Методы и приёмы
· наглядный (показ слайдов, картинок);
· словесный (загадывание загадок, вопросы и ответы, указания, пояснения, беседа);
· практический (исследовательская деятельность, лепка и роспись посуды);
· игровой (сюрпризный момент, дидактическая игра с бубном, создание игровой ситуации (игра – путешествие в сказку)
Предварительная работа:
Совместная с детьми деятельность
· Создание предметно-развивающей среды в группе, оформление интерьера русской избы;
· разучивание пословиц, загадок, примет, небылиц, народных игр;
· экскурсия в музей;
· чтение художественной литературы;
· разучивание хоровода;
· проведение бесед о русских традициях и народно декоративно – прикладном искусстве.
· Беседы: «Что такое Родина»? «Какие русские народные традиции знаете»? «Расскажи о семейных традициях». «Важно ли соблюдать традиции своего народа»? «Игрушки наших бабушек». Обсуждение пословиц: С каким народом живёшь, его традиции ты бережёшь и др.
· Познавательно-исследовательская деятельность: Исследование традиционных праздников обычаев и декоративно – прикладного искусства. «Путешествие в прошлое народных костюмов», «история празднования народных календарных праздников. «Истории семейных традиций», «Профессия – гончар».
· Дидактические игры: «Отгадай по описанию», «Что перепутал художник»? «Доскажи слова из сказки», «Чей сувенир».
· Чтение художественной литературы: Загадки, пословицы, поговорки, заклички, народные приметы, небылицы, сказки: «Иван – Царевич и серый волк», «По – щучьему веленью, по – моему хотенью», «Лиса и журавль», «царевна – лягушка»
Самостоятельная деятельность детей:
· Просмотр книг и иллюстраций
· Настольно – печатные игры
· Сюжетно - ролевые и подвижные народные игры.
· Настольно - печатные игры: «Народные промыслы», «Наша Родина», мозаика «Составь узор».
· Сюжетно-ролевые игры: «День рождение», «Первое купание», «Дочки - матери», «Кафе», «Театр», «В музее», «Ярмарка».
Оборудование: Русские народные костюмы, презентация сказки – слайды, атрибуты к игре «Карусель», эмблемы для детей, старинные предметы, веретено для игры, солёное тесто, плоскостная посуда, гуашь, кисти, салфетки, непроливайки, 3 мольберта, кукла, амулеты,
Посиделки.
1. Дети и воспитатель в русских народных костюмах.
Ритуал НОД:
Вместе хлопнули в ладоши,
Дружно топнули ногою.
Поприветствуем друг друга
Игру по традиции начинаем с круга.
2. Воспитатель: Ребята, о чём мы с вами целую неделю говорили? Про что узнавали?
Дети: Про традиции и обычаи.
Воспитатель: К нам пришла гостья, она говорит, что только вы её можете помочь, кто она вы узнаете из сказки. Присаживайтесь на коврики перед экраном.
(1 слайд) В некотором царстве, (2 слайд) в некотором государстве (3 слайд) жила капризная принцесса, (4 слайд) которая никого не слушала и всё делала наперекор другим, главное не соблюдала традиции своего Государства, (5 слайд) и тем самым огорчала своего батюшку – царя.
(6 слайд) В январские зимние дни всё царство готовилось к традиционному празднованию рождества; шили костюмы, готовили подарки, разучивали песни – колядки. (7 слайд) Все были в ожидании Рождественских чудес. Ведь в эту рождественскую ночь и происходят настоящие чудеса. Одна принцесса не принимала никакого участия, а только посмеивалась над всеми и говорила: «Ну, подумаешь – Рождество, всё равно никаких чудес не происходит в этот день, без праздника обойдусь, и ничего мне за это не будет».
(8 слайд). Вот наступило долгожданное 7 января. Все жители данного государства в маскарадных костюмах с традиционными блюдами, с песнями, отправились колядовать. Осталась принцесса одна. (9 слайд) Как только пробило 12 часов ночи, налетел сильный ураган, от которого распахнулись настежь окна и двери. Мощный вихрь подхватил принцессу и унёс (10 слайд) далеко – далеко от своего государства.
С той поры принцесса ищет дорогу домой, но путь найдёт в том случае, когда узнает, что такое традиции и насколько важно их соблюдать, будь ты – принцессой или простым человеком. (11 слайд) Так принцесса добралась до нашего детского сада. Поможем ей, ребята?
Дети: Да.
Воспитатель:
Ты принцесса посиди,
Русские традиции посмотри.
Воспитатель: Какие русские традиции вы знаете?
Дети: «Ивана Купала», «Крещение», «Пасха», «Троица», «Рождество», «Масленица», «Вербное воскресенье».
Воспитатель: Что ещё узнали про традиции?
Ответы детей:
Воспитатель: Катя расскажет о традиционном праздновании Рождества. Присаживайтесь, пожалуйста, на скамейки.
2. Презентация традиций:
1 .Рождество (обычаи: делать подарки, угощать, шить маскарадные костюмы, разучивать колядные песни, примета…). (слайды)
Воспитатель: Зоря Арина расскажет всё о масленице. (презентация с рисунками)
2.Масленница - проводы зимы (обычаи: блины, игры, сжигание чучело, приметы.. ( рисунки)
Воспитатель: Какая масленица без весёлых каруселей!
Дети дружно не зевайте,
Ленты быстро разбирайте!
Еле, еле, еле, еле,
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, Тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!
Воспитатель: Танюшка расскажет о русском старинном обычаи, париться в бане (презентация с иллюстрациями).
Русская баня»
Воспитатель: За прекрасные презентации мы выражаем вам благодарность.
Воспитатель: Уважаемая, принцесса, ты всё запоминаешь? Эти традиции к нам пришли из далёкого, далёкого прошлого, они передавались из поколения в поколение. Я надеюсь, что вы тоже будете поддерживать культуру своего народа и передавать её своим детям и внукам.
3. Воспитатель: Ребята, вставайте в круг. Посмотрите на нас, в каких мы костюмах, как они называются?
Дети: Русские народные. В них раньше ходили наши прабабушки и прадедушки на праздники (показ костюмов на экране будничных и праздничных).
Воспитатель: После рабочего дня в зимние вечера женщины и мужчины собирались в одном доме. Как это называлось?
Дети: посиделки.
Воспитатель: Вы хотите отправиться в прошлое на посиделки?
Жизнь без праздника и посиделок, что еда без хлеба.
Воспитатель: Сначаланадо преодолеть препятствие:
Игра бубном
Ты катись весёлый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого весёлый бубен,
Тот загадку скажет нам,
Назовёт старинный предмет и его предназначение,, пословицу, небылицу, примету, сказку, подберёт пословицу к сказке «Лиса и журавль», к какой сказке относится пословица «Век живи, век учись», дразнилку, считалку, присказку.
Открыть занавес.
5. Детушки, мои любимые!
Оглянитесь вокруг,
Да скажите-ка мне, вдруг!
Где мы с вами находимся?
Дети: В горнице.
Воспитатель: что такое горница?
Дети: Это одна из самых светлых и просторных комнат, где хозяева встречают гостей.
Воспитатель: Что самым главным является в доме?
Дети: Печь и стол.
Воспитатель: Почему?
Дети: Печь, как мать родная, она греет, еду варит, спать на ней можно. Стол называли – ладонь – божья.
Воспитатель: Почему же нас никто не встречает? Давайте закликать хозяйку.
Хозяюшка, выходи
Гостей в горнице прими!
Воспитатель: А вот и хозяйка нас встречает с караваем.
Девочка: Дай Бог тому,
Кто к нашему двору,-
Дорогим гостям,
Милым детушкам. Наделил бы вас Господь
И житиём, и бытиём, и здоровьицем!
Ребёнок: В нашей стране принято дорогих гостей встречать хлебом и солью.
Воспитатель: Хозяюшка, мы не одни пришли, гость дорогую привели, можно мы её на почётно место посадим.
(Хозяюшка сажает принцессу за стол)