Где мы с вами находимся?

Методы и приёмы

· наглядный (показ слайдов, картинок);

· словесный (загадывание загадок, вопросы и ответы, указания, пояснения, беседа);

· практический (исследовательская деятельность, лепка и роспись посуды);

· игровой (сюрпризный момент, ди­дактическая игра с бубном, создание игровой ситуации (игра – путешествие в сказку)

Предварительная работа:

Совместная с детьми деятельность

· Создание предметно-развивающей среды в группе, оформление интерьера русской избы;

· разучивание пословиц, загадок, примет, небылиц, народных игр;

· экскурсия в музей;

· чтение художественной литературы;

· разучивание хоровода;

· проведение бесед о русских традициях и народно декоративно – прикладном искусстве.

· Беседы: «Что такое Родина»? «Какие русские народные традиции знаете»? «Расскажи о семейных традициях». «Важно ли соблюдать традиции своего народа»? «Игрушки наших бабушек». Обсуждение пословиц: С каким народом живёшь, его традиции ты бережёшь и др.

· Познавательно-исследовательская деятельность: Исследование традиционных праздников обычаев и декоративно – прикладного искусства. «Путешествие в прошлое народных костюмов», «история празднования народных календарных праздников. «Истории семейных традиций», «Профессия – гончар».

· Дидактические игры: «Отгадай по описанию», «Что перепутал художник»? «Доскажи слова из сказки», «Чей сувенир».

· Чтение художественной литературы: Загадки, пословицы, поговорки, заклички, народные приметы, небылицы, сказки: «Иван – Царевич и серый волк», «По – щучьему веленью, по – моему хотенью», «Лиса и журавль», «царевна – лягушка»

Самостоятельная деятельность детей:

· Просмотр книг и иллюстраций

· Настольно – печатные игры

· Сюжетно - ролевые и подвижные народные игры. 

· Настольно - печатные игры: «Народные промыслы», «Наша Родина», мозаика «Составь узор».

· Сюжетно-ролевые игры: «День рождение», «Первое купание», «Дочки - матери», «Кафе», «Театр», «В музее», «Ярмарка».

Оборудование: Русские народные костюмы, презентация сказки – слайды, атрибуты к игре «Карусель», эмблемы для детей, старинные предметы, веретено для игры, солёное тесто, плоскостная посуда, гуашь, кисти, салфетки, непроливайки, 3 мольберта, кукла, амулеты,

 

 

Посиделки.

1. Дети и воспитатель в русских народных костюмах.

Ритуал НОД:

Вместе хлопнули в ладоши,

Дружно топнули ногою.

Поприветствуем друг друга

Игру по традиции начинаем с круга.

2. Воспитатель: Ребята, о чём мы с вами целую неделю говорили? Про что узнавали?

Дети: Про традиции и обычаи.

Воспитатель: К нам пришла гостья, она говорит, что только вы её можете помочь, кто она вы узнаете из сказки. Присаживайтесь на коврики перед экраном.

    (1 слайд) В некотором царстве, (2 слайд) в некотором государстве (3 слайд) жила капризная принцесса, (4 слайд) которая никого не слушала и всё делала наперекор другим, главное не соблюдала традиции своего Государства, (5 слайд) и тем самым огорчала своего батюшку – царя.

    (6 слайд) В январские зимние дни всё царство готовилось к традиционному празднованию рождества; шили костюмы, готовили подарки, разучивали песни – колядки. (7 слайд) Все были в ожидании Рождественских чудес. Ведь в эту рождественскую ночь и происходят настоящие чудеса. Одна принцесса не принимала никакого участия, а только посмеивалась над всеми и говорила: «Ну, подумаешь – Рождество, всё равно никаких чудес не происходит в этот день, без праздника обойдусь, и ничего мне за это не будет».

    (8 слайд). Вот наступило долгожданное 7 января. Все жители данного государства в маскарадных костюмах с традиционными блюдами, с песнями, отправились колядовать. Осталась принцесса одна. (9 слайд) Как только пробило 12 часов ночи, налетел сильный ураган, от которого распахнулись настежь окна и двери. Мощный вихрь подхватил принцессу и унёс (10 слайд) далеко – далеко от своего государства.

    С той поры принцесса ищет дорогу домой, но путь найдёт в том случае, когда узнает, что такое традиции и насколько важно их соблюдать, будь ты – принцессой или простым человеком. (11 слайд) Так принцесса добралась до нашего детского сада. Поможем ей, ребята?

Дети: Да.

Воспитатель:

Ты принцесса посиди,

Русские традиции посмотри.

Воспитатель: Какие русские традиции вы знаете?

Дети: «Ивана Купала», «Крещение», «Пасха», «Троица», «Рождество», «Масленица», «Вербное воскресенье».

Воспитатель: Что ещё узнали про традиции?

Ответы детей:

Воспитатель: Катя расскажет о традиционном праздновании Рождества. Присаживайтесь, пожалуйста, на скамейки.

    2. Презентация традиций:

1 .Рождество (обычаи: делать подарки, угощать, шить маскарадные костюмы, разучивать колядные песни, примета…). (слайды)

Воспитатель: Зоря Арина расскажет всё о масленице. (презентация с рисунками)

2.Масленница - проводы зимы (обычаи: блины, игры, сжигание чучело, приметы.. ( рисунки)

Воспитатель: Какая масленица без весёлых каруселей!

Дети дружно не зевайте,

Ленты быстро разбирайте!

Еле, еле, еле, еле,

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, Тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра!

Воспитатель: Танюшка расскажет о русском старинном обычаи, париться в бане (презентация с иллюстрациями).

Русская баня»

Воспитатель: За прекрасные презентации мы выражаем вам благодарность.

Воспитатель: Уважаемая, принцесса, ты всё запоминаешь? Эти традиции к нам пришли из далёкого, далёкого прошлого, они передавались из поколения в поколение. Я надеюсь, что вы тоже будете поддерживать культуру своего народа и передавать её своим детям и внукам.

3. Воспитатель: Ребята, вставайте в круг. Посмотрите на нас, в каких мы костюмах, как они называются?

Дети: Русские народные. В них раньше ходили наши прабабушки и прадедушки на праздники (показ костюмов на экране будничных и праздничных).

Воспитатель: После рабочего дня в зимние вечера женщины и мужчины собирались в одном доме. Как это называлось?

Дети: посиделки.

Воспитатель: Вы хотите отправиться в прошлое на посиделки?

Жизнь без праздника и посиделок, что еда без хлеба.

Воспитатель: Сначаланадо преодолеть препятствие:

Игра бубном

Ты катись весёлый бубен,

Быстро, быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,

Тот загадку скажет нам,

Назовёт старинный предмет и его предназначение,, пословицу, небылицу, примету, сказку, подберёт пословицу к сказке «Лиса и журавль», к какой сказке относится пословица «Век живи, век учись», дразнилку, считалку, присказку.

Открыть занавес.

5. Детушки, мои любимые!

Оглянитесь вокруг,

Да скажите-ка мне, вдруг!

Где мы с вами находимся?

Дети: В горнице.

Воспитатель: что такое горница?

  Дети: Это одна из самых светлых и просторных комнат, где хозяева встречают гостей.
Воспитатель: Что самым главным является в доме?

 Дети: Печь и стол.

Воспитатель: Почему?

Дети: Печь, как мать родная, она греет, еду варит, спать на ней можно. Стол называли – ладонь – божья.

Воспитатель: Почему же нас никто не встречает? Давайте закликать хозяйку.

Хозяюшка, выходи

Гостей в горнице прими!

Воспитатель: А вот и хозяйка нас встречает с караваем.

Девочка: Дай Бог тому,

Кто к нашему двору,-

Дорогим гостям,

Милым детушкам. Наделил бы вас Господь

И житиём, и бытиём, и здоровьицем!

Ребёнок: В нашей стране принято дорогих гостей встречать хлебом и солью.

Воспитатель: Хозяюшка, мы не одни пришли, гость дорогую привели, можно мы её на почётно место посадим.

(Хозяюшка сажает принцессу за стол)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: