Виды самостоятельной работы студентов

Основными видами самостоятельной учебной деятельности студентов высшего учебного заведения являются:

1) предварительная подготовка к аудиторным занятиям, в том числе и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый материал. Такая подготовка предполагает изучение учебной программы, установление связи с ранее полученными знаниями, выделение наиболее значимых и актуальных проблем, на изучении которых следует обратить особое внимание и др.;

2) самостоятельная работа при прослушивании лекций, осмысление учебной информации, сообщаемой преподавателем, ее обобщение и краткая запись, а также своевременная доработка конспектов лекций;

3) подбор, изучение, анализ и при необходимости – конспектирование рекомендованных источников по учебным дисциплинам;

4) выяснение наиболее сложных, непонятных вопросов и их уточнение во время консультаций;

5) подготовка к контрольным занятиям, зачетам и экзаменам;

6) выполнение специальных учебных заданий, предусмотренных учебной программой;

7) написание контрольных, курсовых, квалификационных, дипломных работ и их защита;

8) выполнение собственных научных исследований, участие в научных исследованиях, проводимых в масштабе кафедры, факультета, института и университета;

9) систематическое изучение периодической печати, научных монографий, поиск и анализ дополнительной информации по учебным дисциплинам.

 

Традиционно по своему характеру все многообразие учебной деятельности студентов объединяют в три группы.

1. Репродуктивная учебная деятельность:

- самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы,

- прослушивание лекций, заучивание, пересказ, запоминание, повторение учебного материала и др.

2. Познавательно-поисковая учебная деятельность:

- подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских занятиях,

- подбор литературы по учебной проблеме,

- написание контрольной, курсовой работы и др.

3. Творческая учебная деятельность:

- написание научных статей,

- участие в научно-исследовательской работе в составе творческого коллектива,

- подготовка дипломной (выпускной квалификационной) работы,

- выполнение специальных творческих заданий и др.

Указанные виды самостоятельной работы осуществляются всеми студентами, независимо от специальности.

 

Все виды самостоятельной работы по административному праву могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные виды самостоятельной работы выполняются в обязательном порядке с последующим контролем результатов преподавателем, который проводит семинарские занятия в студенческой группе. Дополнительные виды самостоятельной работы выполняются по выбору студента и сопровождаются контролем результатов преподавателем, который является научным руководителем студента.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального (в том числе научного) уровня.

Дополнительные виды самостоятельной работы по административному праву рекомендуются тем студентам, которые наиболее заинтересованы в изучении публичного права и сферы государственного управления, а также студентам, планирующим в последующем выбрать государственно-правовую специализацию в юридическом образовании.

К основным (обязательным) видам самостоятельной работы студентов при изучении административного права относится:

а) самостоятельное изучение теоретического материала,

б) решение задач к семинарским занятиям,

в) выполнение письменных заданий к семинарским занятиям,

г) подготовка ролевых игр (предполагается две ролевые игры по темам «Обращения граждан», «Производство по делу об административном правонарушении»).

Дополнительными видами самостоятельной работы являются:

а) выполнение курсовых работ по административному праву в 3-6 семестрах;

б) подготовка докладов и сообщений для выступления на семинарах;

в) участие в ежегодной научной студенческой конференции, которая проводится в апреле или мае каждого года;

г) выполнение выпускной квалификационной работы бакалавра по административному праву в 8 семестре.

Данные виды самостоятельной работы не являются обязательными при изучении административного права и выполняются студентами по собственной инициативе с предварительным согласованием с преподавателем.

3. Оценка самостоятельной работы студентов

Отдельной составляющей в итоговой оценке по предмету «Административное право» оценка самостоятельной работы не является.

Вместе с тем оценка самостоятельной работы всё же имеет непосредственное отношение к итоговой оценке по дисциплине.

Во-первых, оценка самостоятельной работы включается в оценку такой формы промежуточного контроля, как оценка текущей работы на семинарских занятиях.

Во-вторых, так как самостоятельная работа по предмету поощряется, преподаватель может использовать (и, как правило, использует) оценку самостоятельной работы в качестве поощрительной составляющей на экзамене. Дополнительные виды самостоятельной работы по административному праву рекомендуются тем студентам, которые наиболее заинтересованы в изучении публичного права и сферы государственного управления, а также студентам, планирующим в последующем выбрать государственно-правовую специализацию в юридическом образовании.

К основным (обязательным) видам самостоятельной работы студентов при изучении административного права относится:

а) самостоятельное изучение теоретического материала,

б) решение задач к семинарским занятиям,

в) выполнение письменных заданий к семинарским занятиям,

г) подготовка ролевых игр (предполагается две ролевые игры по темам «Обращения граждан», «Производство по делу об административном правонарушении»).

Дополнительными видами самостоятельной работы являются:

а) выполнение курсовых работ по административному праву в 3-6 семестрах;

б) подготовка докладов и сообщений для выступления на семинарах;

в) участие в ежегодной научной студенческой конференции, которая проводится в апреле или мае каждого года;

г) выполнение выпускной квалификационной работы бакалавра по административному праву в 8 семестре.

Данные виды самостоятельной работы не являются обязательными при изучении административного права и выполняются студентами по собственной инициативе с предварительным согласованием с преподавателем.

В спорных ситуациях оценка самостоятельной работы может разрешить ситуацию в пользу студента.

 

Независимо от вида самостоятельной работы, критериями оценки самостоятельной работы могут считаться:

а) умение проводить анализ (в том числе, умение отделить правовую проблему от правовых условий жизненной ситуации);

б) умение выделить главное (в том числе, умение ранжировать проблемы);

в) самостоятельность в поиске и изучении административно- правовых источников, т.е. способность обобщать материал не только из лекций, но и из разных прочитанных и изученных источников и из жизни;

г) умение использовать свои собственные примеры и наблюдения для иллюстрации излагаемых положений административного права, оригинальные пути их практического применения;

д) положительное собственное отношение, заинтересованность в предмете;

е) умение показать место данного вопроса в общей структуре курса, его связь с другими вопросами административного права;

ж) умение применять свои знания для ответа на вопросы.

 

4. Самостоятельное изучение теоретического курса

 

Самостоятельное изучение теоретического материала административного права предусмотрено на всём протяжении курса. Такая работа сопровождает лекционные и семинарские занятия, промежуточный и итоговый контроль, и в то же время является отдельным видом самостоятельной работы студента.

Источниками для самостоятельного изучения теоретического курса административного права выступают:

- учебники по предмету;

- курсы лекций по предмету;

- учебные пособия по отдельным темам (например, по административной ответственности);

- научные статьи в периодической юридической печати и рекомендованных сборниках;

- научные монографии.

Умение студентов быстро и правильно подобрать литературу, необходимую для выполнения учебных заданий и научной работы, является залогом успешного обучения. Самостоятельный подбор литературы к практическим занятиям, при написании контрольных курсовых, дипломных работ, научных рефератов.

Существует несколько способов составления списка необходимой литературы.

Во-первых, в рабочей программе дисциплины, в методических указаниях к семинарским занятиям приводится список основной и дополнительной литературы, которую рекомендуется изучить по соответствующей теме или разделу учебной дисциплины. При подготовке научных работ целесообразно изучать общий список литературы и делать выборку подходящей к теме литературы.

Во-вторых, в большинстве учебников, монографий и статей делаются ссылки, сноски на другие литературные источники, приводится список литературы по раскрываемой в книге проблеме. Целесообразно изучать научную ту литературу, на которую ссылаются исследователи в своих научных публикациях, поскольку изучение именно такой литературы формирует представление о состоянии и развитии того или иного института.

В-третьих, наиболее полный список литературы по соответствующей проблеме имеется в диссертациях. Сами диссертации хранятся в диссертационном зале Российской Государственной библиотеки и в библиотеке университета (выполненные его преподавателями). Библиотека Сибирского федерального университета имеет доступ к электронному архиву диссертаций. Такой источник информации о научных публикациях целесообразно использовать, в первую очередь, при подготовке выпускной работы, а также в курсовом проектировании при исследовании сложных, незаурядных тем.

В-четвертых, поиску необходимой литературы существенно помогут различного рода библиографические указатели и пособия. В библиографическом отделе библиотеке можно воспользоваться такими указателями или прибегнуть к помощи специалистов-библиографов.

В-пятых, в последних номерах журналов, вышедших в том или ином году, публикуется перечень всех статей, опубликованных в данном журнале в течение года. Подготовку к написанию научной работы (статьи, доклада на конференции, курсовой или выпускной работы) рекомендуется начинать именно с подобного поиска. Особенно такая рекомендация касается административного права, поскольку научных монографий по предмету в последние годы, как правило, не издаётся, и наиболее актуальные вопросы, а также результаты научных исследований учёных-административистов можно обнаружить именно в журнальных публикациях. Статьи по предмету административного права преимущественно размещаются в следующих журналах:

- «Государство и право»;

«Журнал российского права»;

- - «Правоведение»;

- «Lex Russia (Труды МГЮА)»;

- «Административное право и процесс»;

- «Российский юридический журнал» и др.

Кроме того, учитывая, что предметом административного права являются государственно-управленческие отношения, отдельные публикации можно найти в журналах по управлению и государственной власти. Например, «Право и политика», «Конституционное и муниципальное право» и др.

Разрешение теоретических вопросов в судебной практике отражается в публикациях, например, «Вестник экономического правосудия».

Многие печатные публикации размещаются в справочных правовых системах «Консультант плюс», «Гарант». Причём некоторые публикации готовятся специально для справочных правовых систем.

 

При самостоятельной подготовке по данным вопросам следует руководствоваться соответствующими фрагментами лекций, разделами учебников, а также рекомендованными в учебной программе и методических указаниях к семинарским занятиям списками нормативных правовых актов и литературы.

 

5. Общие указания по решению кейсов, задач и выполнению заданий

 

По курсу административного права одной из форм работы студентов является решение задач и кейсов.

Учитывая то, что юристу важно научиться излагать свою позицию по конкретным делам, рекомендуется решать кейсы и задачи в письменном виде, а также пользоваться образцами юридических документов, которые приведены в настоящем учебно-методическом пособии.

Для успешного решения задач и кейсов по административному праву студенту, в зависимости от темы семинарского занятия и объема изученного на лекциях и семинарских занятиях, необходимо знать:

- материальные и процессуальные нормы, регулирующие спорные правоотношения;

- способы разрешения правовых коллизий (соотношение общей и специальной нормы права и т.д.);

- структуру нормы права и особенности структуры нормы административного права;

- способы толкования норм права (грамматическое, системное и т.д.);

- правила восполнения пробелов в правовом регулировании (аналогия закона, аналогия права);

- правила цитирования нормативных правовых актов, разъяснений высших судов.

Поэтому обоснованным является постоянное обращение к положениям теории права.

Условия задания, задачи и кейса необходимо читать внимательно. Каждое предложение может иметь значение для правильного решения. От студента требуется точное исследование изложенных обстоятельств, определение проблемных моментов. Решение должно быть нацелено на тот вопрос, который поставлен в задании.

Задания, задачи и кейсы необходимо решать таким образом, чтобы решение имело внутреннюю структуру и логику изложения материала. Главное правило при построении структуры решения по административному праву, как и по другим отраслевым правовым предметам, состоит в том, что в большинстве случаев структура решения задачи предопределяется нормами действующего законодательства.

 

Любое задание завершается общим выводом. Принимая во внимание специфику предмета, важно заметить, что и решение, и вывод должны начинаться словами «согласно статье…Федерального закона…», «в соответствии с действующим законодательством…». Личное мнение и отношение студента к условиям задачи могут являться только дополнительным отступлением в общем решении, но не его основой.

 

Задачи

Решение задач направлено на изучение и применение студентами отдельных теорий, методов, принципов. Задачи имеют, как правило, одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Решение задач осуществляется, как правило, в письменном виде и излагается по определенной структуре. В основу схемы решения задачи положена структура правоотношения.

 

СТРУКТУРА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

 

1. Субъектный состав правоотношения (орган исполнительной власти, гражданин).

2. Определение фактических обстоятельств (выяснение, какие конкретно действия совершил каждый субъект права);

3. Права и обязанности органа исполнительной власти (компетенция), применительно к ситуации, изложенной в задачи.

4. Права и обязанности гражданина, применительно к ситуации, изложенной в задаче.

5. Определение правовой природы спорных правоотношений.

6. Определение применимой нормы материального и процессуального права.

7. Соответствие действий (бездействия), решения органа исполнительной власти нормам материального и процессуального права:

а) компетенция органа исполнительной власти (должностного лица):

- вправе ли издавать акт государственного управления;

- вправе ли издавать акт государственного управления по такому во-просу.

б) отвечает ли содержание акта государственного управления правовому основанию (соответствует ли содержание акта актам более высокой юридической силы).

в) соблюдены ли требования к форме акта государственного управления.

г) соблюдены ли требования к порядку принятия (издания) акта и доведения до сведения заинтересованных лиц.

8. Соответствие действий (бездействия) гражданина нормам матери-ального и процессуального права.

9. Вывод.

 

Кейс

Кейс, предложенный студентам по той или иной теме административного права, содержит не только описание реальных и вымышленных обстоятельств, но и аргументы лиц, перечисленных в тексте кейса. Кейсы могут быть построены на конкретной правовой проблеме либо содержать комплекс правовых вопросов.

Обучение с помощью кейсов помогает студентам приобрести широкий набор разнообразных навыков. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.

Цели решения кейсов. Решение кейсов, с одной стороны, позволяет освоить методику юридической работы с конкретными административно-правовыми делами, с другой стороны, закрепить полученные на лекциях и при самостоятельной подготовке знания теоретических положений, действующего законодательства, судебной практики по административному праву.

 

Структура решения кейса. Кейсы необходимо решать таким образом, чтобы решение имело внутреннюю структуру и логику изложения материала. С одной стороны, это позволит выработать определенные алгоритмы работы с юридическими делами, с другой стороны, получить системные знания по административному праву.

Традиционная структура решения кейса может состоять из двух частей: процессуальной и материальной. В процессуальной части решения анализируются процессуальные вопросы, если такие проблемы содержатся в кейсе. Например, надлежащее ли лицо обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий должностного лица органа исполнительной власти, не пропущен ли срок на обращение в суд за защитой нарушенного права. В материальной части решения исследуются вопросы материального права. Например, вопрос о соответствии акта государственного управления установленным требованиям, наличие (отсутствие) состава административного правонарушения в действиях конкретного лица.

В том случае, если кейс не содержит процессуальных вопросов, структура решения кейса может строиться по каждому лицу, указанному в задаче. Например, в первой части решения студент анализирует права и обязанности гражданина, во второй части решения анализируются права и обязанности организации государственного органа. Количество частей в структуре решения кейса зависит от количества действующих лиц.

Главное правило при построении структуры решения состоит в том, что в большинстве случаев структура решения задачи предопределяется нормами действующего законодательства.

Для иллюстрации работы с кейсами в настоящих методических указаниях приводятся два варианта структуры решения кейсов. Первый вариант структуры может быть использован при решении кейса, где ключевым моментом является акт государственного управления. Второй вариант структуры может быть использован при решении кейсов по административной ответственности. Общее правило заключается в том, что при решении конкретного кейса нельзя слепо руководствоваться предложенной структурой. Необходимо проверять только те пункты, которые имеют значение для конкретных обстоятельств дела, изложенных в кейсе. Другими словами, структура решения кейса должна быть адаптирована к конкретным условиям, изложенным в кейсе.

В каждом случае, преподаватель, рассчитывает получить в качестве вывода аргументированное мнение студента о том, какое решение в данной ситуации примет правоприменитель (суд, орган исполнительной власти).

Процессуальная часть решения:

1проверка допустимости заявления

2. Вид судопроизводства (подлежит ли дело рассмотрению в рамках административного судопроизводства).

a) правовая природа спора (необходимо определить, к какому виду публичного права относится спор – конституционное, административное, уголовное; для этого необходимо проанализировать, какими нормами права стороны аргументируют свои требования);

б) подведомственность и подсудность (какому из судов, рассматривающих публично-правовые споры, подведомственно и подсудно рассмотрение спора и на основании каких процессуальных норм);

3. Предмет заявления (заявитель должен требовать признание акта государственного управления недействительным).

4. Субъективное право на обжалование – заинтересованность (обоснование возможности нарушения субъективных публичных прав заявителя вследствие издания оспариваемого акта государственного управления. Возможное нарушение субъективного публичного права имеет место тогда, когда заявитель, например, является адресатом оспариваемого акта, на заявителя возложены обязанности, он незаконно привлечен к ответственности.).

5. Процессуальная правосубъектность (обладает ли заявитель процессуальной право- и дееспособностью).

6. Соответствие заявления формальным требованиям

а) письменная форма;

б) соблюдение требований, предъявляемых к содержанию заявления;

в) соблюдение досудебного порядка урегулирования спора;

г) сроки обращения в суд.

Вывод

2.. Материальная часть решения: проверка обоснованности заявления

Заявитель и ответчик являются надлежащими, оспариваемый акт государственного управления не соответствует закону и нарушает права заявителя – в таком случае заявление признается обоснованным

1. Проверка являются ли заявитель и ответчик надлежащими

2. Законность акта государственного управления

а) Формальная законность

- предметная и территориальная подведомственность издания акта (издан ли акт государственного управления в пределах компетенции административного органа, должностного лица);

- соблюдение требований к форме акта государственного управления;

- соблюдение процедуры издания акта государственного управления;

- наличие в акте указания на правовое основание для его издания;

- обнародование акта государственного управления (был ли акт доведен до сведения заинтересованных лиц).

б) Материальная законность

- правовое основание для издания административного акта (проверяем, является ли указанное в акте правовое основание надлежащим правовым основанием);

- формальная и материальная законность правового основания для издания административного акта (является ли законным основание, послужившее для издания акта)

- соответствие акта государственного управления правовому основанию

• выполнение предпосылок, установленных в законе;

• правильный адресат акта государственного управления;

• соблюдение принципа соразмерности;

• при наличии у административного органа усмотрения, проверка правильности реализации усмотрения.

3. Вывод

 

III. Общий вывод

 

 

СТРУКТУРА РЕШЕНИЯ КЕЙСА

(привлечение к административной ответственности в судебном порядке)

 

I. Процессуальная часть решения: проверка допустимости заявления

1. Производство по рассмотрению дела об административном правонарушении (необходимо определить вид судопроизводства: осуществляется ли производство в порядке, установленном КоАП РФ, АПК РФ, КАС РФ, УПК РФ).

2. Подведомственность и подсудность (какому суду подведомственно и подсудно рассмотрение материалов о привлечении к административной ответственности: мировой судья, федеральный суд общей юрисдикции, арбитражный суд).

3. Соответствие заявления о привлечении к административной ответственности формальным требованиям

1) соблюдение письменной формы;

2) соблюдение требований, предъявляемых к содержанию заявления

4. Вывод

 

II. Материальная часть решения: проверка обоснованности заявления

1. Заявитель – надлежащее лицо на обращение в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности (прокурор, лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении и т.д.).

2. Сроки давности привлечения к административной ответственности (два месяца, один год, порядок исчисления сроков).

3. Законность протокола об административном правонарушении и иных протоколов:

1) формальная законность:

а) составление протокола уполномоченным должностным лицом (составлен ли протокол в пределах компетенции административного органа, должностного лица);

б) соблюдение требований к форме протокола об административном правонарушении;

в) соблюдение процедуры составления протокола об административном правонарушении.

2) материальная законность:

а) правовое основание для возбуждения дела об административном правонарушении (норма, предусматривающая административную ответственность);

б) формальная и материальная законность нормы, предусматривающей административную ответственность;

в) наличие события административного правонарушения (какие конкретно действия (бездействие) противоправного характера совершило лицо);

г) наличие лица, совершившего противоправное деяние (является ли лицо субъектом административного правонарушения);

д) виновность лица;

е) наличие (отсутствие) в действиях лица объективной стороны со -става административного правонарушения;

ж) характер и размера ущерба, причиненного административным правонарушением (особенно важно в тех случаях, когда ущерб является обязательным признаком состава правонарушения);

з) наличие (отсутствие) действия лица в состоянии крайней необходимости;

и) отграничение вменяемого лицу административного право- нарушения от смежных составов административных правонарушений и преступлений;

к) определение размера наказания (обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность и т.д.).

4. Вывод

III. Общий вывод

 

6. Подготовка к ролевым играм

 

В учебном плане предусмотрено проведение по дисциплине «Административное право» ролевых имитационных игр по темам «Обращения граждан», «Производство по делу об административном правонарушении». По инициативе студентов отдельные семинарские занятия также могут проводиться в форме ролевой игры.

Предлагаются следующие сценарии проведения ролевых игр.

 

I. Сценарий ролевой имитационной игры по теме: «Обращения граждан» – 2 часа.

 

Участники игры

1. Гражданин, чьи права (интересы) нарушены.

2. Должностное лицо (орган), чьи действия обжалуются.

3. Вышестоящее должностное лицо (орган).

4. Адвокат.

5. Прокурор.

6. Судья.

7. Родственники, друзья, знакомые.

8. Представители общественной организации правозащитного характера.

 

Фабулу дела студенты выбирают самостоятельно (нарушение правил торговли или обслуживания, нарушение прав студентов, отказ в регистрации по месту жительства, отказ в выдаче медицинской справки или отказ в медицинском обслуживании, отказ в изменении записи о фамилии в паспорте, ограничение на обслуживание в библиотеке и т.д.).

В ходе игры должны быть составлены различные жалобы и официальные ответы на них.

II. Сценарий ролевой игры по теме: «Производство по делам об административных правонарушениях» – 2 часа.

 

Участники игры:

правонарушитель.

Сотрудники милиции.

Начальник РУВД.

Судья районного суда

Защитник.

Родственники, знакомые, соседи (факультативно

 

Вариант фабулы дела

Правонарушитель во дворе жилого дома в присутствии играющих детей распивал спиртные напитки. Проживающий в этом доме гражданин сделал ему замечание. Правонарушитель, считая себя оскорбленным, нецензурно обругал его, последний позвонил в милицию. Сотрудники милиции после выяснения обстоятельств дела доставили правонарушителя в РУВД для составления протокола. Начальник РУВД рассмотрел материалы дела и вынес постановление. Правонарушитель (с помощью защитника) обжаловал постановление. Судья рассмотрел материалы дела с участием различных лиц.

Примечание: студенты могут самостоятельно выбрать фабулу дела.

 

Процессуальные документы, которые должны быть составлены

1. Протокол об административном задержании.

2. Протокол об административном правонарушении.

3. Постановление начальника РУВД.

4. Жалоба на постановление.

5. Постановление (решение) судьи.

 

При составлении процессуальных документов для ролевых игр можно использовать образцы протоколов, постановлений и других актов, рекомендованных федеральными органами исполнительной власти. Большая часть образцов документов размещена в разделе «Деловые бумаги» справочной правовой системы «Консультант плюс».

Игровой момент при проведении подобных занятий не исключает, а напротив, предполагает серьёзное отношение к процессу подготовки игры.

Обязательным требованием при подготовке ролевой игры является тщательное изучение нормативных правовых актов, и в отдельных случаях – судебной практики, всеми участниками. Ключевые вопросы по применению законодательства должны обсуждаться предварительно, до начала ролевой игры.

Подготовка любой ролевой игры должна начинаться с определения фабулы дела. После этого необходимо распределить роли участников и, следовательно, персональные задания по подготовке проведения ролевой игры. Например, задача судьи состоит в вынесении решения, данный документ должен готовиться тем студентом, который выполняет в игре роль судьи.

Те студенты, которые не получили отдельной роли в имитационной игре, выступают в качестве зрителей-экспертов, и дают собственное заключение (в произвольной форме, если иное не задано) о соблюдении действующего законодательства по итогам ролевой игры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: