АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ЗПР (ВАРИАНТ 7.1)
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ - 4 ГОДА
(2016-2020 Г.)
Учитель: Гнеушева Н.Н.
Оглавление 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка..................................................................... 3 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ адаптированной основной образовательной программы начального общего образования................................................................................ 9 1.3. Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования...................................... 20 2. Содержательный раздел 2.1 Программа формирования универсальных учебных действий.... 40 2.2. Программы учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области................................................. 48 2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания......... 71 2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни................................................................ 82 2.5. Программа коррекционной работы.............................................. 94 2.6. Программа внеурочной деятельности.......................................... 115 3. Организационный раздел 3.1. Учебный план............................................................................... 118 3.2. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования 3.2.1. Кадровые условия.......................................................................... 121 3.2.2. Финансово-экономические условия............................................... 122 3.2.3. Материально-технические условия............................................ 122-126 |
|
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее - АООП НОО обучающихся с ЗПР) - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Данная образовательная программа разработана на основе: • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3; • Указа Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» от 01.06.2012г. № 761; • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки РФ от19.12.2014г. №1598); • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
• Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. №26; • нормативно-методической документации Министерства образования и науки РФ и других нормативно-правовых актов в области образования; • Устава МБОУ СОШ № 7 г. Орла. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 (далее МБОУ СОШ № 7) является общеобразовательным учреждением, ориентированным на инклюзивное образование: работу с обучающимися по общеобразовательным программам и с обучающимися с ОВЗ (с задержкой психического развития). Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (далее АООП НОО ОВЗ) с задержкой психического развития (далее - с ЗПР) разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ) с учётом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1). Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР. Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП НОО |
|
обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач: • формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР; • достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья; • становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития; • создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; • обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; • обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; • выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивнооздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа; • предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы; • участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города). В основу АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР) заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Применение дифференцированного подхода предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ (ЗПР), которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования, и предоставление обучающимся возможности реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход в МБОУ СОШ № 7 основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием и строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ (ЗПР) младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. Реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения. В основу АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР) МБОУ СОШ № 7 заложены |
|
следующие принципы: - принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); - принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; - принцип коррекционной направленности образовательного процесса; - принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; - онтогенетический принцип; - принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ (ЗПР) ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития; - принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а — «образовательной области»; - принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; - принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; - принцип сотрудничества с семьей. Общая характеристика АООП НОО обучающихся с ОВЗ АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР) представляет собой общеобразовательную программу, адаптированную для обучения обучающихся с ОВЗ (ЗПР) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР) обеспечивает коррекционную направленность всей образовательной деятельности при его особой организации: пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к формированию социальной компетенции. АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР) содержит требования к: - структуре АООП НОО, - условиям ее реализации, - результатам освоения. АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР) содержит: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования; систему оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования; |
программу формирования универсальных учебных действий; программу учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области; программу духовно-нравственного развития и воспитания; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы; программу внеурочной деятельности; учебный план; систему условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования. Реализация АООП НОО для детей с ОВЗ предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья. Сроки получения начального общего образования обучающимися с ОВЗ (ЗПР) могут быть пролонгированы с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития каждой категории обучающихся. Определение варианта АООП НОО обучающегося с ЗПР (7.1.,7.2.,7.3.) осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в порядке, установленном законодательством РФ. В процессе всего школьного обучения сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта программы на другой (основанием для этого является заключение ПМПК). Перевод обучающегося с ЗПР с одного варианта АООП НОО на другой осуществляется на основании комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей). Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре АООП НОО ОВЗ не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР, поскольку у данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а также выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО специалисты, осуществляющие его психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру Программы коррекционной работы соответствующим направлением работы. В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со сверстниками обучающийся с ЗПР направляется на комплексное обследование в ПМПК с целью выработки рекомендаций родителям и специалистам по его дальнейшему обучению и необходимости перевода на обучение по индивидуальному учебному плану с учетом его особенностей и образовательных потребностей (варианты 7.2. или 7.3). Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты освоения АООП НОО ОВЗ сохраняется в его традиционном виде. При этом, обучающийся с ЗПР имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на ступени начального общего образования проводится с учетом возможных специфических трудностей ребенка с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО ОВЗ обучающихся с ЗПР делается на основании положительной индивидуальной динамики. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента её образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по другому варианту АООП НОО ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК, либо на обучение по индивидуальному учебному плану. |
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР |
Обучающиеся с ЗПР - это дети, имеющие недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР - неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик - от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников. Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР соотносится с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. |
|
Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. К общим потребностям относятся: - получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; - получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ; - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; -психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; -психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации. Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1), характерны следующие специфические образовательные потребности: • адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития; • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); • комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; • организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); • учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР; • профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации; • постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития; |
|
• обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; • постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; • постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; • постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; • развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения; • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; • обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования. Педагогическим коллективом МБОУ гимназии № 59 создана комфортная коррекционно-развивающая среда и жизненное пространство для разнообразной и разносторонней деятельности учащихся, что способствует обеспечению комплекса условий психолого-медико-педагогического сопровождения индивидуального развития обучающихся с ЗПР в соответствии с его индивидуальными потребностями и возможностями. |
1. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ) АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Планируемые результаты освоения АООП НОО ОВЗ (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО соответствуют ФГОС НОО. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО дополнены результатами освоения программы коррекционной работы. Планируемые результаты: • обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ; • являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки |
|
качества освоения обучающимися с ОВЗ адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования. Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП НОО адекватно отражают требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, передают специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области), соответствуют возрастным возможностям и особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР Результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение АООП НОО (вариант 7.1) обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, предметных и метапредметных. Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования. В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Личностные результаты освоения АООП НОО ОВЗ: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; |
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно пространственной организации. Метапредметные результаты освоения АООП НОО: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее -ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. 11) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; Планируемые предметные результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО Русский язык Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, слова, части речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное. |
Литературное чтение Личностными результатами изучения литературного чтения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно - историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Метапредметными результатами изучения литературного чтения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умение высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы. Предметными результатами изучения литературного чтения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно - популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные |
|
произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями. |
Математика Личностными результатами изучения математики в начальной школе являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке. Метапредметными результатами изучения математики в начальной школе являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира; строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Предметными результатами изучения математики в начальной школе являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задач, геометрических фигурах; умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач; умение использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач Окружающий мир Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе являются: осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы; осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни; осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятых базовых общечеловеческих ценностей; расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; способность к адекватной самооценки с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме; установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе являются: способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни |
|
человека; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры и т.д.); способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе являются: усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир, его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования; умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде; понимание роли и значения родного края в природе и историкокультурном наследии России, в ее современной жизни; понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед. Технология Личностными результатами изучения курса «Технология» в начальной школе являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности. Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в начальной школе является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательной деятельности, так и в реальных жизненных ситуациях. Предметными результатами изучения курса «Технология» в начальной школе являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности. |
Изобразительное искусство Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе являются: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной творческой деятельности; использование различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, художественное конструирование). Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе являются: умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры в окружающей жизни; желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; умение организовывать |
самостоятельную творческую деятельность; способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе являются: понимание значения искусства в жизни человека и общества; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России; умение различать и передавать худоственно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства. |
Музыка Личностными результатами изучения курса «Музыка» в начальной школе являются: наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» в начальной школе являются: развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств; ориентация в культурном многообразии окружающей деятельности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города; продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности. Предметными результатами изучения курса «Музыка» в начальной школе являются: устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности; общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира. |
Физическая культура Личностными результатами изучения курса «Физическая культура» в начальной школе являются: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Метапредметными результатами изучения курса «Физическая культура» в начальной школе являются: характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения. Предметными результатами изучения курса «Физическая культура» в начальной школе являются: планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых с использованием средств физической культуры; излагать факты истории развития физический культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью; представлять |
физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека. |
Иностранный язык Личностными результатами изучения курса «Иностранный язык» в начальной школе являются: общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции). Метапредметными результатами изучения курса «Иностранный язык» в начальной школе являются: развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника; развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка. Предметными результатами изучения курса «Иностранный язык» в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объеме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово. |
Результаты освоения коррекционно-развивающей области адаптированной основной |
Все обучение в начальных классах имеет коррекционно-развивающую направленность. Содержание этого направления представлено коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психо-коррекционными занятиями) и ритмикой. - Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия» (логопедические и психокоррекционные занятия). Логопедические занятия направлены на формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей; развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи; коррекцию недостатков письменной речи (чтения и письма). Целью психокоррекционных занятий является формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов; гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля; развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе. |
|
- Коррекционный курс «Ритмика», направленный на развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, двигательной активности, координации движений, двигательных умений и навыков; формирование умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий; овладение специальными ритмическими упражнениями (ритмичная ходьба, упражнения с движениями рук и туловища, с проговариванием стихов и т.д.), упражнениями на связь движений с музыкой; развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития; овладение подготовительными упражнениями к танцам, овладение элементами танцев, танцами, способствующими развитию изящных движений, эстетического вкуса; развитие выразительности движений и самовыражения; развитие мобильности. Требования к результатам освоения курсов коррекционно-развивающей области конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практикоориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ОВЗ в различных средах: * развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: - в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; - в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; - в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; - в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему. * Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся: - в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; - в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие; - в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; - в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; - в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; - в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; - в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе. * Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся: - в расширении знаний правил коммуникации; - в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении; - в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию
|
как средство достижения цели (вербальную, невербальную); - в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; - в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; - в умении получать и уточнять информацию от собеседника; - в освоении культурных форм выражения своих чувств. * Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации, проявляющаяся: - в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; - в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды; - в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других; - в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка; - в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; - в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе; - в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; - в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы; - в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности; - в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий; - в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; - в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей; - в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами. * Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся: - в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми; - в освоении необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие. - в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения; - в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт; - в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи; - в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО ОВЗ отражают: - способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия |
и соответствовать общему темпу занятий; - способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы; - способность к наблюдательности, умение замечать новое; - стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности; - умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; - использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; - осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; - оценивать процесс и результат деятельности, сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО ОВЗ предметные, метапредметные и личностные результаты, универсальные учебные действия. Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья разнородна: они имеют не только общие, но и особые образовательные потребности. При этом диапазон различий детей в целом и в каждой категории в отдельности столь велик, что единый итоговый уровень школьного образования невозможен. В связи с этим требуется выделение нескольких уровней, соответствующих всему диапазону возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, и их стандартизация. Предметом стандартизации детей с ограниченными возможностями здоровья становится сам уровень образования, который в результате обучения осваивает ребенок. Соответственно, в структуре содержания образования для каждого уровня условно выделяются и рассматриваются два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции». Их соотношение специфично для каждого уровня образования. «Академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ограниченными возможностями здоровья как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом предполагается, что ребенок впоследствии сможет самостоятельно сформированные у него универсальные учебные действия использовать для личного, профессионального и социального развития. Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ограниченными возможностями здоровья как овладение универсальными учебными действиями, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими универсальными учебными действиями направленно преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Каждый стандартизируемый уровень образования должен обеспечить ребёнку не только адекватные его потенциалу академические знания, умения и навыки, но и способность их реализации в жизни для достижения личных целей. Для гарантированного получения различного по уровню школьного образования детьми с ОВЗ разработаны несколько вариантов специального стандарта. |
1.3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ЗАДЕРЖКОЙ Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответст Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|