Основные законы драматургии в хореографии

Слово «драматургия» происходит от древнегреческого слова «драма», что означает «действие». Драматургом хореографического произ­ведения является балетмейстер – сочинитель. Балетмейстер – сочинитель должен найти "словесное" хореографическое решение, основываясь на. знании законов драматургии, иметь четкое представлений о специфике выразительных средств, возможностях хореографического жанра.

Сегодня при сочинении или анализе хореографического произве­дения мы различаем пять основных частей:

1. экспозиция знакомит зрителей с действующими лицами, помогает составить представление о характере героев. С помощью костюма, декораций, манеры исполнения выявляются приметы времени, создается образ эпохи, определяется место действия. Действие может развиваться неторопливо, постепенно, а может динамично, активно. Длительность экспозиции зависит от задачи, поставленной балетмейстером, от музыкального материала;

2. завязка здесь «завязывается», начинается действие: герои знакомятся друг с другом, между ними возникают конфликты, в развитии сюжета сделаны первые шаги. Длительность завязки не должна быть затянутой, но и краткость ее недопустима, т.к. завязка должна сфокусировать внимание зрителя и подготовить его к дальнейшему действию;

3. ступени перед кульминацией это та часть произведения, где развертывается действие. Конфликт, черты которого определились в завязке, обретает напряженность. Ступени действия могут быть выстроены из нескольких эпизодов. От ступени к ступени динамика действия должна нарастать, подводя его к кульминации. Ступени действия могут развиваться стремительно или, наоборот, имеют плавный, замедленный ход. Иногда для того, чтобы подчеркнуть силу кульминации, надо для контраста прибегнуть к снижению напряженности действия. В этой части раскрываются разные стороны личности героев, идет развитие их характеров, определяются линии их поведения. Сеть отношений, переживаний, конфликтов сплетается в единый драматургический узел, все более привлекая внимание зрителей к событиям, отношениям героев, к их переживаниям. Это самая длительная по времени часть, способствующая развитию сюжета, раскрытию характеров главных действующих лиц;

4. кульминация наивысшая точка развития драматургии хореографического произведения. Здесь достигается наивысшего эмоционального накала динамика развития сюжета, взаимоотношения героев. В бессюжетном хореографическом номере кульминация должна выявляться соответствующим пластическим решением, наиболее интересным рисунком танца, наиболее ярким хореографическим текстом и т.д. Кульминации обычно соответствует наибольшая эмоциональная наполненность исполнения.

5. развязка завершает действие. Она может быть мгновенной, резко обрывающей действие, превращающаяся в финал произведения. Либо, наоборот постепенной. Это идейно - нравственный итог сочинения, который зритель должен осознать в процессе постижения всего происходящего на сцене.

Все части хореографического произведения органично связаны друг с другом, последующая вытекает из предыдущей, дополняет и развивает ее. Законы драматургии сочинителем.

Взаимодействие с музыкальным произведением

Музыка, выбранная для сюжетно-тематической постановки, обязательно должна быть драматургичной, должна быть образной, выразительной, содержательной, эмоциональной. Очень часто неудачи постановок объясняются драматургической беспомощностью музыки, ее бесконфликтностью. Используемый музыкальный материал должен соответствовать тому времени, о котором говорится в постановке.

Главное предназначение музыки в хореографическом произведении – объединять смысловое и хореографическое решение темы или сюжета. Она должна не иллюстрировать, не служит аккомпанементом, а зарисовывать, раскрывать характеры и ситуации, намечать новые связи и взаимоотношения, развивать действие. Работая над замыслом хореографических произведений нельзя мыслить вне музыки, вне музыкальной образности. «Увидеть» музыку сквозь призму хореографического мышления – одна из задач балетмейстера. От этого будет зависеть воплощение замысла, его образное решение. Музыкальная драматургия органично вытекает из драматургии литературной и подчиняется основному закону драматургии, дает широкую возможность для создания контрастного, напряженного сценического действия. Таким образом, музыкальное произведение помогает яркому раскрытию характеров героев, их переживаний, помогает развитию действия, способствует раскрытию содержания и драматургических конфликтов, т.е. тесно действует с основным законом драматургии.

Музыка в хореографическом произведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: