Познавательные процессы: внимание

Внимание (регуляционный процесс) – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определённых объектах при одновременном отвлечении от других (избирательность).

Особенности внимания: внимание не выступает как самостоятельный процесс (нельзя быть внимательным вообще) и не имеет своего отдельного специфического продукта; «великая иллюзия сознания» (мы мало на что по-настоящему обращаем внимание, остальное можем просто не заметить).

Продукты: память – воспоминания, восприятие – образ.

Модели внимания:

1. Теория селекции – внимание как «фильтр», который блокирует переработку избыточной, ненужной информации из нерелевантного канала (разная информация в два уха; при упоминании имени мозг переключается; фильтр стоит на выходе из сенсорного регистра); «эффект вечеринки» (К.Черри).

2. Ресурсные модели – деятельностно-активная теория, внимание как стратегия распределения ограниченного энергетического ресурса психики между заданиями и объектами (Д.Канеман).

3. Внимание как активный отбор необходимой информации в зависимости от цели, желания, ожиданий (У.Найссер) – «Неважно, в каком порядке расположены буквы в слове, важно лишь, чтобы первая и последняя буквы были на местах».

4. Внимание как высшая психическая функция – интериоризованный акт указания (природные, непроизвольные функции и высшие психические волевые социальные опосредованные знаковыми системами) (Л.С.Выготский):

· каждая высшая психическая функция развивается как функция социальная, интерпсихическая (снаружи), а затем как внутренняя;

· управление ребёнком в детстве происходит с помощью указательного жеста.

5. Внимание как действие умственного, автоматизированного контроля – теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин):

o исследование А.Альтера: «Сколько животных каждого вида взял Моисей на ковчег?» - при стандартном шрифте почти все респонденты отвечали «каждой твари по паре», когда же его набирали сложночитаемыми буквами, на 35% больше людей отметили, что ковчег строил Ной, а не Моисей;

o манекены в магазинах стоят без головы или со смазанными лицами, чтобы обратить внимание не на выражение лица, а на товар;

o поиск букв «о» и «м» среди множества «и» по-разному затруднён;

o привлечение внимания – баннеры с большими надписями (в рекламе могут запомниться картинки, а не смысл), реклама кофе на люках.

Виды внимания:

· непроизвольное возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека, в силу особенностей объекта (используется в рекламе):

o неожиданность;

o новизна;

o изменение интенсивности стимула (например, громкость);

o контраст;

o движение;

o повторение;

o отношение личности (значимость, интерес, ожидание);

· произвольное направляется и поддерживается сознательно поставленной целью предполагает волевую регуляцию (нужно усилие);

· послепроизвольное возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его значимости или интереса для личности – сохраняется целенаправленность внимания, но снимается психическое напряжение.

Признаки феномена «опыт потока» (М. Чиксентмихайи):

· потеря чувства самоосознания, растворение эго, исчезновение восприятия себя;

· отсутствие не относящихся к деятельности мысли или абсолютное внутреннее молчание;

· искажённое восприятие времени (человек не замечает, как летит время);

· деятельность воспринимается как награда и осуществляется без усилий;

· примеры – фильм, книга, компьютерная игра, общение.

В зависимости от того, где находится объект внимания, выделяют:

· внешнее (сенсорно-перцептивное);

· внутреннее (интеллектуальное) – сосредоточение на мысли, переживании.

Свойства внимания:

· концентрация – степень сосредоточенности на объекте;

· устойчивость – длительность сосредоточения на объекте (зависит от качеств объекта);

· объём – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;

· распределение – одновременное сосредоточение на двух или нескольких объектах и связанных с ними действиях (автоматизированные или одинаковые действия единовременно выполняются легче);

· переключаемость – скорость переноса внимания с одного объекта деятельности на другой;

· рассеянность – нарушение способности к концентрации внимания:

o подлинная – связана с повышенной отвлекаемостью;

o мнимая («профессорская») – связана с излишней сосредоточенностью.

Эффект Струпа: значительная интерференция, оказываемая несоответствующими значениями слов на называние цвета шрифта этих слов.

Феномены внимания.

«Слепота по невниманию» - смотреть, но не видеть; происходит при сосредоточении внимания на задаче, предполагающий высокий уровень информационной нагрузки (Д.Саймонс, «эксперимент с невидимой гориллой и пасующими баскетболистами»)

«Слепота к изменениям» - неспособность обнаружить, что объект переместился, изменился или исчез. Факторы, обуславливающие возникновение феномена:

· сосредоточенное внимание и ограниченные ресурсы;

· ожидание и прошлый опыт;

· переключение или отвлечение внимания;

· возраст.

o эксперимент Д.Саймонса с подменой прохожего, спрашивающего дорогу;

o эксперимент П.Йохансона и Л.Халла с подменой фотографии понравившейся девушки на непонравившуюся (93% испытуемых не заметили подмены и объясняли, почему им понравилась девушка, которую они на самом деле отвергли).

«Мёртвая зона внимания» — это особо стойкая неспособность замечать объекты и их изменения вблизи «центра интереса»:

o 21 изменение за ролик с преступлением;

o изменения во внешности девушки, которые не замечает молодой человек.

«Слепота к повторениям» - неспособность замечать повторения зрительного объекта, если этот объект в пространстве расположен рядом с тем, который мы только что видели (повтор подряд одного и того же слова в предложении).

«Баннерная слепота» — это способность Интернет-пользователей осознанно или нет игнорировать баннерную рекламу или информацию, содержащуюся в объявлениях (видел боковым зрением, но не помню / не знаю, что там было).

Методы изучения внимания:

· бланк корректурной пробы (тест Бурдона) – выделять определённые буквы в определённых строчках определённым способом;

· таблицы Шульте – называть цифры одного цвета по увеличению, другие – по уменьшению; следует задать определённый темп.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: