Предпосылки возникновения медиаобразования

Сформулируем исторические, идеологические и социальные предпосылки возникновения концепции медиаобразования в современном обществе.

К историческим предпосылкам следует отнести процессы формирования постиндустриального медиатизированного общества с высокими скоростями передачи информации, суперсовременными технологиями создания нового контента, переход от линейных форм коммуникации к сетевым.

-79-

Мысль о том, что средства массовой информации можно уподобить нервной системе общественного организма, неоднократно высказывалась и отечественными, и зарубежными учеными. М. Маклюэн рассматривал электронные каналы связи как расширение нервной системы человека. «Созерцание, использование или восприятие любой нашей проекции в технологическую форму с необходимостью означает принятие его внутрь себя. В электрическую эпоху мы носим на себе как свою кожу все человечество» [92]. Как справедливо подчеркивает в своей работе Е.Е. Пронина, «Просто выйти из массовой коммуникации невозможно. Полностью отключиться от нее нельзя. Это вызывает либо регресс личности (в случае индивидуальном), либо распад общества (при массовых вариантах)» [93].

Исторически обусловлены и попытки переосмыслить само понятие «медиа», его субъект и объект, соотношение горизонтальных и вертикальных связей. Возникающие вопросы с неизбежностью расширяют философское пространство медиаобразования.

Идеологическими предпосылками возникновения концепции медиаобразования выступают идеи о том, что человеческая цивилизация постепенно, с неминуемыми потерями в процессе глобализации, но движется к обществу, основанному на либеральных ценностях свободы выбора и демократии, к такому жизнеустройству, где личность должна играть главенствующую роль.

Несмотря на очевидные издержки и противоречия, в результате глобализации возникают, по утверждению Э. Харта, «возможности для развития более открытого общества, более информированных граждан, более динамичной и инновационной культуры» [94].

При этом одним из главных проводников глобализации являются медиа во всем многообразии их проявлений. К примеру, в 1980 году количество пользователей системы интернет было равно нулю, а к 2004 году число их обладателей достигло 700 миллионов (из них 160 миллионов в США и 18 миллионов в России). Аналогичная картина наблюдается и со «старыми» медиа во всем мире: 75 миллионов телезрителей в 1956 году и 2 миллиарда – в 2004, 57 миллионов радиослушателей в середине 30-х годов и 2,5 миллиарда – в начале XXI века [95].

-80-

Развивая тему глобализации, А.П. Короченский подчеркивает, что «в наши дни все возрастающее распространение получает более широкое понимание медиаобразования как развернутой долговременной общественно-просветительской деятельности. Его приверженцы понимают под медиаобразованием, прежде всего, непрерывное развитие в обществе культуры адекватного рационально-критического восприятия содержания медийных текстов и самостоятельной оценки деятельности средств массовой информации – информационной культуры, основанной на демократических и гуманистических идеалах и ценностях, на уважении принципа культурного многообразия» [96].

Подтверждением такого подхода может быть и утверждение известного теоретика в области медиа Дж. Гербнера, который понимает медиаобразование как формирование широкой коалиции «для расширения свободы и разнообразия коммуникации, для развития критического понимания медиа как нового подхода к либеральному образованию» [97].

В последнее время все больше исследователей обращают внимание на морально-демократический аспект медиаобразования. К примеру, один из лидеров современного медиаобразовательного движения Б. Мак-Махон пишет, что «в эпоху терроризма и войн XXI века медиаобразование молодежи становится настоятельным требованием демократического общества» [98].

Одним из условий развития идей медиаобразования следует рассматривать трансформацию роли индивида от объекта воздействия - к активному участнику социальных процессов, выстраивание общественного диалога, развитие институтов гражданского общества, когда отдельный гражданин может сформулировать свой запрос власти и активно участвовать в принятии ответственных решений по совершенствованию системы государственного жизнеустройства. Сегодня все более востребованной становится личность, понимающая степень ответственности за каждое сказанное и написанное слово.

Социальными предпосылками развития медиаобразования являются способность и готовность различных социальных групп и отдельных индивидов к восприятию глобальных проблем через средства массовой коммуникации

-81-

на всех уровнях. Речь идет о создании информационной среды, в которой обеспечен всеобщий доступ к информации (официальной, правовой, муниципальной, экологической, деловой, потребительской, информации для детей и юношества), являющейся общественным достоянием. В этих условиях осуществляется развитие информационной инфраструктуры в интересах образования, науки, культуры и коммуникаций, а также сотрудничества государства, бизнеса и неправительственных организаций для достижения общественного согласия и реализации принципа социального договора.

К этому следует добавить, что медиаобразование сегодня может стать одним из мощных инструментов профилактики асоциального поведения молодежи, предотвращения распространения пороков в молодежной среде.

Основные понятия

Несмотря на то, что понятие «медиаобразование» впервые было сформулировано еще в 1973 году на совместном совещании сектора информации ЮНЕСКО и Международного совета по кино и телевидению, до сих пор ученые возвращаются к определению этого сложного междисциплинарного явления.

Согласно подходам ЮНЕСКО, «Под медиаобразованием (media education) следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике» [99].

Сегодня эта трактовка отражает лишь часть проблематики системы медиаобразования, которая в современных условиях, помимо теории педагогики, охватывает и научное поле масс-медиа, где в качестве объектов исследования выступают журналистика и аудитория.

Узко профессиональной представляется и формулировка «Педагогического энциклопедического словаря», которая определяет медиаобразование (англ. media education от лат. media – средства) как «направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения,

-82-

радио, кино, видео и т.д.) Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [100]. Дидактическая линейная направленность этого подхода очевидна. В нем не находят отражения новые формы существования участников коммуникативного процесса, возникшие в результате «информационного взрыва».

А.В. Федоров предлагает пользоваться уже закрепившимся в научных источниках определением, в большей степени соответствующее современным реалиям. Он рассматривает медиаобразование как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, интернета [101]. Это определение зафиксировано и на портале «Информационная грамотность и медиаобразование» [102], который является российским вкладом в разработку Media Literacy Education Clearinghouse, создаваемого под эгидой Альянса цивилизаций ООН.

Строгим с педагогической точки зрения представляется определение исследователя медиаобразования И.А. Фатеевой. Под термином «медиаобразование» она понимает «все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей, порождаемых фактом существования масс-медиа» [103].

Я.Н. Засурский и Е.Л. Вартанова в рамках разработанного ими российского модуля медиаобразования предложили определение, которое сформулировано следующим образом:

-83-

медиаобразование = защита от СМИ + подготовка к анализу СМИ + понимание сущности и функций СМИ + осознанное участие в медиакультуре.

Отталкиваясь от многочисленных формулировок понятия «медиаобразование», которые в той или иной мере уточняют и конкретизируют его, остановимся на том, что медиаобразование – это совокупность системных действий субъектов медиаобразовательной деятельности, направленных на формирование личности, обладающей культурой общения со средствами массовой коммуникации на основе гуманистических идеалов и ценностей. В широком смысле медиаобразование – это образование в сфере медиа.

При этом под медиаобразовательной деятельностью следует понимать целенаправленные действия журналистов, медиаменеджеров, педагогов, других членов общества, обеспечивающих реализацию задач медиаобразования.

Соответственно задачи медиаобразования заключаются в том, чтобы обучить молодого человека грамотно «читать» медиатекст; развить способности к восприятию и аргументированной оценке информации, самостоятельности суждений, критического мышления, привить эстетический вкус; помогать интегрировать знания и умения, получаемые на различных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности; проявить и сформировать через медиадеятельность и медиаактивность личности ее социальную и гражданскую ответственность.

К общим задачам медиаобразования следует добавить задачи медиаобразовательной деятельности СМИ, которые заключаются в привлечении аудитории, повышении ее медиаграмотности и создании вокруг СМИ благоприятной медиасреды.

Субъекты медиаобразовательной деятельности – это медиапедагоги и представители медиаотрасли.

Культура общения со средствами массовой коммуникации – это показатель уровня развития личности, ее способности воспринимать, оценивать, анализировать медиатекст, взаимодействовать с каналами массовой коммуникации, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.

-84-

Ссылка на гуманистические идеалы и ценности в определении имеет принципиальное значение. Медиаобразование, как вид образования в целом, традиционно и основополагающе включает в себя воспитание личности. С помощью медиаобразовательных приемов можно достигать многих целей. Весь вопрос – каких. В цивилизованном обществе целью медиаобразования может быть исключительно воспитание личности на гуманистических, духовных идеалах. Иначе – это антиобразование. Любая работа с молодежью должна быть направлена на формирование нравственной личности, и медиаобразование этому должно способствовать, а не становиться очередным инструментом манипулятивных технологий. Следовательно, тем, кто начинает использовать медиаобразовательные технологии в своей редакционной деятельности, необходимо понимать всю меру ответственности за результат.

Медиаобразование в ценностной системе координат представляет собой институт гражданского воспитания, призванный развивать медиаактивность личности.

Предметом медиаобразования является взаимодействие человека с медиа, система знаний и умений, необходимых человеку для полноценного восприятия и анализа медиатекстов, для социокультурного развития творческой личности.

За последние десятилетия сложилась система основных терминов, которыми оперирует медиаобразование. Приведем некоторые:

- «адресат медиаобразования» (the addressee of media education) – школьник, студент, представитель других социальных групп, на кого направлен процесс медиаобразования;

- «аудиовизуальное мышление» (audiovisual thinking) – творческая деятельность, основанная на эмоционально-смысловом соотнесении и образных обобщениях частей экранного текста;

- «грамотность компьютерная» (computer literacy) – способность использовать компьютерную технику, знание основ информатики, информационных технологий;

- «грамотность информационная» (information literacy) – умение «читать», анализировать и синтезировать информацию, способность использовать компьютерную и медиатехнику, знание основ информатики, информационных технологий;

-85-

- «грамотность медийная» (media literacy) – умение анализировать и синтезировать медийную реальность, умение «читать» медиатекст, способность использовать медийную технику, знание основ медиакультуры, то есть результат медиаобразования.

- «критическое мышление» (critical thinking) – аналитический процесс, основанный на развитом «аудиовизуальном восприятии» и «аудиовизуальном мышлении». Данный процесс приводит к интерпретации и оценке смысла (в том числе и «зашифрованного») медиатекста;

- «критическая автономия» (critical autonomy) – сформированная на базе критического мышления независимость суждений и анализа медиатекста;

- «медиатекст» (media text, media construct) – сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.), предназначенное для зрительного и слухового восприятия аудиторией;

- «медиавоздействие» (effects, media effects) – воздействие медиатекстов на аудиторию: в сфере воспитания и образования, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации и т.д.;

- «медиаискусства» (media arts) – искусства, основанные на медиаформе (то есть форме средств массовой коммуникации) воспроизведения действительности (средствами печати, фотографии, радио, грамзаписи, киноискусства, художественного телевидения, видеоарта, компьютерной графики и т.д.);

- «медиакомпетентность личности» (media competence of personality) – совокупность мотивов, знаний, умений, компетенций личности способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме;

- «медиаобразовательная функция журналистики» (media educational function of journalism) – роль журналистики в коммуникативном редакционном процессе, способствующая повышению медиакомпетентности массовой аудитории, развитию ее способности адекватно воспринимать содержащуюся в СМИ информацию, а также широкому вовлечению представителей различных социальных групп в создание собственных общественно значимых информационных продуктов, в совершенствование характера взаимодействия СМИ с социумом.

-86-

- «медиапедагог» (media educator) – специалист по теории и практике в области медиаобразования;

- «медиатека» (media library, mediateque) – учреждение или структурное подразделение учреждения, включающее совокупность фонда медиатекстов на любых носителях и разнообразных информационных, технических средств, мультимедиа; располагает комплексом оборудования для хранения и восприятия медиатекстов различных видов и на разных носителях, читальным залом, где созданы благоприятные условия для индивидуализации и развития исследовательских, поисковых и творческих способностей, повышения профессионального уровня пользователей.Аналогичные учреждения, структурные подразделения, коллекции, концентрирующиеся на отдельных медийных носителях, называются библиотеками (медийные носители – книги, пресса), видеотеками (медийные носители – видеокассеты, диски), фонотеками (медийные носители – звуковые кассеты, диски), фототеками (медийные носители – фотографии, слайды);

- «формы медиаобразования» (forms of media education) – интеграция в традиционные учебные предметы, автономные курсы, кружки, медиа/киностудии, медиа/киноклубы, фестивали, конкурсы, мастер-классы, тренинги, интерактивная творческая деятельность и др.;

- «язык аудиовизуальный» (audiovisual language) – комплекс средств и приемов аудиовизуальной выразительности и коммуникации.

Самое сильное влияние на формирование терминологии, теории и методики медиаобразования, оказал британский ученый Л. Мастерман [104], который предложил понятия «критического мышления» и «критической автономии». Медиаобразование по Л. Мастерману – это не процесс оценки произведений медиакультуры, а процесс их исследования: «необходимо, – пишет он, – развивать новые пути диалога, когда и учителя, и учащиеся могли учить чему-то друг друга и быть соисследователями». Поэтому значительно перспективнее и лучше изучать не шедевры

-87-

медиакультуры, а поле взаимодействия медиа и человека, то есть медиаобразование «должно быть направлено на развитие у учащихся понимания особенностей функционирования средств массовой информации, использования ими выразительных средств, механизма создания «реальности» и ее осознания аудиторией. Именно «пониманию» с его акцентом на развитие критического мышления по отношению к медиа необходимо придать основное значение. Однако цель медиаобразования не просто критическое понимание, но «критическая автономия», то есть способность человека к самостоятельному аргументированному критическому суждению о медиатекстах [105].

Л. Мастерман также выделил четыре важнейших области медиаобразования:

- авторство, собственность и контроль в области медиа;

- способы достижения эффекта воздействия (то есть способы кодирования информации) медиатекста;

- репрезентация окружающей действительности с помощью медиа;

- аудитория медиа.

Терминологическая картина теории медиаобразования будет неполной без рассмотрения еще двух понятий, предложенных российскими исследователями, которые сегодня в определенном смысле задают вектор развития этого направления деятельности. Это «информационная культура личности» и «медиакультура». Как соотносятся между собой эти понятия?

Наиболее полно понятие информационной культуры представлено в трудах Н.И. Гендиной. «Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний, умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Эта составляющая является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе» [106].

-88-

Руководимый Н.И. Гендиной НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств на протяжении последних лет активно продвигает идеи ЮНЕСКО о развитии информационного общества, заложенные в Программе «Информация для всех» и других основополагающих документах этой межправительственной организации.

Концепция Программы «Информация для всех» – это представление о мире, в котором каждый человек имеет доступ к информации, важной для него, и в котором он имеет возможность и необходимые навыки использования полученной информации для построения более совершенного общества. Целями Программы «Информация для всех» являются:

- содействие международному рассмотрению и обсуждению этических, правовых и социальных проблем, порождаемых информационным обществом;

- содействие обеспечению и расширению доступа к информации, которая является общественным достоянием, посредством ее упорядочения, переводом в цифровую форму и сохранения;

- оказание поддержки просвещению, непрерывному образованию и обучению на протяжении всей жизни в области коммуникации, информации и информатики;

- оказание поддержки в создании местного контента и в обеспечении доступности традиционных знаний через развитие базовой и ИКТ-грамотности;

- содействие использованию международных стандартов и рассмотрению передового опыта в области коммуникации, информации и информатики в сферах компетенции ЮНЕСКО;

- содействие распространению информации и знаний на местном, национальном, региональном и международном уровнях [107].

В концепции Программы «Информация для всех», разработанной в 2000 году, отражена существенная эволюция в самой философии информационного общества. Если ранее она воспринималась как проблема техническая и технологическая, то сегодня – как гуманитарная, социальная и политическая. Доминантой новой мировой информационной политики становятся не технологии и даже не сама информация, а ее создатель и конечный

-89-

потребитель – человек.

В этом смысле совершенно логично воспринимается современная теория медиакультуры, как показатель уровня развития личности, способности воспринимать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа. В широком понимании, по мнению исследователя Н.Б. Кирилловой, медиакультуру можно определить как совокупность информационно-коммуникативных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности [108].

Сам термин «медиакультура» – это детище современной культурологической теории, он введен для обозначения особого типа культуры информационного общества. Медиакультура отражает уровень отношений индивида с массовыми каналами коммуникации. Развитие медиакультуры – процесс исторически обусловленный и закономерный с точки зрения эволюции цивилизации. Современная медиакультураэто совокупность книжной (печатной), аудиальной, визуальной и аудиовизуальной культур.

Роль медиакультуры в информационном обществе растет невиданными ранее темпами, являясь комплексным средством освоения человеком нового мира в его социальных, интеллектуальных, нравственных, художественных, психологических аспектах. Таким образом, данное явление, по мнению некоторых исследователей, выходит за пределы пространства информационной культуры, закрепляя за собой понимание того, каким образом информация перемещается по каналам медиа и воздействует как на отдельного человека, так и на социальные группы. Медиаобразование в этом контексте становится инструментом формирования медиакультуры личности.

Завершая обзор основных понятий сферы медиаобразования, следует назвать еще одно, достаточно новое для России направление в теории коммуникаций, такое как медиакритика. Медиакритикаэто публичная критика СМИ, которая призвана оценивать медийную практику и оказывать на неё влияние, как со стороны коллег по

-90-

журналистскому сообществу, так и со стороны общественности и академических кругов. В России ведущим разработчиком этого направления является А.П. Короченский.

В формировании культуры общения аудитории с масс-медиа участвуют сами СМИ. Контакт с журналистами через средства массовой информации вырабатывает у аудитории определенный коммуникативный опыт. СМИ формируют навыки потребления и оценки медийного содержания – как спонтанно, что характерно для российских СМК, в подавляющем большинстве своем не участвующих в реализации медиаобразовательных программ, так и целенаправленно, с применением методик, разработанных в системе медиаобразования [109].

Однако не все так просто в самих средствах массовой информации, которые сегодня находятся в поиске своего лица. Современный рынок СМИ зависим от сложившегося противоречия: с одной стороны, это бизнес, нацеленный на извлечение прибыли, с другой, – гражданский институт, призванный решать проблемы общества. СМИ сегодня не готовы адекватно ответить на обоснованные претензии общества к их социальной роли. Подвергается существенному пересмотру прежняя парадигма СМИ как четвертой власти.

К этим принципиальным изменениям оказалось не готово профессиональное сообщество. Постепенно, но необратимо размываются базовые представления о журналистике, снижаются правовые, этические и профессиональные стандарты. В связи с бурным ростом количества вновь открываемых СМИ число людей, называющих себя журналистами, увеличилось в десятки раз. Профессия журналиста из элитной стала массовой. Однако, по данным Всемирной газетной ассоциации, в целом по России в медийной отрасли сегодня работают лишь 13 процентов профессионалов.

Одной из актуальных задач медиаобразования является демонополизация средств массовой информации. Это особенно необходимо потому, что в результате коммерциализации СМИ и стихийно сложившихся ролей в медиасфере возникла ситуация, когда средства массовой информации навязывают обществу свои представления о социальных потребностях, моральных и этических стандартах. Читатель, зритель, слушатель воспринимается как

-91-

пассивный несамостоятельный поглотитель экранных образов и прочей информации, неспособный влиять на редакционную политику.

Сегодня новая ценностная и правовая система деятельности медиаспециалистов требует критического изучения и определенной оценки. Необходимо оперативное осмысление происходящих радикальных перемен в отечественных СМИ. Такое осмысление начинает осуществлять медиакритика, которая призвана способствовать оценке новых реалий и тенденций в деятельности СМИ и их взаимоотношений с обществом.

Как отмечает А.П. Короченский, в последние годы наблюдается активизация журналистской критики СМИ. В постсоветский период оформились различные специализации критико-журналистского творчества, нацеленного на познание и оценку как социально значимых явлений и процессов в различных медийных отраслях, так и широкого спектра взаимоотношений СМИ с обществом. Потребность в комплексном, системном, критическом анализе, интерпретации и оценке СМИ будет увеличиваться по мере развития происходящих уже сегодня процессов конвергенции средств массовой информации, например, в форме Интернет-вещания, которое предлагает аудитории синтетичный контент, сочетающий разнородные медиатексты всех типов [110].

Наибольшее развитие медиакритика получила в США в 60–70-е годы ХХ века. Проявившийся в этот период в США кризис общественного доверия к средствам массовой информации, которые приобрели к тому времени беспрецедентный потенциал влияния на общество, стимулировал не только развитие академической и «внутрикорпоративной» журналистской критики СМИ, но и новый вид активности гражданского общества. Растущее осознание того, что граждане нуждаются в особых организационных структурах для отстаивания и защиты своих прав и интересов в массово-информационной сфере, привело к появлению разнообразных общественных организаций, видное место в деятельности которых занимает гражданский мониторинг средств массовой информации и медиакритика. Некоторые из таких объединений, именуемые «media watch groups» (гражданские группы наблюдения

-92-

за средствами массовой информации), превратили мониторинг СМИ и медиакритику в основные направления своей деятельности в поддержку независимости массовой информации и защиту информационных прав граждан.

Особое место среди американских гражданских структур, специализирующихся на медиамониторинге и медиакритике, занимает организация FAIR («Fairness and Accuracy in Reporting» – «Честность и тщательность в информировании»).

FAIR осуществляет полный набор направлений деятельности, присущих организациям гражданского мониторинга СМИ и медиакритики. В число этих направлений входят:

- общественный мониторинг СМИ, исследования деятельности журналистов, медийных организаций, их взаимоотношений с социумом (media monitoring);

- журналистская критика СМИ (медиакритика) в прессе, на радио, телевидении и в Интернете (media criticism);

- развитие общественной активности граждан в целях оказания влияния на прессу, осуществление организованных форм гражданского давления на СМИ, включая рассылку жалоб и протестов граждан в редакции и в органы медиарегулирования, проведение демонстраций, пикетов, других массовых акций (media activism);

- выдвижение и поддержка требований коренных структурных реформ в медийном секторе в целях противодействия углублению концентрации и коммерциализации печатной и электронной прессы, создания мощных общественных СМИ (media reforms);

- деятельность в поддержку демократизации медийного сектора: за расширение демократического участия граждан в массовых коммуникациях, адекватное представления их требований и мнений в печатной и электронной прессе, против проявлений цензуры, сокрытия информации и других антидемократических ограничений свободы информирования через СМИ, за развитие внутриредакционного самоуправления журналистов (media democracy);

- медиаобразование – информационно-просветительская деятельность по формированию у аудитории культуры рационально-критического потребления медийного содержания – культуры, отвечающей демократическим, гуманистическим идеалам массовой коммуникации (media education) [111].

-93-

Таким образом, журналистика, имеющая демократические, гуманистические ориентиры, является объективной союзницей медиаобразования – прежде всего массового. Познать и эффективно использовать присущий ей медиаобразовательный потенциал особенно важно сегодня, в эпоху демократизации процессов массовой коммуникации, в которую во все большей степени вовлекаются рядовые граждане.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: