Лекция: конспектируем материал лекции. Читаем конспект за предыдущие занятия, учим новые понятия, термины.
2)Выполнение практической работы до 11.09.20, крайнее время 20:00, практическую работу присылать на почту miniminielfminiminielf@yandex.ru c указанием ФИО студента.
ЛЕКЦИЯ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Бытие человека в природном и социальном мире.
Сознание и бытие – философские категории. Философия – это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем. Сознание – одно из основных понятий философии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Бытие означает, прежде всего, существование, основанное на положении «я есть».
Сознание выступает в двух формах:
1. Индивидуальной (личной)
2.Общественной
Необходимо различать реальное и идеальное бытие.
Реальное бытие имеет пространственно- временной характер, оно индивидуально и неповторимо и означает действительное существование вещи или человека.
|
|
Идеальное бытие представляет собой сущность предмета. Оно лишено временного, практического характера, остается неизменным. Идеальным бытием обладают ценности, идеи, понятия.
Наука выделяет четыре формы бытия:
1) Бытие вещей, процессов, природы как единого целого;
2) бытие человека
3) бытие духовное
4) социальное бытие
Первая форма бытия – бытие вещей, означает, что природа существует вне сознания человека, она бесконечна в пространстве и во времени как объективная реальность, так же, как и все предметы, созданные человеком.
Бытие человека включает в себя единство телесного и духовного существования. Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них — с духовной жизнью человека.
Человек существует как бы в трех измерениях бытия. Первое — это существование человека как объекта природы, второе — как особи вида homo sapiens, третье — как социально-исторического существа. Каждый из нас — реальность для самого себя. Мы существуем, и вместе с нами существует наше сознание.
Бытие духовного можно условно разделить на два вида: духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов, — индивидуализированное духовное, и то, которое существует вне индивидов, — объективированное духовное. Индивидуализированное бытие духовного включает, прежде всего, сознание индивида. С помощью сознания мы ориентируемся в окружающем мире.
Сознание отличается большой подвижностью, не имеющей внешнего проявления. Люди могут сообщать друг другу о своих мыслях, чувствах, но могут и скрывать их, подстраиваться под собеседника. Конкретные процессы сознания возникают с рождением человека и умирают вместе с ним. Остается только то, что преобразуется во внеиндивидуальную духовную форму или передается другим людям в процессе общения.
|
|
Сознание неотделимо от деятельности мозга и нервной системы человека. В то же время мысль, переживание, образ, созданный в сознании, — не материальные предметы. Индивидуализированное духовное включает в себя не только сознательное, но и бессознательное.
Под бессознательным понимается совокупность психических процессов, лежащих вне сферы осознанного, не подчиняющихся контролю разума.
Бессознательные процессы — это интуиция, сновидения, эмоциональные переживания и реакции. В них может проявляться информация, хранящаяся в подсознании.
Как видно, бытие тесно связано с сознанием — свойством человеческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобразовывать окружающую действительность. В структуру сознания входят чувства и эмоции, самосознание и самооценка человека.
Сознание неразрывно связано с языком. Язык служит важным средством взаимодействия людей в обществе, выполняя функции общения, познания, воспитания и т.д.
Человеческое сознание индивидуально, неповторимо и уникально. Однако человек — существо общественное, поэтому из совокупности сознаний индивидов складывается общественное сознание.
В зависимости от сферы проявления выделяют различные формы сознания: моральное, правовое, научное, обыденное, религиозное, философское и др.
Сознание человека — это одновременно и его самосознание, т.е. осознание своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям. Самосознание не существует обособленно, оно является центром нашего сознания. Именно на уровне самосознания человек не только познает мир, но и воспринимает себя и определяет смысл своего существования.
Первой формой самосознания (самочувствием) является элементарное осознание своего тела и включенности его в мир окружающих вещей и людей.
Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень самосознания — это осознание себя как уникального и неповторимого, непохожего на других людей индивида, обладающего свободой совершать поступки и нести за них ответственности.
Практическая работа «Потребности человека»
Заполните данную таблицу потребностей человека различных эпох на основе известного вам исторического материала, взяв, например, за основу потребности такого рода: физиологические – потребность в мясной пище; экзистенциальные – потребность в смысле жизни; социальные – в семье, престижные – в самоуважении; духовные – в развитии таланта.
Потребности | Первобытная эпоха | Античная эпоха | Средневековая эпоха | Эпоха Нового времени | Современная эпоха |
Физиологические | |||||
Экзистенциальные | |||||
Социальные | |||||
Престижные | |||||
Духовные |
Домашнее задание на 15 сентября:
В помощь к написанию эссе: Ученые разделяют акты деятельности на:
• Дозволенно-должные акты - наделяют человека определенными правами и обязанностями (я должен что-то сделать. т.к этого требует закон, мои должностные обязанности)
• Рекомендуемые акты – акты деятельности, совершаемые добровольно (я могу дать кому-то в долг определенную сумму денег, а могу отказать)
• Запрещаемые акты – идут вразрез с представлениями о дозволенно-должных актах и нарушают их (преступления и т.п.).
|
|