В настоящее время существует ряд противоречий и неясностей в определении тренинга как особой области прикладной психологии. До сих пор каждая работа, посвященная данной проблеме, начинается с определения понятия тренинга. В наиболее широком контексте термин «тренинг» используют для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы. Однако параллельно существуют и такие понятия, как групповая психотерапия, психокоррекционные группы, группы опыта, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории. Отсутствие четкого определения терминов связано с тем, что тренинговые группы работают на стыке психотерапии и психокоррекции, с одной стороны, и обучения – с другой.
Термины групповая терапия, коллективная психотерапия и психотерапия в группе, означают использование какого-либо психотерапевтического метода в группе больных. В этом случае психотерапевт воздействует психологическими средствами на большое количество пациентов одновременно.
|
|
Групповая психотерапия гораздо старше психологического тренинга – ее возникновение в собственном смысле слова исследователи относят к 1904-1905 гг., связывая этот момент с врачебной деятельностью И. В. Вяземского (Россия) и Дж. Прэтта (США), а появлением термина «групповая психотерапия» мы обязаны Дж. Морено, предложившему его в 1932 году.
Групповая психотерапия – психотерапевтический метод, использующий факторы групповой динамики для решения эмоциональных, личностных, поведенческих проблем людей, а также для совершенствования личности. Психотерапевтическая группа – группа, в которой психотерапевтические методы могут применяться не только для лечения психических нарушений, но и для реализации более широких целей (улучшения самопонимания и самопознания, уточнения своих жизненных целей, направления и способов желаемых изменений и т.п.). Условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности.
Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности.
Групповую психологическую коррекцию обычно рассматривают не только (и не столько) как метод, применяемый в медицине, но и в качестве направления деятельности практического психолога (не обязательно врача-психотерапевта).
|
|
Тренинговые группы – все специально созданные малые группы, участники которых (психически здоровые люди) при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания).
Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, является ряд характеристик и особенностей тренинговых групп:
- В группах развиваются определенные настроения и определенная атмосфера.
- В группах выстраиваются совместные темы. Совместная тема — это вопрос или проблема, волнующая группу и занимающая мысли ее участников в определенный период времени.
- Группы развивают нормы и системы убеждений.
- Группы характеризуются сплоченностью и проницаемостью своих границ. Степень открытости, которую члены группы могут себе позволить, зависит от уровня доверия и сплоченности, существующих в группе.
- Группы постоянно развиваются и меняют свои характеристики на протяжении определенного периода времени.
- Группа предоставляет ее участникам возможности для сравнений. В групповой работе речь идет о фактическом воздействии на те или иные составляющие самосознания, даже тогда когда подобная цель не ставится, и не осознается.
- Возможность наблюдать происходящее в группе позволяет продуцировать полезное внутреннее научение и становится первым шагом к тому, чтобы самому опробовать новые типы поведения.
- Группа — это среда, где человек получает от других обратную связь о своем собственном поведении.
- Группа — это среда, где проверяются новые типы поведения.
Вопрос о том, нужны ли вообще практической психологии тренинговые группы, связан с выяснением тех достоинств, которые имеет групповая форма по сравнению с индивидуальной.
Преимущества психологической групповой работы.
1. Групповая работа является более экономичной. Это является одной из важнейших причин распространения разнообразных форм групповой психотерапии в последние два десятилетия.
2. В самой группе заложены уникальные психотерапевтические возможности, которые отсутствуют в индивидуальной психотерапии. Это, прежде всего, межличностное (социальное) обучение, получение обратной связи от участников группы, оказание поддержки при испробовании новых способов поведения, использование альтруизма и возможности универсализации проблем.
3. Группа отражает общество в миниатюре, по сути дела в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников.
4. Группа предоставляет участникам возможность обмениваться жизненным опытом, способами «создания» и решения проблем, учиться на опыте других участников.
Однако групповая психотерапия не является панацеей от всех проблем человека. Ее применение имеет определенные границы.
1. Эффективность психотерапевтических групп в психиатрической клинике вызывает много сомнений и дискуссий.
2. Предполагается, что некоторые люди из-за своих личностных свойств не могут эффективно решать свои проблемы в группе, а, попав в нее, мешают делать это другим участникам.
3. Групповая атмосфера, возникающая благодаря сплоченности участников и групповым правилам, может способствовать конформности поведения участников.
4. Некоторые групповые нормы, необходимые для эффективной работы группы, могут порождать иллюзии. Поэтому иногда человек начинает «жить» в группе, ничего не меняя в своей реальной жизни.