Таблица определения ограничения социометрических выборов

Количество учеников в классе N Число выборов (№) Вероятность случайного выбора P (A)
5 - 7 1 0.20 – 0.14
8 - 11 2 0.25 – 0.18
12 - 16 3 0.25 – 0.19
17 - 21 4 0.23 - 0.19
22 - 26 5 0.22 - 0.19
27 - 31 6 0.22 - 0.19
32 - 36 7 0.21 - 0.19

 

Обработка. Полученные результаты из социометрической карточки заносятся в соответствующую социоматрицу, затем подсчитывается количество положительных и отрицательных выборов, сделанных обследуемым, а также количество полученных им выборов. Для каждой ситуации заполняется отдельная социоматрица.

Кто выбирает

(список класса)

Кого выбирают

Сделанные выборы

Всего
1 2 3 4 5 6 7 8 (+) (-)  
1 2 3 4 5 6 7 8 А – ов Б-ов В-ова К-ова М-ова П-ова П-ов Ш-и   + + + + + + … + + -       2 2 2 2 2 2 0 1 2 4 4 2 2 4
  Полученные выборы Z (+) Z (-) 4 0 2 1 2 1 1 2 0 3       9 7  
  Всего                     16

  Пример социоматрицы для группы, численностью 8 членов

 

 

Примечание: + положительный выбор, - отрицательный выбор.


                              Протокол обследования

Ситуация Вопросы Выбор Примечание (пояснение)

 

Уроки

К кому ты обратился бы за помощью, когда у тебя не получаются уроки?

№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  

 

 

К кому ты не стал обращаться бы за помощью, когда у тебя не получаются уроки?

№…..  
№…..  
№…..  

 

 

 

№…..  
№…..  
№…..  

 

 

 

№…..  
№…..  
№…..  

2

 

 

День рождения

 

Кого из одноклассников ты бы пригласил бы к себе на день рождения?

 

Кого из одноклассников ты бы ни за что не пригласил бы к себе на день рождения?

 

   
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
   
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  

Интерпретация результатов

По степени популярности в группе принято выделять безусловного лидера в определённой ситуации или «звезду» - ученика, набравшего наибольшее число положительных выборов,

 «предпочитаемого» - ученика, набравшего около половины положительных выборов от «звезды»,

 «оттеснённого» - получившего единичные выборы,

«изолированного» - ученика, не получившего ни одного выбора, и «отверженного» - ребёнка, получившего отрицательные выборы.


                               МЕТОДИКА 14


Незаконченные предложения

Назначение. Выявление проблемных зон в системе личностных отношений ребёнка, в том числе к семье, к отцу, к матери, к самому себе, к друзьям.

Стимульный материал. Бланк с незаконченными предложениями.

Инструкция. Сейчас я назову тебе начало предложения, а ты придумай его окончание.

Процедура. Ребёнку называют последовательно предложения, напечатанные на бланке. Ребёнок заканчивает предложения. Что фиксируется в протоколе.

Обработка. Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную. Отрицательную или безразличную.

Примеры предложений и варианты ответов с оценкой.

Большинство знакомых мне семей…….

1.несчастливы. недружные, разошлись: «-2»

2.Не очень дружные, нервные: «-1»

3.Все одинаковые: «0»

4.Нормальные: «+1»

5.Очень дружные, счастливы: «+2»

Затем, в соответствии с ключом определяется суммарная оценка по каждой зоне отношений.


 

Ключ

Зоны отношений Номера предложений
1. Отношение к отцу 1 7 13 19
2. Отношение к себе 2 8 14 20
3. Отношение к среде (страхи и опасения) 3 9 15 21
4. Отношение к друзьям 4 10 17 22
5. Отношение к семье 5 11 17 23
6. Отношение к матери 6 12 18 24

 

По итогам обследования составляется сводная таблица результатов, куда заносятся баллы, полученные по разным зонам отношений.

 

Протокол обследования

Зоны отношений Система отношений ребёнка (баллы) Ответы детей
1.Отношение к отцу    
2.Отношение к себе    
3.Отношение к среде (страхи и опасения)    
4.Отношение к друзьям    
5.Отношение к семье    
6.Отношение к матери    

Прилагается бланк с выполненным заданием

Незаконченные предложения:

1.Думаю, что мой папа редко_______________________________________

2.Если все против меня, то_________________________________________

3.Знаю,что глупо, но боюсь________________________________________

4.Думаю, что настоящий друг______________________________________

5.По сравнению с другими семьями моя семья________________________

6.Моя мать и я___________________________________________________

7.Если бы мой папа только захотел__________________________________

8.Думаю, что я достаточно большой, чтобы___________________________

9.Мои одноклассники не знают, что я боюсь__________________________

10.Не люблю ребят, которые_______________________________________

11.Моя семья обращается со мной, как с _____________________________

12.Моя мама_____________________________________________________

13.Я бы хотел, чтобы мой папа______________________________________

14.Мне не нравится в себе то_______________________________________

15.Хотелось бы мне перестать бояться_______________________________

16.Больше всего я люблю тех ребят, которые__________________________

17.Большинство знакомых мне семей________________________________

18.Считаю, что все мамы__________________________________________

19.Думаю, что мой папа___________________________________________

20.Когда мне не везёт, я __________________________________________

21.Когда мне страшно, мне приходится______________________________

22.Когда меня нет, мои друзья______________________________________

23.Когда я был маленький, моя семья________________________________

24.Я люблю свою маму, но_________________________________________



МЕТОДИКА 15

               Особенности развития речи

 

Нарушения речи отмечаются в процессе взаимодействия с ребёнком во время обследования.

Определяется наличие – отсутствие нарушений звукопроизношения, анализируется умение ребёнка строить речь грамматически правильно, полнота речи, логичность, доказательность. Предлагаются рекомендации по работе над речью учителям, родителям, при необходимости - логопеду.


Речь ребёнка:

связность____________________________________________
логичность___________________________________________

полнота_____________________________________________

развёрнутость_______________________________________

доказательность_______________________________________

эмоциональность______________________________________

затруднения в речевой деятельности____________________

общее недоразвитие речи_____________________________

нарушения звукопроизношения_________________________

 





МЕТОДИКА 16

        Состояние успеваемости и поведения

Выявляется на основе результатов бесед с учителем и родителями и анализа школьной документации. Анализ успеваемости по русскому языку, чтению, математике, её динамики.

 

 


Успеваемость:

              Русской язык_______________________________________

              Математика________________________________________

              Чтение____________________________________________

Второгодничество_____________________________________________

Неустойчивость успеваемости___________________________________

Поведение ребёнка______________________________________________




ОБЩИЙ ПРОТОКОЛ

    Обследования психического развития ребёнка

Место обследования______________________________________________

Дата обследования________________________________________________

Ф.И.О. экспериментатора__________________________________________

Место работы, должность__________________________________________

Общие сведения о ребёнке

Фамилия, имя, отчество_________________________________________

Адрес___________________________________________________________

Пол: мужской

    Женский

Возраст_________________________________________________________

Класс, ДОУ______________________________________________________

Состояние здоровья:

практически здоров

                       болеет редко

болеет часто

диагноз

Живёт в семье (характеристика семьи)____________________________________

_____________________________________________________________________

Живёт вне семьи (характеристика условий)________________________________

 

Класс

1 2 3
     
     
     

Успеваемость:

по русскому

по математике

по чтению

 

 

Поведение_ _______________________________________________

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: