Количество учеников в классе N | Число выборов (№) | Вероятность случайного выбора P (A) |
5 - 7 | 1 | 0.20 – 0.14 |
8 - 11 | 2 | 0.25 – 0.18 |
12 - 16 | 3 | 0.25 – 0.19 |
17 - 21 | 4 | 0.23 - 0.19 |
22 - 26 | 5 | 0.22 - 0.19 |
27 - 31 | 6 | 0.22 - 0.19 |
32 - 36 | 7 | 0.21 - 0.19 |
Обработка. Полученные результаты из социометрической карточки заносятся в соответствующую социоматрицу, затем подсчитывается количество положительных и отрицательных выборов, сделанных обследуемым, а также количество полученных им выборов. Для каждой ситуации заполняется отдельная социоматрица.
№ | Кто выбирает (список класса) | Кого выбирают | Сделанные выборы | Всего | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | (+) | (-) | |||
1 2 3 4 5 6 7 8 | А – ов Б-ов В-ова К-ова М-ова П-ова П-ов Ш-и | + + + + | + + | … + | + | - | 2 2 2 2 | 2 2 0 1 2 | 4 4 2 2 4 | |||
Полученные выборы Z (+) Z (-) | 4 0 | 2 1 | 2 1 | 1 2 | 0 3 | 9 | 7 | |||||
Всего | 16 |
Пример социоматрицы для группы, численностью 8 членов
Примечание: + положительный выбор, - отрицательный выбор.
|
|
Протокол обследования
№ | Ситуация | Вопросы | Выбор | Примечание (пояснение) |
| Уроки | К кому ты обратился бы за помощью, когда у тебя не получаются уроки? | №….. | |
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
|
| К кому ты не стал обращаться бы за помощью, когда у тебя не получаются уроки? | №….. | |
№….. | ||||
№….. | ||||
|
|
| №….. | |
№….. | ||||
№….. | ||||
|
|
| №….. | |
№….. | ||||
№….. | ||||
2
| День рождения
| Кого из одноклассников ты бы пригласил бы к себе на день рождения?
Кого из одноклассников ты бы ни за что не пригласил бы к себе на день рождения?
| ||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. |
Интерпретация результатов
По степени популярности в группе принято выделять безусловного лидера в определённой ситуации или «звезду» - ученика, набравшего наибольшее число положительных выборов,
«предпочитаемого» - ученика, набравшего около половины положительных выборов от «звезды»,
«оттеснённого» - получившего единичные выборы,
«изолированного» - ученика, не получившего ни одного выбора, и «отверженного» - ребёнка, получившего отрицательные выборы.
МЕТОДИКА 14
Незаконченные предложения
Назначение. Выявление проблемных зон в системе личностных отношений ребёнка, в том числе к семье, к отцу, к матери, к самому себе, к друзьям.
|
|
Стимульный материал. Бланк с незаконченными предложениями.
Инструкция. Сейчас я назову тебе начало предложения, а ты придумай его окончание.
Процедура. Ребёнку называют последовательно предложения, напечатанные на бланке. Ребёнок заканчивает предложения. Что фиксируется в протоколе.
Обработка. Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную. Отрицательную или безразличную.
Примеры предложений и варианты ответов с оценкой.
Большинство знакомых мне семей…….
1.несчастливы. недружные, разошлись: «-2»
2.Не очень дружные, нервные: «-1»
3.Все одинаковые: «0»
4.Нормальные: «+1»
5.Очень дружные, счастливы: «+2»
Затем, в соответствии с ключом определяется суммарная оценка по каждой зоне отношений.
Ключ | ||
№ | Зоны отношений | Номера предложений |
1. | Отношение к отцу | 1 7 13 19 |
2. | Отношение к себе | 2 8 14 20 |
3. | Отношение к среде (страхи и опасения) | 3 9 15 21 |
4. | Отношение к друзьям | 4 10 17 22 |
5. | Отношение к семье | 5 11 17 23 |
6. | Отношение к матери | 6 12 18 24 |
По итогам обследования составляется сводная таблица результатов, куда заносятся баллы, полученные по разным зонам отношений.
Протокол обследования
Зоны отношений | Система отношений ребёнка (баллы) | Ответы детей |
1.Отношение к отцу | ||
2.Отношение к себе | ||
3.Отношение к среде (страхи и опасения) | ||
4.Отношение к друзьям | ||
5.Отношение к семье | ||
6.Отношение к матери |
Прилагается бланк с выполненным заданием
Незаконченные предложения:
1.Думаю, что мой папа редко_______________________________________
2.Если все против меня, то_________________________________________
3.Знаю,что глупо, но боюсь________________________________________
4.Думаю, что настоящий друг______________________________________
5.По сравнению с другими семьями моя семья________________________
6.Моя мать и я___________________________________________________
7.Если бы мой папа только захотел__________________________________
8.Думаю, что я достаточно большой, чтобы___________________________
9.Мои одноклассники не знают, что я боюсь__________________________
10.Не люблю ребят, которые_______________________________________
11.Моя семья обращается со мной, как с _____________________________
12.Моя мама_____________________________________________________
13.Я бы хотел, чтобы мой папа______________________________________
14.Мне не нравится в себе то_______________________________________
15.Хотелось бы мне перестать бояться_______________________________
16.Больше всего я люблю тех ребят, которые__________________________
17.Большинство знакомых мне семей________________________________
18.Считаю, что все мамы__________________________________________
19.Думаю, что мой папа___________________________________________
20.Когда мне не везёт, я __________________________________________
21.Когда мне страшно, мне приходится______________________________
22.Когда меня нет, мои друзья______________________________________
23.Когда я был маленький, моя семья________________________________
24.Я люблю свою маму, но_________________________________________
МЕТОДИКА 15
Особенности развития речи
Нарушения речи отмечаются в процессе взаимодействия с ребёнком во время обследования.
Определяется наличие – отсутствие нарушений звукопроизношения, анализируется умение ребёнка строить речь грамматически правильно, полнота речи, логичность, доказательность. Предлагаются рекомендации по работе над речью учителям, родителям, при необходимости - логопеду.
Речь ребёнка:
связность____________________________________________
логичность___________________________________________
полнота_____________________________________________
развёрнутость_______________________________________
доказательность_______________________________________
эмоциональность______________________________________
затруднения в речевой деятельности____________________
общее недоразвитие речи_____________________________
нарушения звукопроизношения_________________________
МЕТОДИКА 16
Состояние успеваемости и поведения
|
|
Выявляется на основе результатов бесед с учителем и родителями и анализа школьной документации. Анализ успеваемости по русскому языку, чтению, математике, её динамики.
Успеваемость:
Русской язык_______________________________________
Математика________________________________________
Чтение____________________________________________
Второгодничество_____________________________________________
Неустойчивость успеваемости___________________________________
Поведение ребёнка______________________________________________
ОБЩИЙ ПРОТОКОЛ
Обследования психического развития ребёнка
Место обследования______________________________________________
Дата обследования________________________________________________
Ф.И.О. экспериментатора__________________________________________
Место работы, должность__________________________________________
Общие сведения о ребёнке
Фамилия, имя, отчество_________________________________________
Адрес___________________________________________________________
Пол: мужской
Женский
Возраст_________________________________________________________
Класс, ДОУ______________________________________________________
Состояние здоровья:
практически здоров
болеет редко
болеет часто
диагноз
Живёт в семье (характеристика семьи)____________________________________
_____________________________________________________________________
Живёт вне семьи (характеристика условий)________________________________
Класс | ||
1 | 2 | 3 |
Успеваемость:
по русскому
по математике
по чтению
Поведение_ _______________________________________________