Написание выпускной квалификационной работы

а) ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ИССЛЕДОВАНИЯ — основная часть выпускной квалификационной работы, в которой освещаются методика и техника исследования.

К текстовой части выпускной квалификационнойработы студентов-выпускников кафедры ЭОиА предъ­являются определенные требования: четкость построения, логиче­ская последовательность изложения материала, убедительная аргу­ментация, краткость и точность формулировок, исключающая воз­можность субъективного неоднозначного толкования, конкретность изложения результатов работы, доказательность выводов и обосно­ванность рекомендаций. (На эти недостатки студентам-выпускникам нашей кафедры не раз указывали члены ГЭК).

Рассмотрим данные положения более подробно, что также важно уяснить выпускникам кафедры ЭОиА. Для современ­ных научных текстов характерны отвлеченность, обобщенность и подчеркнутая логичность. Отвлеченность и обобщенность — следствие абстрактности на­учного мышления. Основная форма научного мышления — отвле­ченные понятия, закрепляющиеся в языке в виде терминов. Ведущие формы выражения научной мысли — суждения и умозаключения.

Логичность как ведущее качество научности речи проявляется в последовательности и непротиворечивости изложения. Для научного текста также характерна смысловая законченность, целостность и связность.

Важнейшим средством выражения логических связей яв­ляются:

· специальные слова, указывающие на последовательность развития мысли - вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.

· противоречивые отношения - однако, между тем, в то время как, тем не менее,

· причинно-следственные отношения - следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же,

· переход от одной мысли к другой - прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остано­виться на..., необходимо рассмотреть,

· итог, вывод - итак, таким об­разом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сде­лать вывод, подведя итог, следует сказать.

Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и экспери­ментов, сведения и факты. Это обуславливает и точность словесного вы­ражения, а, следовательно, использование специальной (музыкальной) терминологии.

Благодаря специальным терминам, достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и ха­рактеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.

Нужно с большим вниманием выбирать научные термины и оп­ределения. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различ­ную терминологию, помня, что каждая наука (музыковедение, педагогика, психология, эстетика, социология и т.д.) имеют свою, присущую только ей терминологическую систему, свои термины и понятия.

У письменной научной речи имеются чисто стилистические особенности. Объективность изложения — основная стилевая черта такой речи, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам, тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действи­тельно), как предполагаемый (видимо, надо полагать), как возмож­ный (возможно, вероятно).

Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения (книга, монография, учебное (методическое) пособие, журнальная статья ит.д.), кем вы­сказана та или иная мысль (Шостакович. Ростропович, Шарль Мюнш, Рождественский), кому конкретно принадлежит то или иное выражение (Канерштейн, Эллигтон, Лоу, Мусин). В тексте это условие можно реализовать, используя спе­циальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведе­ниям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.)

Проблемный анализ литературы вопроса предполагает опреде­ленный уровень обобщения (соединение сходных, аналогичных точек зрения разных авторов). В процессе написания выпускной квалифи­кационной работы следует корректно использовать чужую мысль (приводятся точные цитаты, не допускаются искажения мысли авто­ра, дается точная ссылка), работа должна содержать собственную оценку чужой мысли (принимаю чужую точку зрения к сведению; со­глашаюсь и частично использую; принимаю за основу; не соглаша­юсь и привожу контраргументы; возражаю и привожу в подтверждение своей точки зрения материал; частично соглашаюсь; частично возражаю).

Приведем примеры согласия, форм возражения, частичного со­гласия:       Формы возражении: мы позволим себе (попробуем) возразить автору, который считал...: нам представляется недостаточно объективной (перспективной) точка зрения автора согласно которой…: нам представляется устаревшей (субъективной, узкой; из­лишне схематичной: дискуссионной: спорной; далеко не бесспорной) точка зрения...

Формы согласия: мы принимаем точку зрения (концепцию),...; полностью принимаем точку зрения..; поддерживаем, разделяем точку зрения... разрабатываем идею автора...: возвращаемся к забытой идее автора...; от­талкиваемся от мысли (идеи, точки зрения) автора и др.

Формы частичного согласия: принимая в целом точку зрения автора о...; мы хотели бы поставить вопрос об…; мы лишь частично принимаем точку зрения.... связанную с..... Пред­ставляется нецелесообразным.... Видим определенную искусствен­ность (надуманность)....

Сугубо деловой и конкретный характер описаний изучаемых яв­лений, фактов и процессов почти полностью исключает индивиду­альные особенности слога, эмоциональность и изобразительность. В настоящее время в научной речи уже довольно четко сформирова­лись определенные стандарты изложения материала. Так, описание экспериментов делается обычно с помощью кратких страдательных причастий. Например: "Получены данные...". "Было выделено несколько полифонических линий...".

Стиль письменной научной речи — это безличный монолог. Поэто­му изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосре­доточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сейчас стало неписанным законом, когда автор выпускной ква­лификационной работы выступает во множественном числе и вместо "Я" употребляет "МЫ", считая, что выражение авторства как фор­мального коллектива придает больший объективизм изложению.

Качествами, определяющими культуру научной речи, является смысловая точность, ясность и краткость.

Смысловая точность — одно из главных условий, обеспечи­вающих научную и практическую ценности заключений в текстах курсовой и дипломной работ. Действительно, неправильно выбран­ное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать все­му тексту нежелательную тональность. Это происходит в результате злоупотребления иностранными словами, в результате необдуманно­го использования терминов-синонимов, а также в результате непра­вильного словообразования и использования жаргонных слов. Хочется подчеркнуть, что не всегда студенты кафедры в нотных примерах верно расшифровывают авторские указания, что ведёт часто к неправильному ходу мысли и направлению исследования.

Другое необходимое качество научной речи — это ее ясность. Ясность — это умение писать доступно и доходчиво. К сожалению, на государственных экзаменах некоторые наши студенты пользуются узким кругом лексики, косноязычьем, жаргонными выражениями, что недопустимо. Большую пользу в этом отношении могут дать выступления с докладами по избранной теме на студенческих конференциях, на заседаниях кафедры, на теоретических занятиях по данному предмету.

Практика показывает, что много неясностей возникает там, где авторы употребляют слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением, или, стремясь придать своему труду наукообразный характер, дают простым, хорошо знакомым предме­там усложненные названия. Причиной неясности высказывания мо­жет стать неправильный порядок слов во фразе.

Краткость — третье необходимое и обязательное качество научной речи, более определяющее ее культуру. Реализация этого качества озна­чает умение избежать ненужных поворотов, излишней детализации и словесного мусора.

б) СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИ­ФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

• введение;

• теоретическая часть;

• аналитическая часть;

• экспериментальная часть;

• заключение;

• библиографический список;

• приложение.

Структура выпускной работы, соотношение объема работ по разделам в каждом конкретном случае определяются в зависимости от темы, объекта, предмета и целевой направленности

Объем дипломной работы, включая текстовый, табличный и иллюстративный материал составляют 40-60 страниц.

Во Введении дается обоснование актуальности темы, произво­дится постановка проблемы, определяется объект, предмет и цель исследования, формулируются гипотеза, задачи и методологические основы исследования, дается оценка состояния разработанности во­просов выбранной темы, кратко характеризуются методы, использованные при проведении исследования, литература и исходная информация. В окончательном виде Введение пишется после выполнения всей работы.

В начале выпускной квалификационной работы (теоретической) излагаются данные теории, анализируются и обобщаются взгляды авторов, научных школ, производится группировка направлений исследований в рассматривае­мой области, оценка различных методических подходов. Определяется своя точка зрения, концепция, на основании которых выбираются мето­дические подходы для разработки констатирующего и формирующего экспериментов. Необходимо, чтобы в процессе изложения содержания этой части работы автор осуществил переход от теоретических знаний к анализу практики, от анализа единичных фактов к их теоретическом обобщению.

В аналитической части дается описание и проводится анализ становления и развития любительского оркестрового коллектива (эстрадного оркестра, ансамбля, рок-группы), воспитания и обучения детей в детской музыкальной школе. С помощью выбранной методологии исследования, анализируется сложившаяся ситуация, исследуется и обрабатывается информация, отобранная в соответствии с целями и задачами работы, необходимая для разработки методики и содержания формирующего эксперимента.

Экспериментальная часть содержит конкретные разработки со­держания и методов совершенствования воспитательно-образовательной работы или описание методик работы с любительским оркестром. Даются методические рекомендации по реализации полученных результатов в практику работы образова­тельных и культурно-просветительных учреждений. С этой целью раскрывается динамика и со­стояние изучаемого явления в данном любительском коллективе или учреждении, у группы участников оркестра (что было и что изменилось на протяжении определен­ного времени, чем определяется достигнутое, каковы количественные и качественные результаты, какие трудности и каким образом при­ходилось преодолевать).

Содержательные особенности работы определяют ее формальное деление на главы, параграфы, пункты. Целесообразно каждую главу завершать краткими выводами и (при необходимости) методическими рекомендациями.

Заключение содержит выводы по результатам проделанной ра­боты, показывающие позицию студента-выпускника при проведении исследова­ния, итоги выполненного анализа, основные рекомендации по улуч­шению работы с участниками оркестра (ансамбля), любительским оркестровым коллективом или с образовательным учреждением, возможные пути реализации разработанных рекомендаций.

 

 

в) РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

1. Выпускная квалификационная работа должна быть напеча­тана машинописным способом на одной стороне стандартного листа через 2 интервала, минимальная высота шрифта 2,5 мм. в соответст­вии с правилами машинописи технической и научной документации.

2. Выпускная квалификационная работа может быть набрана на компьютере. Размеры набора: кегль —-12. заголовки —14, полужир­ным, интервал между строк — полуторный.

3. Весь текст выпускной квалификационной работы печатается на листах белой бумаги 210 — 297 мм. С левой стороны листа оставляют свободное поле шириной не менее 30 мм., с правой — поле шириной не менее 10 мм. Вверху и внизу оставляют поле по 20 мм. При таких полях каждая страница должна содержать приблизительно 1800 знаков (30 строк, по 60 знаков в строке, считая каждый знак препинания и пробел между словами также за печатный знак), это относится и к компьютер­ному варианту.

4. Рисунки, нотные примеры и таблицы должны содержать соответственно подрисуночные подписи и названия, иметь порядковый номер, распола­гаться по мере обращения к ним в тексте, сопровождаться ссылками, пояснениями, выводами и т.п.

5. В выпускной квалификационной работе применяется сквоз­ная нумерация страниц, включая нотные примеры, рисунки, таблицы. Нумерация на­читается с оглавления (стр. 2).

6. Второстепенные материалы в виде нотного текста, графиков, таблиц, доку­ментов, поясняющих аналитическую и экспериментальную масти работы, могут быть вынесены в приложение к выпускной работе.

7. Иллюстративный материал должен быть выполнен на стан­дартных листах 210-297.

8. Все части выпускной работы должны быть взаимно связаны единой логикой, в соответствии с рассматриваемой темой и планом раскрытия: работа завершается библиографией.

9. При оформлении выпускной квалификационной работы не­обходимо соблюдать следующие требования:

• первый вариант текста пишется на одной стороне листа, с полями для замечаний, дополнений и т.п.:

• при окончательном оформлении текст печатается на машинке, компьютере;

• на втором листе выпускной работы располагается ее Оглав­ление, полно и логически правильно раскрывающее тему с постра­ничным указанием глав, параграфов, пунктов (См. прил. № 5- 6);

• в тексте четко обозначается структура работы: выделяются ее основные разделы в соответствии с Оглавлением, даётся глубокое и полное освещение всех вопросов, соблюдается научный стиль изложения:

• библиография располагается до Приложения, при этом необ­ходимо соблюдать следующие требования: список книг и статей носит алфавитный или списочный характер, при оформлении источника указывается фамилия автора, его инициалы, полное название ра­боты, место издания, год издания, количество страниц; журнальная или газетная статья оформляется также, но указывается, кроме того, название журнала: заглавие статьи из сборника с указанием места и года издания (См. прил. №7);

• ссылки в тексте на источники могут быть внутритекстовыми либо подстрочными (См. прил. № 8);                                  

• листы выпускной работы сшиваются и вкладываются в спе­циальную папку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: