Разница в достижениях разных людей проявляется за счёт неравного развития их способностей. Для того, чтобы выявить способности и достичь определённого результата необходим труд.
Одаренность- это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования и общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни.
Одаренность проявляется через своё соотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. В процессе этой деятельности выражаются внутренние данные и возможности человека.
Существует и такое понятие, как специальная одаренность. Она определяется соотношениям внутренних психических условий с требованиями специальных видов деятельности. Это соотношение является не только абстрактным, но и реальной связью, что обусловливает формирование одаренности. Специальные способности определяются наклонностями к отдельным видам деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, что соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.
|
|
Талант - это высокий уровень развития, прежде всего специальных способностей. Это совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.
Первые признаки таланта могут проявиться уже в детском возрасте в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и в других видах деятельности. Талант может проявиться и более позднем возрасте. Формирование и развитие таланта в значительной мере зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека.
Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в различных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой проявляется в страсти к выбранному делу.
Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности.
О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной и оригинальностью подхода. Талант человека определяется потребностью в творчестве.
Гениальность – есть высочайший уровень одаренности личности. Она воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний.
|
|
Для гения характерны творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и, вместе с тем, решительное преодоление старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.
Гений шире таланта. Талант порождает новое только в сфере особенного, тогда как гений создает новый род. Однако, и талант, и гений должны совершенствоваться согласно общепринятым способам. Лишь совершенствуясь, задатки подтверждают факт своего существования, свою силу и свой объём.
В философии гений сам по себе ведёт недалеко; здесь он должен подчиниться строгой дисциплине логического мышления; только через это подчинение гений достигает своей полной свободы.
Многообразные виды таланта и гения различаются друг от друга различием сфер духа, в которых они проявляют свое действие. Различие темпераментов, напротив, не выражается в таком внешнем отношении».
В большинстве случаев гениальность музыкантов (прежде всего, исполнителей) основана на врождённых и приобретённых свойствах организма, недоступных другим представителям данной сферы деятельности
Рассматривая соотношение способностей и деятельности, следует отметить, что если человек не справляется с требованиями, которые предъявляет к нему деятельность, то это означает полное отсутствие у него способностей. Вполне вероятно, что данному индивиду потребуется больше времени на усвоение знаний, умений и навыков, а его педагогам понадобится приложить гораздо больше усилий для его обучения.
Не всякая деятельность развивает способности личности. Поскольку деятельность индивида не всегда может дать простор для развития способностей, то между нею и способностями существует известное расхождение. Это означает, что в каком-то отношении способности шире выполняемой деятельности, поскольку они содержат в себе потенцию новой деятельности.
В 1970-е годы американский психолог Артур Дженсен определил, что с помощью труда возможно развивать способности, но их развитие будет проходить до определённого предела, указанного природой.
Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов. Поэтому один из самых ранних показателей одаренности - это время, в течение которого двух-трёхлетний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Одаренные дети бывают поглощены своим делом несколько часов подряд и возвращаются к нему в течение нескольких дней, в отличие от обычного ребенка того же возраста.
Одаренность не является единственным фактором, определяющим выбор деятельности, как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности. Помимо одаренности человек, как минимум, должен обладать соответствующими знаниями и умениями.
Специфические различия в одаренности обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни останавливаются на математике, другие - на истории, третьи - общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.
В структуре способности к определенной деятельности можно выделить качества, которые занимают ведущее положение, те, что являются вспомогательными. Так, в структуре изобразительных способностей ведущими свойствами будут высокая природная чувствительность зрительного анализатора: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма; сенсомоторные качества руки художника; высокоразвитая образная память и т.д. К вспомогательным же качествам можно отнести свойства художественного воображения, эмоциональную настроенность, эмоциональное отношение к изображаемому и т.д. Ведущие и вспомогательные компоненты способностей образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности. Однако не следует считать структуру способностей жестким, негибким образованием. Соотношение ведущих и вспомогательных качеств в конкретной способности различается у разных людей и в зависимости от того, какое качество является ведущим, определяются необходимые вспомогательные способности и специфика деятельности, ее, результат. Даже в рамках одной и той же деятельности человек может обладать различным сочетанием особенностей, которые позволят ему выполнять ее успешно, компенсируя недостатки.
|
|
Возможность компенсации одних способностей при помощи развития других существенно развивает внутренний потенциал каждого человека, открывает новые пути к выбору профессии и совершенствования в ней. Однако, несмотря на возможности компенсации, проблема точного определения сферы трудовой деятельности, в наибольшей степени соответствующей задаткам человека, остается чрезвычайно актуальной.
Способности развиваются из задатков, - природных предрасположенностей. Они могут находиться до определённого времени в скрытом виде, пока человек не начнёт раскрывать данные способности определённым видом деятельности. В связи с этим для личности крайне важен аспект правильного выбора профессии.