Как определить ведущий глаз

Пробы данной группы можно выполнять стоя и перемежать пробами на выявление ведущей ноги. Вывод о том, какой глаз у ребенка ведущий, педагог-психолог делает по совокупности результатов. При определении ведущего глаза нет такого разброса в результатах, как при выявлении ведущих руки и ноги.

«Тест карандаша». Педагог-психолог предлагает открыть оба глаза и вытянуть руку (любую) с вертикально расположенным в ней карандашом. Нужно сфокусироваться на каком-либо предмете, находящемся за карандашом, так, чтобы они находились на одной линии взгляда, хотя это и будет трудно. Затем следует закрыть сначала один глаз, открыть и закрыть другой. При закрытии одного глаза произойдет резкое смещение карандаша - значит, именно этот глаз ведущий.

«Калейдоскоп». Педагог-психолог предлагает учащимся по очереди подойти к столу, на котором лежит калейдоскоп (вместе с бланком результатов). Задача - встать так, чтобы игрушка оказалась на равном расстоянии от каждой из рук. Далее педагог-психолог просит взять калейдоскоп и посмотреть рисунок. Затем записывает в бланке, какой рукой ребенок берет предмет и каким глазом в него смотрит. Результаты пробы достаточно стабильны

«Прицеливаемся». Школьники подходят к столу (после выполнения одной из проб на определение ведущей ноги), где лежит игрушечный пистолет, и встают так, чтобы расстояние от него было одинаковым до каждой из рук. Задача - показать, как прицеливаются с помощью пистолета. Ведущим считается глаз, от-крытый в этой пробе. Одновременно педагог-психолог отмечает, какой рукой школьник берет и держит игрушку, результаты заносит в бланк.

Если ребенок выполняет все движения одной и той же рукой, необходимо сделать три записи. Если руки постоянно меняются, то при повторении пробы следует отметить, какие руки включены в действие, и вынести окончательное решение о том, симметрично выполняется данная проба или нет. Результаты достаточно стабильны.

«Дырка в карте». Психолог предлагает школьнику небольшой лист бумаги, а в нем в середине маленькое отверстие - около 1 мм. Нужно разместить эту «карту» над любым текстом примерно на расстоянии 10 см от него - так, чтобы была видна какая-либо буква, если смотреть в отверстие двумя глазами. Затем по очереди закрыть глаза. При закрытии одного из них буква исчезнет. Этот глаз и будет ведущим. Проба достаточно стабильна.

!!! При наличии гаплоскопа* стоит провести гаплоскопическую пробу. В зависимости от того, о какой картинке сообщает ребенок, определяется ведущий глаз. Проба достаточно стабильна.

*Гаплоскоп - специальный прибор, с помощью которого ребенок может смотреть одновременно на две картинки, но видеть только ту, изображение которой попадает в ведущий глаз.

«Бинокль». Чтобы провести пробу, необходим бинокль (полевой или театральный), в котором окуляры заранее разбалансированы. Сначала учим школьника настраивать резкость изображения, поворачивая специальное кольцо. Отмечаем, какой рукой он возьмет бинокль. После того как резкость изображения наведена, смотрим в каждый окуляр бинокля и определяем, в какой из них - левый или правый - смотреть лучше. Через тот окуляр, в котором изображение четче, ребенок смотрел ведущим глазом. Проба достаточно стабильна.

Как определить ведущее ухо

Сразу отметим - результаты всех проб на определение ведущего уха нестабильны.

«Прислушиваемся к тиканью часов». Пробу можно выполнять в тот момент, когда пары двигаются по прямой линии. Школьники по очереди подходят к столу, где лежат часы, так, чтобы расстояние от них до каждого уха ребенка было одинаковым. Часы должны быть небольшими с тихим звуком тиканья. Удобно для этого использовать наручные часы или маленькие будильники. Педагог-психолог говорит ребенку: «Эти часы могут тикать по-разному для каждого уха. Наклонись и послушай их сначала одним, а потом другим ухом. Одинаково тикают часики или нет?» При выполнении задания отмечаем, какое ухо ребенок подставил к часам сначала, какое - потом, каким из них тиканье ему слышно громче. В этой пробе школьник должен именно наклоняться, а не подносить часы к уху, т. к. в последнем случае он может взять предмет ведущей рукой и поднести его не к ведущему уху, а к тому, которое находится на стороне ведущей руки. По этой же причине не следует вместо часов использовать телефон.

«Шум за спиной». Ребенок становится спиной к источнику шума (в коридоре, за окном). Педагог-психолог говорит: «Ты слышишь, что происходит в коридоре (за окном)?» - одновременно наблюдая за движением головы или глаз ребенка. Голова (или глаза) поворачивается в сторону ведущего уха.

«Воспроизводим цифры, произнесенные шепотом». Это задание необходимо выполнять в тишине и только индивидуально. Педагог-психолог говорит: «Сейчас мы узнаем, какое ухо у тебя лучше слышит. Я закрою одно твое ухо ватой и буду шепотом говорить тебе слова, а ты постарайся их услышать и повторить». Шепотом он произносит три двузначные цифры (желательно в промежутке от 11 до 20). Эксперимент повторяем со вторым ухом, но называем другие цифры. Ведущим считается ухо, при прослушивании которым даются более точные ответы.

· Получив результаты проб и занеся их в бланки, педагог-психолог делает вывод о профиле функциональной сенсомоторной асимметрии у школьника.

Анализ результатов

· Если после первых проб по выявлению ведущей руки или ноги очевидно преимущество одной из сторон (например, ребенок выполняет все пробы правой рукой), второй раз исследование можно не проводить. Если часть движений он делал левой рукой, некоторые - правой, а в остальных случаях преимущества какой-либо из сторон не было, то следует продолжить пробы. Повторное исследование необходимо для установления леворукости, амбидекстрии и смешаннорукости. При леворукости большинство проб выполняются левой рукой. При амбидекстрии, делая несколько повторений одной и той же пробы, ребенок использует разные руки. При смешаннорукости попытки одной и той же пробы он выполняет одинаково, но при этом пользуется разными руками. Психологически амбидекстры ближе к леворуким, а смешаннорукие - к праворуким. Вероятность возникновения проблем в процессе обучения будет максимальна у смешанноруких, а минимальной - у амбидекстров.

· После того как будут получены четыре окончательных показателя и выявлены ведущие рука, нога, глаз и ухо, можно вывести общий профиль функциональной сенсомоторной асимметрии-определить наличие левого или правого предпочтения у ребенка. Для этого можно воспользоваться следующей схемой: если три или все четыре показателя правые - профиль правый, если три или четыре показателя левые - левый, если три или четыре показателя симметричные - профиль симметричный, остальные профили - смешанные.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: