. Все очень красивые, ноя разные».

—Какой из них ниже всех? (Желтый.) Дадим Саше. Бу­дем играть.

—Какой из них выше всех? (Красный.) Кому дадим?.. Даше.

 

- Какой из них выше, чем оранжевый? (Розовый.) Кому
дадим?..

- Какой из них ниже, чем розовый? (Оранжевый.) Кому
дадим?..

«Кто из ребят выше всех? Ниже всех? Кто выше, чем Саша? Кто ниже, чем... Молодцы!

А можно сказать, что Даша лучше Саши, ведь она выше его?... Правильно, и с цветами так: разве лучше красный тюль­пан желтого? Вместе они — все равно тюльпаны. Каждый из них хорош по-своему. Кто-то любит красные, кто-то любит жел­тые. А вы какие любите?»



Физкультурная минутка

«Подставку с цветами ставлю на пол. Давайте их польем».

Дети стоят в кругу.

«Раздаю лейки (пустые). Возьмем лейку в левую руку. «По­ливаем» влево-вправо — вот так, влево-вправо — вот так. Возьмем теперь в правую руку — вот так, вот так. А теперь опять в левую руку (влево-вправо) (правойрукойаналогично)».

Анализ

«А теперь угадайте, про какой цветок я рассказываю. На доске его изображение есть. «У нее гладкий стебель, на стеб­ле — длинные тонкие листья, на бутоне — листья, закрученные наружу». (Лилия.) Правильно, лилия.

Другой цветок: «У него гладкий стебель, на нем — широ­кие острые, длинные листья, а листья бутона закручены внутрь». (Тюльпан.)

А теперь про вас загадаю. «У кого сегодня серые колготки, коричневые шорты, голубая рубашка?» Теперь вы мне загадку про ребят загадайте. Нужно загадать про кого-то одного — при­думайте сами, про кого. Мне не говорите. По очереди загады­вайте, описывая его одежду».

Синектика

Чем похожи лилия и тюльпан?

— Стебель похож? (Да.) Чем похож? (Гладкий.)
У лилии и тюльпана гладкий стебель.

— Листья стебля похожи? (Да.) Чем похожи? (Длинные и
острые.)

У лилии и тюльпана листья стебля длинные и острые.

—Чем не похожи?

—Чем не похожи листья стебля?

У лилии — тонкие, у тюльпана — толстые.

— Листья бутона чем не похожи?

У лилии — закручены наружу, у тюльпана — закручены внутрь.

Чем похожи мальчики группы? Девочки?



Оценка

Педагог положительно оценивает работу всех детей не занятии, выделяя некоторых ребят за быстроту ответа, оригинальность ответа, хорошее поведение.

3 этап — уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов. Работа на данном уровне связана с переводом психических функций на уровень произвольной регуляции (произвольного внимания и памяти), развитие словесно-логического мышления и воображения, формирование иерархии мотивов поведения. Последнее обеспечивается за счет формирования оптимального статуса переднелобных отделов коры головного мозга.

Можно выделить следующие условия успешности психокоррекционной работы.

Первое условие. Все виды занятий должны быть направлены на:

усвоение основных категорий и смысловых отношений в
общей Картине мира (Мир природы, Мир вещей, Мир людей,
Я сам) и внутри каждой из них;

усвоение основных способов ориентировки в материале.

Остановимся на особенностях проведения занятий данного цикла.

Чаще всего в них выделяются следующие структурные компоненты:

• организационный момент (сообщение темы, формулировка
проблемы);

• активизация базы знаний (задание на познание и понимание);

• задание на применение полученного знания;

• задание на анализ и синтез, синектику;

• задание на оценку.

Их выделению способствуют определенные «ключевые слова и фразы»1 — слова и фразы, которые несут основную смысловую нагрузку на занятии, создают установку на включе­ние в него, переключение на другой вид деятельности и способ­ствуют активизации мыслительных процессов ребенка или группы детей. Рассмотрим их по отдельности.

«Ключевые слова и фразы, направленные на активизацию
познания»
— «соотнесите», «перечислите», «расскажите»,
«сформулируйте», «установите», «опишите» и т. д.

«Ключевые слова и фразы, направленные на активизацию
понимания»
— «расскажите своими словами»; «опишите,
что вы чувствуете относительно...»; «суммируйте»; «пока­
жите взаимосвязь»; «объясните смысл» и т. д.

«Ключевые слова и фразы, направленные на активизацию
применения»
— «продемонстрируйте»; «покажите, как...»;
«объясните цель применения»; «воспользуйтесь этим, что­
бы решить» и т. д.

«Ключевые слова и фразы, направленные на активизацию
анализа»
— «разложите на составляющие», «объясните
причины», «сравните», «разложите по порядку», «класси­фицируйте»; «объясните, как и почему», и т. д.

«Ключевые слова и фразы, направленные на активизацию
синтеза»
— «разработайте новый вид продукта», «создай­те», «придумайте»; «что произойдет, если...»; «придумайте другой вариант», «есть ли другая причина» и т. д.

«Ключевые слова и фразы, направленные на активизаций оценки» — «установите нормы», «отберите и выберите
«взвесьте возможности», «подскажите критические замечания»; «выберете то, что вам больше нравится»; «что ш
думаете о...» и т. д.

Приведем пример психокоррекционного занятия на данном этапе.

Конспект занятия по психокоррекции1 (старшая группа, второй год обучения, ЗПР)

Тема: «Домашние животные» Цели и задачи:

• устранение дисфункций на уровне ощущений и управления собственным телом.

• формирование навыков произвольной саморегуляции;

• закрепление навыков эффективных совместных действий;

• развитие произвольного внимания и памяти;

• развитие воображения;

• развитие логического мышления.

















Литература

Киплинг Р. Кошка, которая гуляла сама по себе. Лопухина И. Стихи и упражнения для развития ребенка.] Парамонова Л. Г. Стихи для развития речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: