Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов

В настоящее время в отечественном образователь­ном пространстве в рамках изменяющегося законодательства, вступления в силу «Закона об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. осу­ществляется масштабная реализация инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование предоставляет возмож­ность каждому ребенку реализовать свои потребности в развитии и равные права в получении адекватного своему уровню развития образования независимо от социального положения, национальной или конфесси­ональной принадлежности, физических и умственных способностей.

 

       Инклюзивное образование позволяет оказывать си­стемную комплексную помощь в социализации ребенка с особыми образовательными потребностями. Ресурс образовательного и социального развития связан не только с возможностями ребенка и его семьи, но, в пер­вую очередь, с возможностями и ресурсами самой обра­зовательной среды, включающей в себя различные субъекты. Включение ребенка с особыми образователь­ными потребностями в массовую образовательную сре­ду значительно усиливает потенциал развития и само­определения такого ребенка в условиях современного образования. Возможности образовательной среды в условиях реализации инклюзивного образования не­сравнимо выше возможностей традиционного психоло­го-педагогического сопровождения (психокоррекционного, психотерапевтического) детей с ОВЗ, детей-инвалидов и их семей.

Инклюзия – это вовлечение в процесс каждого обучающегося с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.

Социальная природа любого ребёнка, в том числе и с особенностями психофизического развития, имеет замечательную особенность, состоящую в неукротимой потребности в подражании. Таким образом, «восхождение» ребёнка к себе происходит только в условиях тесного контакта с людьми, личностные качества которых играют роль связующего звена между ребёнком и миром. В докладе Международной комиссии по образованию XXI века, представленном в ЮНЕСКО, одной из основополагающих целей образования считается научение жить вместе. Поэтому деятельность всех специалистов, взаимодействующих с ребенком, должна быть направлена на то, чтобы дети с особенностями психофизического развития и дети с «нормативным» развитием научились общаться в коллективе, не отторгали друг друга, а помогали и сочувствовали друг другу, чтобы и одна и другая категории детей чувствовали себя в стенах образовательной организации комфортно и уверенно.

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Эти гарантии закреплены во многих законодательных актах Российской Федерации. В субъектах РФ разрабатываются нормативные документы, региональные целевые программы, направленные на поиск новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с особыми образовательными потребностями в условиях перехода к инклюзивному образованию и внедрению Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ.  

       В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка (1989), Конвенцией о правах инвалидов (2006), каждый ребенок имеет право на получение образования. Инклюзивное образование – единственный признанный в мире инструмент реализации этого права детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В Конвенции о правах инвалидов положения статьи 24 соотносят непосредственно право лиц с инвалидностью на образование с обязанностью государства обеспечить реализацию этого права через «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Это означает, что государства-участники Конвенции (подписана Российской Федерацией в 2008 году), руководствуясь принципом недискриминации и на основе равенства возможностей, обязаны обеспечить инклюзивную вертикаль образования для лиц с инвалидностью на всех уровнях, начиная с дошкольного возраста, непосредственно в школах, и далее в средних профессиональных и высших учебных заведениях. В данной статье Конвенции инклюзивное образование признается не только как основное и главное средство реализации права на образование лиц с инвалидностью, но и подчёркивается антидискриминационный, развивающий и личностно-ориентированный, гуманистический характер такого образования.

В Концепции «Наша новая школа» (2010г.) инклюзивному образованию отводится особая роль: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов».

В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы к 2016 году доля образовательных организаций, в которых создана безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей с ОВЗ, детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве образовательных организаций должна составить не менее 20%.

       Нормативно-правовое обеспечение реализации инклюзивного образования:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Конвенция о правах ребенка, 1989г.

3. Конвенция о правах инвалидов, 2006г.

4. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ с дополнениями и изменениями.

5. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» - Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 247)

6. «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложения №2 и №3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. № 379н

7. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» - Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ 22 августа 2005 г. № 535)

8. «Об образовании в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ

9. «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» - Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 № 27/2722-6

10. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 года № 1082.

11. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6).

12. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06.

13. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373.

14. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»  от 04 февраля 2010 года, Пр-271.

15. Приказ Министерства образования и науки РФ № ИР-535/07 от 07.06.2013 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

16. Приказ МОиН РФ № 1015 от 30.08.2013г. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

17. Письмо Рособрнадзора от 08.04.2014 № 02-206 «Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья».

18. Письмо Минобрнауки России от 9 апреля 2014 г. № НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

19. Приказ от 26 декабря 2013 г. № 1400 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».

20. Приказ МОиН РФ от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

21. Приказ МОиН РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Развитие инклюзивных форм обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации системы последовательных мер, обеспечивающих соблюдение перечисленных требований к организации этой деятельности. Подробнее о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами говорится в письме Минобрнауки России № АФ 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18.04.2008г.

В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ОВЗ рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми с ОВЗ с учетом их психофизических особенностей. Обязательным условием является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов выбирать формы получения детьми образования, образовательные организации, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в образовательные учреждения (классы, группы) для обучения по адаптированной образовательной программе. Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные организации, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Дети с ОВЗ направляются в указанные образовательные организации органами, осуществляющими управление в сфере образования, только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

Одним из основных условий социализации детей с ОВЗ является обеспечение в дальнейшем их общественно полезной занятости, что обусловливает необходимость получения ими конкурентоспособных профессий.

Для реализации их права на получение среднего профессионального и высшего профессионального образования следует обеспечивать возможности для сдачи ими единого государственного экзамена в условиях, соответствующих особенностям физического развития и состоянию здоровья таких выпускников.

Итоговая аттестация лиц этой категории может проводиться по их желанию в форме и условиях, учитывающих состояние здоровья и особенности психофизического развития, или в форме основного государственного экзамена или единого государственного экзамена. Соответственно и поступать в высшее или среднее специальное учебное заведение такие абитуриенты будут по своему желанию: по результатам ОГЭ, ЕГЭ или по результатам вступительных испытаний, форму которых ВУЗы и ССУЗы будут определять самостоятельно исходя из особенностей развития и состояния здоровья поступающих.

Еще одно важное направление деятельности связано с совершенствованием системы требований к содержанию образования детей с ОВЗ. В 2014г. по заказу Минобрнауки России в рамках Федеральной целевой программы развития образования разработан Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ.

Важным документом, определяющим условия обучения детей с ОВЗ, нормативные параметры здоровьесбережения, является Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010г. № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10». В соответствии с данными СанПиН, часы, отводимые на коррекционные индивидуальные и групповые занятия, должны входить в максимально допустимую недельную нагрузку.

В решении вопросов образования детей с ОВЗ чрезвычайно важно организовать взаимодействие органов и учреждений системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, федеральной службы медико-социальной экспертизы.

Безусловно, нельзя игнорировать роль, которую сегодня играют в этой деятельности неправительственные, в т. ч. общественные организации, организации родителей детей-инвалидов. Многие из них готовы и могут оказать реальную помощь в разработке моделей работы по обучению, воспитанию и реабилитации детей с ОВЗ, реализации мероприятий, направленных на социализацию воспитанников коррекционных учреждений. Важной задачей остается организация конструктивного сотрудничества в решении этих проблем.

В соответствии с обозначенными приоритетами государственной политики в рассматриваемой сфере обеспечивается совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы образования детей-инвалидов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: