Тема 10. Русская философская мысль(русская религиозная философия конец XIX – начало XXвв. ) – основные понятия, проблематика, специфика

 (4 часа)

Семинарское занятие №1.

1. Сущность русской философской мысли и ее характерные особенности. Место историософской проблематики в русской философской традиции.

2. «Философия истории» П.Я. Чаадаева. Поблематика «философических писем»: метафизическое основание истории, проблема взаимосвязи «человек – общество – мир», Россия и Европа в контексте идеи христианства.

 

 

 Семинарское занятие №2.

1. А.С. Хомяков и славянофильство: христианский гуманизм и христианская антропология, историософия.

2. Русское «западничество»: основные принципы, идеи, специфика.

3. В.С. Соловьев: соположенность человека, мира и Бога в контексте философии всеединства.

 

 

Семинарское занятие №1.

 

Вопрос 1. Основные характеристики «философского пробуждения» в России в начале XIX века. Особое понимание смысла и значения философского знания как любомудрия, обусловленного специфическим осознанием смысла и роли христианства (православия) – Религии Духа в мировой истории. Отличие западноевропейской классической философской традиции («логико–онтологическая мысль» С.Л.Франк) от русского («онтолого-космического», «идеал-реалистического») способа усвоения подлинного бытия.

Идея целостности мира, человека, целостности исторического процесса, человеческого единства и их взаимо –действия, со –раскрытия, находят себя в контексте историософской проблематики и вопроса о судьбе России. Размышления о смысле и назначении русского народа, русской культуры переплетаются с социальной философией, философской антропологией, гносеологией, аксиологией. Так историософская проблематика русской философской мысли есть своеобразная «проекция в мысли», обусловленная специфичным пониманием БЫТИЯ как ВСЕ-ЕДИНСТВА.

Фундаментальность принципа всеединства и его проявление во взаимоотношениях человека и мира (человек здесь есть личность, а не индивидуум [[1]]) «соборность», «живознание», «МЫ-мировоззрение», «богочеловечество». Социально-историческая жизнь человека и человечества, с точки зрения русских мыслителей, есть прежде всего конкретное «становление идеального (богоподобного образа в человеке) в социальном», в том, что является непосредственной и окружающей человека реальностью. Историософия и социальная философия как «способ» осмысления «связей трансцендентального и действительного бытия». Онтологизм как основной принцип русского мышления. Нравственно–практическое содержание социально-философской и историософской направленности русской мысли (символизм и реализм в этике). Судьба России – судьба человечества. Идея провиденциализма, теургическое восприятие истории и эсхатология (Н.А.Бердяев).

Вопрос 2. Личность П.Я. Чаадаева. «Встреча» с Западом и взгляд на Россиию в первом «философическом письме». Социальная роль христианства (социально-историческое значение христианских ценностей, Любовь как новое основание мира) и нравственный смысл исторического процесса. История как надындивидуальная реальность человека: проблема свободы и «поврежденности» природы человека, «всеобщее сознание» и «всеобщее существование», метафизика человека и метафизика мира: единство антропологии и космологии в рамках исторического процесса. Идея Церкви и единой всечеловеческой вселенской цивилизации. История Запада как становление исторического христианства и метафизическое «начало» русской истории (идея христианства) [[2]]. Духовная жизнь западной цивилизации и будущность России. Сущность исторического реализма П.Я.Чаадаева («Не коллективизм, а Церковь как благодатная социальность осуществляет в истории задания Бога, - и потому подчинение внешнего внешнего исторического бытия идее Царства Божия одно вводит нас в «тайну времени». Для Чаадаева это и есть подлинный реализм, есть ответственное вхождение в историческое действование, приобщение к священной стороне в истории» В.Зеньковский)

 

 

Семинарское занятие №2

 

Вопрос 1. Отношение славянофилов к Западу, его особое восприятие и идея христианского универсализма. Прокомментируйте в этой связи следующие высказывания: «Не закопал Запад в землю талантов, данных ему от Бога! Россия признает это, как всегда признавала. И сохрани нас Бог от умаления заслуг другого. Это худое чувство… Россия чужда этому чувству и свободно отдает справедливость Западу» (К.С. Аксаков); «Все споры о превосходстве Запада или России, о достоинстве истории европейской или нашей и тому подобные рассуждения принадлежат к числу самых бесполезных, самых пустых споров» (И.В. Киреевский).

Основные пути духовного развития человечества: два начала человека как два основания истории - иранство - кушитство и судьба христианской церкви в историософских воззрениях А.С.Хомякова. Понятие «соборность»: личность и надындивидуальное единство, свобода человека и его внутренняя целостность. Человек и Церковь как «первореальность».

За «соборной гносеологией», «живознанием» мы находим понимание того, что «недоступная для отдельного мышления истина доступна только совокупности мышлений связанных единством» (А.С.Хомяков) – объясните как понимается Истина в философии славянофилов, почему их не устраивает «философия разума» в традиции западной мысли. Религиозный и философский характер критики Запада (отсутствие внутреннего развития живых начал на Западе), идея синтеза Православия и европейской культуры.

Вопрос 2. Влияние немецкой философской мысли (Фихте, Шеллинг, Гегель) на духовные поиски русской молодежи XIX века (московский кружок Н.В.Станкевича). Специфически русское понимание философского наследия немецкой классики и внецерковная религиозность «западников». Взгляд «западников» на значение истории Запада и ценности западноевропейской культуры для исторической судьбы России. «Политицизм» и социальная проблематика «западничества». Понимание государства и общества, их соотношение и принципы взаимодействия (Чичерин, Кавелин, Соловьв С.М). Отношение к действительности западного общества В.Г. Белинского и А.И. Герцена. Теория русского социализма А.И. Герцена.

Вопрос 3. Идея Всеединства и ее понимание В.Соловьевым. Всеединство как философский принцип. Отличие идеи Всеединства от идеи Абсолютного Духа. Понятие личности в философии В.Соловьева, место человека в мироздании («человек как естественный посредник между Богом и материальным бытием» В.Соловьев), взаимосвязь человека и общества («общество есть дополненная или расширенная личность, а личность – дополненное или расширенное общество» В.Соловьев), нравственные начала общественной жизни. Преодоление человеческой греховности и идея «оправдания», спасения мира человеком. «Историчность» как форма бытия, раскрытие ликов бытия в истории. «Единосущее» человечества, история как Богочеловеческий процесс. Прокомментируйте следующие высказывания В.Соловьева: «постепенное одухотворение человека через внутреннее усвоение и развитие божественного начала образует, собственно, исторический процесс человечества»; «космический процесс оканчивается рождением натурального человека, а за ним следует исторический процесс, подготавливающий рождение человека духовного». «Цельная жизнь» как «окончательный фазис исторического развития». Теократия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: