Учреждение духовной власти как органа Западной Республики

Естественно позитивная цивилизация современного Запада способна совершить теперь то, что могло быть только задумано в средние века, причем она утилизирует не только эту уди­вительную попытку средних веков, но также и необходимую к Ней подготовку. Научное направление новой философии и Промышленный характер современной деятельности естествен­ным образом способствует тому, чтобы отныне сделалось Неизбежным и даже общенародным предприятием постоянное Разделение властей, одновременно самопроизвольное и систе­матическое, которое в средние века могло быть только смутно Предчувствуемо в силу благотворных внушений пылкого ин-СтИнкта прогресса.

В умственном отношении это предприятие на самом деле

Годится к необходимому разделению между теорией и прак-

Нкой, разделению уже допущенному, хотя бы только эмпи-

215


рически, на всем Западе относительно самых незначительна предметов, и было бы странно считать его нежелательным д* самых трудных — науки и искусства. С социальной то^ зрения оно в особенности устанавливает естественное разлить1 между воспитанием и действием или между моралью и nQe литикой, различие, беспрерывное развитие которого никто ц~ дерзнул бы теперь открыто не признавать одним из главна благодеяний прогрессивной цивилизации. Действительная Hpag. ственность и истинная свобода глубоко заинтересованы в тщ чтобы поведение и суждение могли покоиться на настояцЦ принципах, применение которых, даже наиболее доступное доказательству, было бы почти всегда недостаточным, если бы оно обусловливалось исключительно и непосредственно при-казанием или подчинением. В отношении общей гармонии политических сил ясно, что две власти, теоретическая и практическая, имеют столь различные источники и пути касательно сердца, ума и характера, что отныне увещательное и повелительное влияние не могут исходить от одних и тех же органов. Всякое серьезное стремление осуществить эту ретроградную утопию могло бы привести только к невыно­симому господству посредственностей, одинаково неспособных в обеих областях.

В дальнейшем течении настоящего рассуждения будет сверх того доказано, что это основное разделение естественным образом все более и более окажется под непреодолимым специальным покровительством двух социальных элементов, по преимуществу отличающихся здравым смыслом и нравствен­ностью.

Наши нравы уже столь благоприятны этому существенному принципу всякой истинной современной политики, что если ему противятся, то исключительно только вследствие его первоначальной близости к ныне устаревшим верованиям. Но эти революционные предубеждения рассеются, когда беспри­страстная публика увидит, что эта важная идея составляет нераздельную часть доктрины, единственно действительно свободной от всяких теологических воззрений.

Каждое человеческое понятие и даже каждое социальное улучшение должно было возникнуть сначала под внушением теологии, как это ясно доказывают все факты, даже самЫ6 незначительные. Тем не менее, это никогда не мешало че­ловечеству окончательно присваивать себе успехи, которым11 оно было обязано первоначальному господству покидаемых ИМ затем верований. То же самое будет с этим великим поли­тическим принципом, который уже понимается реально тольК" позитивистами и лишь как естественный вывод из его ча­стичных поверок.


Единственное и прямое противодействие, которое он ветре­ет теперь, исходит из лагеря метафизиков, так как он. Страгивает их честолюбивые притязания на абсолютное гос­подство. Оттуда же раздается всегда странный и часто ложный jLpeK в теокрактизме, направляемый иногда по адресу фило-оФоБ' ОТКРЫТО освободившихся от всяких верований, служа-ш1Сс для их противников средством избегать решительного

спора-

Но тяжкие социальные неурядицы, которые вскоре вызовет

бесполезное упрямство педантов, желающих регулировать за­конами то, что должно быть воспитано нравами, ясно покажут общественному мнению безусловную своевременность позити­вистского догмата о систематическом отделении морального правительства от политического. Первое, располагая только силой убеждения, ограничивается всегда в активной жизни ролью простого советника, между тем как второе, опираясь на материальную силу, прямо навязывает определенное пове­дение.

На основании всех предыдущих соображений органическое направление, долженствующее характеризовать вторую часть революции, представляется как сочетание выдающегося соци­ального гения средневековья с поразительным политическим инстинктом Конвента. В промежутке между этими двумя эпо­хами избранная часть человечества действительно была лишена всякой систематической организации и в ней совершился Двоякий переход: разложение старого порядка и подготовление нового. Эти предварительные условия ныне достаточно выпол­нены: ибо, с одной стороны, желание социального обновления стало непреодолимым, между тем как с другой — философия, предназначенная им руководить, уже построена.

Итак, отныне мы призваны вновь прямо приступить к осуществлению, на лучших умственных и социальных осно­ваниях, великого предприятия, на которое покушались средние Века, результатом которого должно быть установление на всем Западе мирного и разумного порядка, покоящегося на сис­тематическом и постоянном преобладании всеобщей любви, господствующей и над умозрением, и над действием. Общий ХоД этого переустройства будет такой же, как и ход предва­рительной ломки. Последняя началась в четырнадцатом веке Уничтожением на Западе функций старого организма; точно ТаК же, окончательное преобразование начнется теперь с Прямого удовлетворения интеллектуальных и моральных по-Ребностей, общих пяти передовым народам.


 


216


217


Глава XIV ^ Нравственное учение позитивизма. Оно состоит в возвышении 'альтруизма над эгоизмом, общественных интересов над личнымц

Дабы лучше охарактеризовать социальное назначение поз^ тивизма, я должен вкратце указать на присущую ему способ" ность окончательно систематизировать всеобщую нравствен, ность, которая составляет цель философии и отправной пущ^ политики. Так как о всякой духовной власти следует, главны^ образом, судить со стороны этого свойства, то ничто не может лучше обнаружить естественное превосходство духовной сто. роны позитивизма над таковой католицизма.

Для позитивизма моральное искусство состоит в возвыше­нии систематических инстинктов над эгоистическими побуж. дениями, общественности над личностью. Такой взгляд на нравственность присущ новой философии, которая, система, тизируя успехи, сделанные современными народами, одна только дает истинную теорию человеческой природы, столь несовершенно представленную католицизмом.

Пользуясь существенным принципов биологии, утверждаю­щим основной перевес органической жизни над всей животной жизнью, социология труда объясняет самопроизвольное вли­яние личных чувств, всегда более или менее связанных с инстинктом самосохранения. Но она прямо примиряет это неизбежное первенство с постоянным существованием добро­желательных страстей, которые католическая теория представ­ляла чуждыми нашей организации и внушенными только сверхъестественной благодатью, не подчиняющейся никаким законам.

Таким образом, великая задача состоит в том, чтобы до­ставить искусственным путем общественному чувству то пре­обладание, которым личное чувство естественно пользуется. Ее решение покоится на другом биологическом принципе, на принципе развития функций и органов при постоянном их упражнении и их стремлении атрофироваться, коль скоро они долгое время остаются в бездействии. Наша же социальная жизнь по необходимости вызывает беспрерывный подъем симпатических инстинктов, между тем как она стесняет раз­витие личных наклонностей, свободное проявление которЫ" вскоре привело бы к прекращению всех наших взаимных отношений. Первые, следовательно, возмещают до известной степени свою первоначальную слабость свойственной и>* способностью к почти бесконечному расширению; и естествен" ное влияние вторых более или менее умеряется неизбежны*1 сопротивлением.

Эти два неизменных стремления естественным образом

218


„зрастают по мере того, как человечество развивается и их ^войной прогресс служит главным показателем нашего по­степенного совершенствования. Мудрое систематическое вли­тие как частное, так и общественное, может значительно vJIy4iuHTb этот естественный порядок вещей, увеличивая бла-гоПрИЯТНЬ1е влияния и уменьшая влияние их антагонистов.

Такова цель морального искусства, которое, как и всякое другое, имеет неизбежные границы, хотя в данном случае они должны быть менее узкими, так как здесь явления, вследствие ^ чрезвычайной сложности, более доступны изменению.

Таким образом, позитивная мораль, признавая за всеобщим щэинципом непосредственное преобладание социального чув­ства, отличается не только от морали метафизической, но также и от богословской. Человеческое счастье как частное, так и общественное, она видит в возможно большем развитии доброжелательных чувств, являющихся и наиболее приятными и единственными, расширение которых может произойти одновременно у всех людей.

Это учение столь же глубокое и чистое, как оно просто и истинно, может вытекать только из философии, которая, благодаря характеризующей ее реальности, дошла уже до умственного установления первенства социальной точки зре­ния, единственно способной связать все наши позитивные умозрения как логические, так и научные. Метафизика, ввиду ее интуитивного метода, не могла никогда рационально выйти из индивидуальной сферы. Теология, в особенности христи­анская, могла подняться до социальных теорий только кос­венно, под давлением настоятельных требований практики. Ее естественное направление носило по необходимости личный характер как относительно цели, поставленной в жизни каж­дого человека, так и касательно чувства, которое рна считает главным.

Хотя наши великодушные чувства должны были вначале проявиться при теологическом режиме, однако, его нравствен­ное значение следует главным образом приписать мудрости Духовенства, исправлявшего существенные недостатки един-ственной доктрины, которую оно могло в то время применять, сообразуясь с социальными условиями, вытекавшими из са­мопроизвольного антагонизма между воображаемыми и реаль­ными интересами. Напротив, в позитивном состоянии мораль­ная способность прямо присуща доктрине и может достигнуть Рачительного развития тотчас, как только установятся соот-Ветственные убеждения, прежде чем создастся какая-либо ^Уховная организация, хотя это свойство не избавляет от Необходимости в подобной организации. В то время, как СйсТематическая мораль,  тесно связанная с совокупностью

219

И.


реальных знаний, приобретает, таким образом, постоянен дотоле невозможное, самопроизвольная мораль под непосред' ственным и беспрерывным давлением социального чувств" стремится подчинить своему влиянию всю человеческую iq^ дивидуальную или коллективную жизнь.

Чтобы лучше понять совершенное единство позитивной морали, которым она обязана своему единому принцциу всеобщей любви, следует рассмотреть значение этого принципа в естественной систематизации ее различных частей и в специальной разработке каждой из них.

Глава XV              тг










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: