Конституция РФ-основной закон государства.Конституционая основа правовой системы

Главным и основным фактом государства является Конституция.

Конституция РФ(1993 г) – это учредительный акт государства,основной закон,обладающий высшей юридической силой,принимаемый и изменяемый в особом порядке,имеющий особый объект регулирования и особую форму защиты.

Отличительные особенности:

1.Верховенство

2.Основной закон государства(ядро правовой системы)

3.Высшая юридическая сила

4.Особый порядок принятия и изменения

5.Особая форма защиты.

В конституции закрепляется:

-Основы Конституционного строя(глава 1)

-Основы правового статуса человека и гражданина(глава 2)

-Федеративное устройство государства(глава 3)

-Система государственной власти(глава 4-7) и местного самоуправления(глава 8)

-Порядок поправок и пересмотра Конституции(глава 9).

Основные черты и свойства Конституции:

· легитимность означает, что Конституция РФ принята законным способом (за нее проголосовало большинство участников референдума);

· реальность означает, что конституционные положения и принципы исполнимы, гарантированы со стороны государства;

· верховенство выражается в том, что Конституция РФ занимает высшее положение в системе законодательства, обладает высшей юридической силой по отношению к другим актам, которые не могут ей противоречить;

· стабильность предполагает долговременность действия конституционных норм и принципов, однако не означает неизменности Конституции;

· преемственность проявляется в том, что каждая новая конституция государства связана с предыдущей, сохраняется статус конституции как основного закона страны;

· прямое действие Конституции РФ проявляется в том, что граждане, общественные организации, правоприменительные органы в реализации своих прав и решении конкретных дел могут непосредственно ссылаться на конкретные нормы Конституции.

 

Конституционное право РФ – это система правовых норм,регулирующих конституционные отношения(основы конституционного строя,отношения между государством и личностью,федеративное устройство государства),организацию функционирования органов государственной власти.

Конституционный строй.

Конституционный строй – совокупность принципов, закрепленных в Основном Законе и характеризующих организацию государственной власти в РФ, правовое положение личности, государственных органов и органов местного самоуправления.

Принципы конституционного строя:

1. Провозглашение России демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

2. Объявление человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

3. Принцип народовластия, предполагающий, что единственным источником власти является народ.

4. Принцип государственного суверенитета, означающий самостоятельность государства в решении внутригосударственных и внешнеполитических проблем. Признаки суверенитета:

· наличие конституционно-правовой системы;

· единое гражданство;

· единство государственной власти;

· территориальное единство;

· единая кредитно—денежная система;

· единые вооруженные силы;

· международная правосубъектность;

· наличие государственных символов – герба, гимна, флага, столицы.

5. Принцип федерализма, согласно которому Россия является сложным образованием, состоящим из равноправных и пользующихся определенной самостоятельностью субъектов. Российская Федерация имеет в своем составе 88 субъектов, из них 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область и 9 автономных округов; кроме того, образованы 7 федеральных округов, в которых действуют полномочные представители Президента РФ, непосредственно подчиненные и подотчетные ему.

6. Принцип социального государства, согласно которому государство обязано обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ), т. е.:

· материальную обеспеченность на уровне стандартов современного общества;

· свободный доступ к культурным ценностям;

· гарантированность личной безопасности.

7. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

8. Принцип признания равноправия форм собственности.

9. Политический и идеологический плюрализм, предполагающий многопартийность и отсутствие господствующей идеологии.

10. Объявление России светским государством означает, что:

· в стране не существует официальной государственной религии;

· церковь отделена от государства;

· государство не может вмешиваться в дела религиозных объединений и организаций (кроме случаев нарушения закона);

· религиозные организации не вправе участвовать в политической жизни страны;

· государство не может возлагать на них выполнение каких-либо государственных функций;

· государство гарантирует равенство всех религий перед законом;

· государственные и муниципальные учебные заведения не должны преподавать религиозные учения как обязательные предметы.

11. Верховенство Конституции РФ.

 

Система органов государственной власти в РФ.

Президент РФ

Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть

Федеральное собрание Совет Федерации Государственная Дума Правительство РФ Конституционный суд Верховный суд Высший арбитражный суд
Органы исполнительной власти: Министерства Федеральные службы Федеральные агентства        

Президент РФ согласно ст. 80 Конституции РФ является главой государства, что выделяет президентскую власть в особый институт.

Как глава государства, Президент РФ:

· определяет состав Правительства РФ, принимает решение об отставке его членов;

· вправе в особых случаях распустить Государственную думу;

· вправе объявить о проведении референдума;

· представляет страну в международных отношениях.

Конституция провозглашает Президента РФ гарантом Конституции РФ, в этом качестве он:

· вправе требовать от всех федеральных органов гос. власти соблюдения Конституции РФ;

· может обращаться в Конституционный суд с ходатайством о признании неконституционными федеральных актов и актов субъектов РФ;

· вправе использовать помилование граждан.

На президента возложена охрана суверенитета, что осуществляется посредством определения им основных направлений внутренней и внешней политики.

Средства воздействия Президента РФ на ветви власти.

-Законодательная власть(Право законодательной инициативы;Право вето;Право роспуска Государственной Думы)

-Исполнительная власть(Назначение на должность Председателя Правительства, назначение на должность и освобождение от должности его заместителя, министров;Право принятия решения об отставке Правительства;Право отмены актов Правительства РФ)

-Судебная власть(Представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего арбитражного Суда;Назначает федеральных судей).

 

Порядок избрания Президента РФ:

· Избирается сроком на 4 года;

· Одно лицо не может занимать этот пост более 2 сроков подряд;

· Требования к кандидатуре: должен быть гражданином РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживать на территории РФ не менее 10 лет;

· Выборы Президента РФ осуществляются по единому избирательному округу;

· Право выдвижения кандидатуры принадлежит политическим партиям, избирательным блокам;

· Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей.

Полномочия Президента РФ.

1. По назначению высших должностных лиц:

а. формирование состава Правительства РФ,

б. назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ,

в. представление Государственной думе кандидатуры на должность Председателя ЦБ РФ и Совету Федераций на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего арбитражного Суда, Генерального Прокурора РФ,

г. формирование Совета Безопасности и Администрации Президента;

д. назначение федеральных судей, полномочных представителей Президента в федеральных округах, дипломатических представителей РФ, высшего командования Вооруженных сил РФ, трети Центральной избирательной комиссии РФ.

2. По взаимодействию с законодательной властью:

а. право законодательной инициативы,

б. право вето,

в. назначение выборов в Государственную Думу, ее роспуск в предусмотренных Конституцией РФ случаях (условия, при которых Гос. Дума не может быть распущена, см. в ст. 109 Конституции РФ),

3. По руководству исполнительной властью:

а. контролирует деятельность Правительства РФ,

б. может давать поручения отдельным членам Правительства,

в. определяет систему и структуру федеральных органов государственной власти,

г. вправе приостановить акты исполнительных органов гос. Власти субъектов РФ в случае их неконституционности.

4. В области безопасности и обороны:

а. является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ,

б. утверждает военную доктрину РФ,

в. вправе вводить военное положение (с немедленным сообщением Федеральному Собранию),

г. вправе вводить чрезвычайное положение (с немедленным сообщением Федеральному Собранию),

д. возглавляет Совет Безопасности.

5. В сфере внешней политики:

а. руководит внешней политикой,

б. представляет государство на международной арене,

в. подписывает международные договоры (подлежат ратификации Федеральным Собранием),

г. принимает верительные грамоты дипломатических представителей иностранных государств.

6. Иные полномочия:

а. решение вопросов российского гражданства и предоставление права политического убежища,

б. награждение орденами и медалями России,

в. присвоение почетных, высших воинских и специальных званий,

г. помилование.

Конституция предусматривает следующие случаи досрочного прекращения полномочий Президента:

· отставка по собственному желанию;

· стойкое состояние здоровья, не позволяющее осуществлять полномочия;

· импичмент.

Выполняя свои полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить действующему законодательству.

Федеральное Собрание РФ определено в Конституции РФ как представительный и законодательный орган. Представительный характер означает, что Федеральное Собрание формируется на основе выборов и является представителем интересов народа. Законотворчество является основной формой его деятельности, никакие другие структуры на федеральном уровне не могут принимать законы.

 

Федеральное Собрание

Совет Федерации (·Входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ (1 – от органа государственной законодательной, 1 – от исполнительной власти);Насчитывает 178 членов, работающих на непрерывной основе)

Государственная Дума (Состоит из 450 депутатов, избираемым населением; 225 избираются по одномандатным округам (мажоритарная система), 225 – по общефедеральному избирательному округу (пропорциональное представительство); Срок полномочий депутатов – 4 года)

Порядок избрания депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации регулируется ст. 95 и 97 Конституции РФ. Статус членов обеих палат Федерального собрания регулируется Федеральным законом от 5 июля 1999 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» с последующими изменениями.

Как правило, палаты заседают раздельно. Совместные заседания проводятся:

· для заслушивания посланий Президента РФ;

· для заслушивания посланий Конституционного Суда РФ;

· выступлений руководителей иностранных государств.

Регламент, регулирующий внутренний распорядок работы палат, закреплен в ст. 101 Конституции РФ.

Совет Федерации выражает интересы субъектов РФ. К его компетенции относятся вопросы, связанные с:

1. назначением на должность и освобождением от должности высших должностных лиц государства (Генеральный прокурор РФ, судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного Суда РФ, заместителя Председателя Счетной палаты РФ);

2. назначением выборов Президента РФ и отрешением от должности;

3. утверждением изменения границ между субъектами РФ;

4. утверждением указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения;

5. решением вопроса об использовании Вооружены Сил РФ за пределами РФ;

6. одобрением законов, принятых Государственной Думой.

Решения оформляются постановлениями, принятыми большинством голосов.

Государственная Дума представляет интересы всего населения страны. Главное полномочие этой палаты – принятие федеральных законов. Кроме того, в ее компетенцию входят вопросы:

1. назначения высших должностных лиц страны (Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ), дает согласие на назначение Председателя Правительства РФ;

2. выдвижения обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;

3. выражения недоверия Правительству РФ;

4. объявления амнистии.

Госдума совместно с Советом Федерации:

· утверждает федеральный бюджет;

· устанавливает федеральные налоги и сборы;

· ратифицирует международные договоры РФ;

· решает вопросы о статусе и защите Государственной границы;

· решает вопросы войны и мира.

Законодательный процесс состоит из 4 стадий:

1. Осуществление права законодательной инициативы, т. е. внесение в Государственную Думу законопроекта. Правом законодательной инициативы обладают только те органы госвласти и должностные лица, которые перечислены в ст. 104 Конституции РФ.

2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе, осуществляемое в виде нескольких чтений.

3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы (50+1). Для принятия федерального конституционного закона требуется квалифицированное большинство (2/3 голосов от общего числа депутатов). Принятый Госдумой закон в течение 5 дней передается на одобрение Совета Федерации.

4. Подписание законов Президентом РФ и их обнародование. Президенту принадлежит право вето в отношении федеральных законов, но не федеральных конституционных законов. В течении 14 дней Президент может возвратить закон со своими замечаниями в Федеральное Собрание. Подписанные Президентом РФ законы подлежат официальному опубликованию в течение 14 дней и вступают в силу по истечении 10 дней после официального опубликования (если в законе не указан иной срок). Официальные издания законов: «Парламентская газета», «Российская газета», «Собрание законодательства РФ».

Палаты Федерального собрания принимают также постановления, заявления, обращения (подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней и вступают в силу по истечении 10 дней с момента опубликования).

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть (ст. 110 Конституции РФ), формируется Президентом РФ, при этом Председатель Правительства назначается с согласия Государственной Думы (после троекратного отклонения кандидатуры Президент распускает Госдуму и назначает новые выборы).

Компетенция Правительства РФ:

· организация реализации внешней и внутренней политики государства;

· осуществление урегулирования в социально-экономической сфере;

· обеспечение единства системы исполнительной власти в стране, направление и контроль деятельности ее органов;

· реализация федеральных целевых программ;

· реализация права законодательной инициативы.

Правительство РФ издает подзаконные акты: постановления, распоряжения, подлежащие официальному опубликованию. Акты Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ, обжалованы через суд.

Судебная власть занимает особое положение: она не подлежит контролю со стороны других ветвей власти, в то время как обладает правом контроля в отношении законодательной и исполнительнй власти.

Компетенция Судебной власти:

· правосудие, т. е. рассмотрение и разрешение споров гражданско-правового, административного, конституционного характера, а также привлечение от имени государства к уголовной ответственности;

· судебный контроль за законностью;

· контроль за обоснованностью применения мер процессуального принуждения;

· толкование правовых норм и актов;

· установление фактов, имеющих юридическую значимость.

В судебную систему РФ входят федеральные суды и суды субъектов РФ (конституционные суды и мировые судьи).

Федеральная судебная система.

Конституционный Суд

Порядок формирования: состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 15 лет.

Компетенция:

-рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ федеральных актов;

-рассмотрение споров о компетенции между органами государственной власти;

-проверка конституционности закона по жалобам граждан;

-толкование Конституции РФ;

-право законодательной инициативы по вопросам своего ведения.

Верховный Суд

Порядок формирования: количественный состав Суда устанавливается Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Компетенция:

-дача разъяснений по вопросам судебной практики и действующего законодательства;

-дача заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков тяжкого преступления;

-право законодательной инициативы по вопросам своего ведения;

-право запроса в Конституционный суд и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: