Специфика постижения истины в социально-гуманитарном познании

Вопрос о достижении объективно-истинного знания в социально-гуманитарных науках решается неоднозначно.

М. Вебер основную трудность в решении этого вопроса видел в том, что эта сфера знания тесно связана с субъективными, ценностными предпосылками.

Это: партийная ограниченность, психологические барьеры, невозможность полного устранения у исследователей их оценочной позиции, их тенденциозность и т.п.

Вебер отмечал: что ученый-гуманитарий, имеющий свою политическую и нравственную позицию, а также свой эстетический вкус, не может не относиться положительно или отрицательно к изучаемому им явлению, но его отношение не должно сказываться на результатах исследования.

Большой вклад в разработку концепции истины и применения ее к социально-гуманитарным наукам внес К. Поппер.

В социально-гуманитарных науках, как и в естественных, должна применяться общая (формальная) логика.

Для первых характерна ситуационная логика – «ситуационный анализ.

Под ситуационным анализом Поппер понимает «определенный вид пробных или предположительных объяснений некоторого человеческого действия, апеллирующих к той ситуации, в которой находится человек, производящий действие».

Таким образом, ситуационный анализ – это метод неэмпирического, а теоретического исследования.

Задача: различение ситуации, какой ее видел познающий субъект, и ситуации, какой она была на самом деле.

Другая задача ситуационного анализа – не только объяснить теорию, предложенную ученым в качестве адекватной, но и объяснить его неудачу при построении такой теории.

Проблема истины и специфика ее достижения в СГН являются предметом исследования Г. Гадамера.

Истина – не только характеристика познания, а характеристика самого бытия.

Согласно Гадамеру, важнейшим средством, способом постижения истины в гуманитарном познании является искусство.

Искусство есть способ раскрытия истины. Через произведения искусства люди учатся понимать в них себя.

Задача эстетикиобосновать искусство как особый тип познания, отличающийся от всякого понятийно-рационального познания.

Говоря о специфике постижения истины в СГН, отмечают тесную связь социального познания с многообразной системой ценностей и смыслов. Поэтому истина в социогуманитарном познании обусловлена как ценностно-смысловыми факторами, так и всей спецификой социально-гуманитарного познания.

 

 

Время, пространство, хронотоп

В социальном и гуманитарном знании.

1. Философской понятие пространства и времени.

2. Пространство в гуманитарном познании.

3. Социальное и культурно-историческое время.

4. Понятие «хронотоп» в социально-гуманитарном познании.

 

Философской понятие пространства и времени.

Человек живет в пространстве, осознавая свою зависимость от таких его характеристик, как размеры, границы, объемы, т.е. человек сосуществует с пространством.

Таким образом, пространство – это особым образом организованная совокупность объектов и процессов.

Понимание пространства и времени можно свести к двум фундаментальным подходам:

1- субстанциальному,

2- реляционному.

Субстанциальная концепция (начиная с Ньютона и Галилея) пространство и время рассматриваются как особого рода сущности, некоторые субстанции, существующие сами по себе, независимо от материальных объектов. Они – как вместилище тех материальных вещей, процессов и событий, которые происходят в мире.

Время – как абсолютная длительность, пространство – как абсолютная протяженность.

В реляционной концепции пространство и время рассматриваются как особые отношения между объектами и процессами (начиная со второй половины XIX века).

 

Пространство и время – как относительные свойства бытия, зависящие от систем отсчета.

Они не являются независимыми онтологическими сущностями, производны от конкретных физических событий и взаимодействий. Реально только физическое событие, которое можно описать в пространственно-временных характеристиках.

Существуют многообразие пространственно-временных уровней бытия, поскольку человек живет не только в мире физическом, но и в мире социальном, духовном, биологическом и т.д.

Феномены пространства и времени принимают различные образы в зависимости от той или иной культуры. Так, представители разных культур различным образом могут описать временное состояние, т.е. по-разному отнестись к расположению событий во времени.

 

Пространство в гуманитарном познании.

Пространство несет в себе не только физические представления, но и глубочайший человеческий смысл.

Человек как личность живет не просто в физическом, а в особом культурно-смысловом пространстве, состоящем из различных значащих мест, оказывающих самое прямое влияние на наше поведение и образ мыслей. Такое пространство в социально-гуманитарном познании принято обозначать как социальное пространство.

 

Социальное пространство:

1) является общим проживанием и общим переживанием, благодаря деятельности совместно живущих людей;

2) оно означает не столько протяженность, сколько интенсивность и наполненность отношений;

3) обладает особым человеческим смыслом; оно становится пространством ноосферы. (Ноосфера – сфера разума). Последнее исторически меняется по мере развития общества и культуры.

4) Социальное пространство активно воздействует на общественную и частную жизнь; оно функционирует в качестве своеобразной культурной матрицы.

5) Особенностью социального пространства является значительное несовпадение метрического и топологического, физического и социально-культурного.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: