Вводное занятие. Начало работы

 

Работа над любой темой в художественной школе на уроках станковой композиции должна начинаться с обсуждения уже знакомых детям принципов, приемов построения, этапов ведения работы на заданную тему.

 

В четвертом классе учащиеся только знакомятся с таким предметом, как «Станковая композиция». Поэтому любое занятие следует начинать со знакомства с новыми для них законами и приемами композиции, постепенно раскрывая перед детьми возможности передачи своих мыслей и ощущений, впечатлений, как в данном случае, от художественного произведения, при помощи несложной схемы основных законов композиции.

 

Композиция художественного произведения имеет разные аспекты, в силу которых должна рассматриваться:

 

1) как развитие и воплощение идейно-художественного замысла в сюжете и в художественно образном решении (семантический аспект);

 

2) как система отношений всех элементов формы, в которой материализуется замысел (синтаксический аспект);

 

3) с точки зрения воздействия художественного целого на социально функционирующую личность (прагматический аспект).

 

Предмет «Основы композиции» рассматривает только отношения между элементами формы и является начальной ступенью обучения композиции.

 

Композиционное построение формы предполагает наличие замысла, (цели, идеи). По определению Н. Волкова «композиция, конструкция для смысла». Может ли композиция быть лишенной смысла? Даже, в том случае, если произведение представляет собой несюжетную декоративную или абстрактную картину, она может содержать художественный замысел, идею, реализуемую формальными средствами — отношениями форм, цветовых пятен, линий, выражающих борьбу, взаимодействие сил, напряженность, — они могут воздействовать на эмоции, рождать ассоциации, — будучи приведены к гармоническим отношениям, обладать эстетической ценностью. В этом случае гармония форм, цветовых отношений, борьба противоположных начал сама

становится «сюжетом» и смыслом картины. В картине может преобладать или образно-сюжетное начало или структурное начало, выраженное в формальных отношениях элементов композиции.

 

Признаки эти являются зримым проявлением тех важнейших принципов композиции, которые лежат в основе композиционного построения. Это:

 

1. Принцип целесообразности.

2. Принцип единства сложного (целостность произведения).

З. Принцип доминанты (наличие главного, ведущего начала).

4. Принцип соподчинения частей в целом.

5. Принцип динамизма (движение — основа жизни и искусства).

6. Принцип равновесия, уравновешенности частей целого.

7. Принцип гармонии (гармоническое единство элементов формы между собой и единство формы и содержания в композиции на основе диалектического единства противоположностей).

 

Все эти принципы проистекают из естественных, объективно существующих факторов, из особенностей восприятия человеком реально существующей действительности и из социально-биологической потребности в познании, в искусстве как в способе освоения мира и как форме общественного сознания.

 

Однако, в рамках строгих схем и композиционных законов, необходимо учитывать возраст детей, делать скидку на детское восприятие окружающего мира.

 

Пикассо мечтал рисовать так же непосредственно, как рисуют дети, не подключая анализ, профессиональные навыки, технику рисования, мысль, опыт, представления о вещах, законы зрительного восприятия, избавляясь от неизбежно сопровождающих художника штампов и стандартных ходов.

Надо мыслить, что, несмотря на техническую слабость, рисование детей и живопись в большинстве случаев — искусство, и очень живое, увлекательное, непосредственное искусство с реалистическим отношением к действительности. Кроме того, в детском изобразительном искусстве характерно непосредственное и тоже реалистическое отношение к матери­алу, к линии, к пятну и, конечно, прежде всего к изобразитель­ной поверхности, к листу бумаги. В связи с этим интересно наблюдать, как используется лист. Довольно рано он представляется землей, по которой ходят персонажи. Затем он берется как место действия, внизу изобра­жается земля, на которой развертывается событие, а вверху небо. Потом постепенно поднимается лист как зрительная плос­кость.

И все это помогает ребенку понимать пространство, пластиче­ски мыслить пространство.

Искусство детей основывается на живом отношении к дей­ствительности, в этом оно превосходит искусство взрослых. Все, что изображают дети, захватывает их и воспринимается ими непосредственно; мы в этом отношении можем им только завидовать. Дело в том, что их восприятие действительности, вещей и предметов не отвлеченно зрительное, а происходит через вчувствование себя в вещи, переживание вещей на своем организме — сочувствие каждому предмету.

В раннем периоде мы можем наблюдать метафоричность в искусстве. Они как бы проделывают двойную работу, создают ритмические формы, например круг, и ими изображают то, что им надо. К цвету тоже у них сложное отношение. Они им передают и цветовые качества предмета, и осязательные, и цвет используют как выразитель чувств, связанных с изображением. Надо сказать, что у детей в раннем возрасте нет противопо­ставления себя предмету, нет точки зрения. Это приходит после. Они изображают вещь, не учитывая, как она им видится, а пользуются фасом или профилем вещи, чтобы передать ее скульптурно, безотносительно.

Здесь вкратце перечислены основные черты искусства детей, и все это нам говорит о нем, как о драгоценном явлении, которым мы можем наслаждаться и должны заботливо ценить.

На опыте детского рисунка нам становятся ясными самые простые, но и самые насущные цели изобразительного искус­ства. Освоение действительности вообще и освоение действительно­сти при помощи ее изображения — вот что стоит перед ребенком, всегда деятельным и творчески активным. Отсюда детский рисунок, как правило, отличается реалистическим отношением к действительности и к тому материалу, с которым ребенок сталкивается при изображении.

Ребенок становится как бы актером и всем своим существом изображает воспринимаемый предмет. Руки, ноги, торс, голова, поверхность тела, функциональная цельность движения, бега, прыжка, чувство равновесия, чувство своего профиля по преиму­ществу и в редких случаях фаса — все это дает образный материал восприятию, придает его результатам материальную, осязаемую конкретность. Для ребенка характерно вживание в предмет, актерское изображение предмета собой, понимание функций предмета через свою функциональность и уподобление себя предмету и отсюда особое пространственное восприятие предмета.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: