Пропаганда («паблисити», Public Relation или PR) включает в себя использование редакционного, а не платного места и/или времени в средствах распространения информации с целью достижения определенных задач.
К пропаганде прибегают реже, чем к остальным средствам стимулирования сбыта, хотя она обладает огромными потенциальными возможностями при формировании осведомленности и предпочтений на рынке. Необходимо помнить, что использование коммерческой пропаганды эффективно для поддержания и увеличения популярности товара, но не дает результата при завоевании популярности, т. е. для новых товаров.
Основные черты коммерческой пропаганды:
± широкий охват потребительской аудитории;
± достоверность;
± многообразие применяемых форм;
± еще большая, чем у рекламы, неопределенность в измерении эффекта воздействия;
± ориентированность на решение широкомасштабных задач, на долговременную перспективу;
± броскость, возможность эффектного представления фирмы или товара;
± относительно невысокая средняя стоимость одного контакта с аудиторией;
|
|
± повествовательная форма изложения информации, претендующая на объективность.
Для влияния на общественное мнение используются следующие средства:
1. Связь со средствами массовой информации (пресса, телевидение, радио):
1.1 Организация фирмой пресс-конференций.
1.2 Рассылка в СМИ пресс-бюллетеней.
1.3. Производство при участии фирмы кинофильмов, написание статей о ней и ее сотрудниках.
1.4 Организация интервью руководителей и других сотрудников.
1.5 Установление доброжелательных и дружественных отношений с редакторами и сотрудниками СМИ.
2. Печатная продукция:
2.1 Публикация ежегодных официальных отчетов о деятельности фирмы.
2.2 Издание фирменного пропагандистского проспекта.
2.3 Издание фирменного журнала.
3 Участие представителей фирмы в работе съездов и конференций профессиональных или общественных организаций.
4. Организация фирмой всевозможных мероприятий. Например, празднование юбилея.
5. Деятельность фирм, направленная на органы государственного управления:
5.1 Выдвижение фирмами своих людей в государственные органы и лоббирование интересов фирмы.
5.2 Представление новых товаров государственным руководителям. Например, презентация ВАЗ-2110 Б. Ельцину в 1993 году.
5.3 Приглашение государственных деятелей к участию в торжествах, устраиваемых фирмой.
Личная продажа
В последнее время получил широкое распространение директ-маркетинг (прямой маркетинг). К директ-маркетингу относятся: личные взаимоотношения с клиентами, публичные выступления, использование рекомендаций, персональная продажа.
|
|
Личная персональная продажа – это устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения продажи. Коммуникационные особенности личной продажи:
- прямой характер отношений «продавец-покупатель»;
- наличие двусторонней связи, диалога, что позволяет более оперативно реагировать на запросы потребителя;
- отношения носят личностный характер, что может привести к долговременным отношениям, как положительным, так и отрицательным;
- предполагается определенная ответная реакция со стороны покупателя;
- единственный вид коммуникаций, непосредственно заканчивающийся покупкой товара.
Персональная продажа может осуществляться в виде следующих организационных форм:
ü 1. Торговый агент в процессе личной продажи контактирует с одним покупателем.
ü 2. Торговый агент контактирует с группой потребителей.
ü 3. Группа сбыта продавца контактирует с группой представителей покупателя.
ü 4. Проведение торговых совещаний.
ü 5. Проведение торговых семинаров.