Требования к уровню освоения дисциплины

Е.В. Улько, О.В. Киреева

Познавательные процессы:

Ощущение. восприятие. внимание. память. мышление.

 

Учебно-методическое пособие

Для студентов направления Психология

 (программа подготовки бакалавра)

Краснодар

2017

Содержание

 

Введение …………………………………………………………… 3
Раздел 1. Ощущения  ……………………………………………… 13
Тема 2. Восприятие ……………………………………………….. 18
Тема 3. Внимание …………………………………………………. 22
Тема 4. Память …………………………………………………….. 26
Тема 5. Мышление. ……………………………………………...… 30
Тематика рефератов ……………………………………………..… 36
Итоговое контрольное задание…………………………………... 37
Примерные вопросы к экзамену ………………………………… 39
Рекомендуемая литература ………………………………………. 42
Глоссарий ……………………………….………….....................… 33
   

Введение

Изучение дисциплин психологического цикла продолжает курс «Психология» ч.3 «Познавательные процессы», в силу специфики самого предмета науки требует организации активной познавательной деятельности студентов. Рабочая тетрадь как форма организации учебной деятельности отвечает этим требованиям, позволяет обеспечивать связь теории психологии с практикой.

Рабочая тетрадь студента включает задания, учебные задачи, диагностические материалы по темам рабочей программы учебной дисциплины «Психология» ч. 3, направленные на усвоение методологических основ психологии познавательных процессов, категориального аппарата общей психологии, закрепление и оперирование соответствующими знаниями.

Рабочая тетрадь содержит тематику рефератов по психологии, вопросы к экзамену, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.

Данные материалы предназначены как для работы на семинарских и практических занятиях, так и для самостоятельной работы студентов.

 

Условные обозначения категорий заданий:

- задание для обсуждения с преподавателем и одногруппниками,

 - текст для ознакомления,

? – вопросы для подготовки на семинар,

! – задание для самопроверки

* - дополнительные групповые задания (на выбор преподавателя)

 

 

АННОТАЦИЯ

дисциплины Б1. Б.11 «Общая психология. Часть 3. Познавательные процессы»

 

Объем трудоемкости: 4 зачетные единицы (144 часа, из них – 76 часа аудиторной нагрузки: лекционных 36 ч., практических 36 ч.; 41 часов самостоятельной работы; 4 часа КСР)

Цель дисциплины: формирование основ профессионального мышления бакалавров-психологов в области психологии познавательной сферы личности, формирование готовности к решению комплексных профессиональных задач психолога в разнообразных сферах деятельности при развитии способности к анализу характеристик познавательных процессов личности, ориентации в выборе направлений их изучения и развития.

Задачи дисциплины:

1. формирование у студентов базиса психологических знаний в области психологии познавательных процессов, позволяющего составить основу для успешного освоения последующих теоретических и прикладных дисциплин профессионального психологического образования: знание феноменологии проявления психических познавательных процессов личности, закономерностей функционирования и развития познавательных процессов и основных теоретических подходов к познавательным процессам в отечественной и зарубежной науке;

2. формирование направленности обучающихся на применение полученных в ходе освоения курса теоретических знаний в области психологии познавательных процессов в реализации конкретных исследовательских и экспериментальных профессиональных задач психолога;

3. формирование у студентов мотивации овладения теоретическими психологическими знаниями как основой будущей профессиональной деятельности, творческого мышления в решении научных и прикладных профессиональных задач.

Место дисциплины в структуре ООП ВО

Учебная дисциплина «Общая психология. Часть 3. Познавательные процессы» составной частью базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла (Б.1) ООП по направлению подготовки «37.03.01 Психология», направленность (профиль) «Общий профиль».

Входные знания, умения и компетенции, необходимые для овладения учебной дисциплиной «Общая психология. Познавательные процессы» формируются у студентов в процессе изучения дисциплин «Общая психология. Часть 1» и «Общая психология. Часть 2», «Физиология ВНД», «Анатомия и физиология центральной нервной системы», «Общепсихологический практикум», а также с параллельно изучаемой дисциплиной «История психологии».

Сформированные в ходе изучения дисциплины «Общая психология часть 3. Познавательные процессы» формирует компетенции, необходимые для освоения в последующем таких дисциплин как «Психодиагностика», «Психология развития и возрастная психология», «Психология социального познания» и частично для ряда других дисциплин.

Требования к уровню освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-5, ПК-6

№ п.п.

Индекс компетенции

Содержание компетенции (или её части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны

знать уметь владеть
1.   ПК-5   Способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и диагностике уровня развития познавательной сферы личности в норме с целью гармонизации психического функционирования человека основные понятия, факты, закономерности и механизмы функционирования и развития изучаемых познавательных процессов личности - ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления; · основные характеристики для описания и анализа функционирования психических процессов личности; · иметь общее представление о специфике функционирования познавательных процессов личности в различные возрастные периоды выделять и определять наиболее значимые общие характеристики уровня развития определенных познавательных процессов у человека в связи с его возрастом и социальной ситуацией развития; прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования познавательных процессов личности в норме и при нарушениях (на общем уровне определения нормы или предполагаемого отклонения); воспроизвести по схеме некоторые психологические исследования познавательных процессов (исследования опосредованного запоминания и опосредованного внимания Леонтьева, методика исследования формирования и развития понятий Выготского-Сахарова, исследование памяти методом напряжения Эббингауза и т.п.) и интерпретировать полученные при проведении исследования результаты. способностью охарактеризовать познавательную сферу конкретного индивида с учетом возраста на основе специфики его индивидуальных характеристик внимания, памяти и мышления личности; способностью выделять в общем виде проблемные зоны в познавательной сфере личности, требующие специального развития и коррекции;
2. ПК-6 Способность к постановке профессиональных задач в области научного исследования и практической деятельности иметь представление о классических теоретических психологических направлениях изучения обозначенных выше познавательных процессов, так и ориентироваться в современных теоретических направлениях в этой области психологии. формулировать конкретные исследовательские задачи по выявлению специфики функционирования и развития познавательных процессов личности для решения определенных прикладных задач в профессиональной деятельности психолога; самостоятельно работать с научной литературой, анализировать и сравнивать теоретические концепции, выделять их методологические основания, прослеживать взаимосвязь методологических установок автора и их реализации в конкретных экспериментальных исследованиях; владеть способностью на основе теоретического анализа и анализа эмпирических данных выделять психологически проблемы в области функционирования познавательной сферы личности; владеть возможностью формулировать задачи практической работы с человеком по развитию и гармонизации функционирования его познавательных процессов.

 

Основные разделы дисциплины:

№ раздела

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Аудиторная

работа

Самостоятельная работа
Л ПЗ ЛР  
1 2 3 4 5 6 7
1. Введение в дисциплину «Общая психология. Познавательные процессы» 8 2 2   4
2. Ощущение 22 4 6   12
3. Восприятие 28 8 6   14
4 Внимание 28 6 8   14
5 Память 28 6 8   14
6 Мышление 30 8 8   14
    144 36 36   72

Курсовые работы: не предусмотрены

Форма проведения аттестации по дисциплине: экзамен в устной форме

Основная литература:

1. Маклаков А. Г. Общая психология /А. Г. Маклаков. СПб. [и др.], 2012.

2. Немов Р. С. Общая психология. В 3 т. Т. II. Познавательные процессы и психические состояния: уч. М.: Юрайт, 2014.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер Пресс, 2009.

Хрестоматии:

1. Общая психология. Т 4. Внимание / М.В. Феликман. М., 2010.

2. Общая психология. Т 2. Ощущение и восприятие /А.Н. Гусев. М., 2007.

3. Общая психология. Т 3. Память / В.В. Нуркова, М., 2008.

4. Общая психология. Психология мышления /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., Изд.2-е перераб. и доп. М., 2008.

ОЩУЩЕНИЯ

Семинар 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: