Текстолит; 2 – стеклотекстолит

 

Вследствие гидролиза может происходить омыление смазочного материала и отслаивание лакокрасочных покрытий.

При быстром подъёме ЛА на высоту, в область отрицательных температур, происходит конденсация внутренней влаги в изделиях, долгое время находившихся в условиях нормальной или повышенной влажности, так как металлические части, охлаждаясь быстрее воздуха внутри изделия, конденсируют на себе его избыточную влагу. При посадке ЛА изделие "засасывает" в себя влажный атмосферный воздух у земли, а затем при полете вновь конденсирует его влагу. Таким образом, внутри изделия накапливается влага. Особую опасность конденсация влаги представляет в закрытых изделиях, где её испарение и удаление затруднительно. Вследствие этого внутренние детали изделия находятся как бы в "паровой бане" и подвергаются длительному воздействию повышенной влажности со всеми вытекающими отрицательными последствиями.

При повышенной влажности и отрицательной температуре в результате внутреннего обледенения затрудняется работа подвижных частей, может произойти полная потеря подвижности и нарушение контакта из-за нароста кристаллов льда.

Целью испытаний на воздействие повышенной влажности является проверка влагостойкости и влагоустойчивости изделия. Под влагостойкостью понимают способность материалов, деталей и изделий сохранять свои свойства и внешний вид после длительного воздействия повышенной влажности; под влагоустойчивостью — способность изделия сохранять работоспособность и свои параметры в условиях воздействия повышенной влажности и после воздействия.

Испытания на воздействие повышенной влажности бывают при постоянном и циклическом температурно-влажностном режиме. По продолжительности или частоте циклов испытания могут быть длительными, ускоренными или кратковременными. Вид испытания и параметры режима устанавливают ТУ на изделие. Методы испытаний установлены стандартами. Для авиационного оборудования по условиям внешних климатических воздействий установлено две степени жёсткости испытаний для оборудования, защищенного от прямого воздействия атмосферного воздуха, и для оборудования, имеющего контакт с атмосферным воздухом.

Перед испытанием изделие осматривают, чтобы убедиться в отсутствии внешних повреждений деталей и покрытий, в нормальных условиях проверяют сопротивление изоляции и электрическую прочность и измеряют параметры изделия в номинальном режиме. Незащищенные места изделия (хвостовики вала, посадочные открытые места и т.п.) обезжиривают бензином и покрывают тонким слоем защитного смазочного материала.

При испытании в непрерывном режиме (без конденсации влаги) перед установкой в камеру влаги изделие предварительно нагревают до температуры на 2... 3° С выше, чем температура в камере, для того чтобы на нем не сконденсировалась роса. В камере устанавливают относительную влажность 95 ± 3% при температуре 40 ± 2° С. Продолжительность испытания устанавливают по ТУ. В течение всего времени испытания температурно-влажностный режим поддерживается постоянным автоматически.

Для испытания в циклическом режиме (с конденсацией влаги) изделия помещают в камеру влаги и подвергают воздействию непрерывно следующих друг за другом температурно-влажностных циклов (рис. 4.2).

 

 

Рис. 4.2. График цикла испытания на воздействие повышенной влажности:

ω – относительная влажность

 

Число циклов устанавливают по ТУ. Циклический режим испытания бывает запрограммирован и выполняется камерой автоматически. Испытатель периодически контролирует выполнение режима, наблюдая за показаниями психрометра через окно камеры. В процессе испытания в конце каждого цикла рекомендуется включать изделие в камере для проверки его работоспособности.

Сразу после окончания режима испытания проверяют электрическое сопротивление изоляции изделия, которое должно быть не менее 1 МОм. Затем испытывают электрическую прочность изоляции изделия при пониженном на 40... 50% испытательном напряжении.

Результаты испытаний изделия на воздействие повышенной влажности считают удовлетворительными, если:

сопротивление изоляции в увлажненном состоянии удовлетворяет требованиям ТУ;

изоляция изделия выдержала приложенное испытательное напряжение;

параметры изделия остались в заданных пределах, нет сбоев и отказов в работе изделия;

внешний вид изделия соответствует ТУ, нет коррозии, нарушения покрытий, механических повреждений, заеданий и т.п.

Испытание на устойчивость к воздействию внутреннего обледенения и росы проводят с целью проверки работоспособности изделий в условиях образования на них инея и росы.

Перед испытанием изделие осматривают и незащищенные покрытием места обезжиривают и покрывают тонким слоем защитного смазочного материала. Затем изделие в нерабочем состоянии выдерживают в камере холода при температуре (-20 ± 5)° С.

После извлечения изделия из камеры холода при температуре не ниже 15° С на его поверхности образуется иней, а спустя некоторое время — роса. Сразу после извлечения из камеры и образования инея изделие проверяют на работоспособность. Пусковые токи, время пуска электродвигателей, напряжения срабатывания и отпускания электромагнитных аппаратов не должны превышать установленных норм, не должно быть сбоев в работе, нарушения электрической цепи и отказов.

Все проверки повторяют каждый раз после образования на изделии росы.

Цель испытаний на брызгозащищенность — проверка отсутствия брызг воды внутри изделия при длительном воздействии на него искусственного дождя.

Испытания проводят в камере дождя. Перед испытанием вентиляционное отверстие и контактные разъёмные соединения закрывают заглушками, открытые незащищенные части изделия покрывают защитным смазочным материалом. Затем изделие закрепляют в рабочем положении на приспособлении вращающегося стола камеры.

Зона действия дождя перекрывает габаритные размеры изделия не менее чем на 30 см. После испытания изделие протирают насухо и не позднее чем через 15 мин вскрывают и тщательно осматривают. Результат испытания считают удовлетворительным, если внутрь изделия не попала влага.

 

 

4.2. Испытание на воздействие соляного тумана

 

Над поверхностью морей и океанов в результате распыления ветром морской воды при прибоях и волнениях образуется аэрозоль — морской туман, т.е. дисперсная система мельчайших капелек соляного раствора, находящихся в воздухе во взвешенном состоянии. Содержание солей в морской воде различно для разных морей.

Ветром морской туман разносится в прибрежных областях на расстояние до 20 и более километров в толще нескольких десятков метров атмосферы. Так, в прибрежной полосе норвержского побережья выпадает в осадок солей почти 1 г/м2 за сутки (на расстоянии 20 км от берега — около 0,01 г/м2). В тропических областях над морем и в прибрежной полосе концентрация солей гораздо выше, что связано с быстрым испарением брызг морской воды под действием высокой температуры.

Частицы влаги с растворенными в них солями, внедряясь в поверхность диэлектриков, химически взаимодействуют с материалом. При одновременном воздействии температуры, влаги, солей поверхность деталей становится шероховатой, гигроскопичной и разрушается, что способствует еще большему внедрению соляного раствора в толщу материала. Раствор солей электропроводен, поэтому насыщение диэлектриков соляным раствором приводит к снижению сопротивления и электрической прочности изоляции материла. Соляной раствор способен "разъедать" тонкие перемычки печатного монтажа и создавать на поверхностях контактных деталей пленку окислов и химических соединений, которые повышают переходное сопротивление контактов или нарушают электрический контакт. Соляной раствор, являясь электролитом, способствует электрохимической коррозии металлов.

Испытания проводят с целью определения коррозионной стойкости защитных покрытий, материалов и деталей изделий в атмосфере, насыщенной водными растворами солей (морского тумана).

Изделие в полностью собранном виде помещают в камеру соляного тумана.

Установлены две степени жёсткости испытаний:

1 — для оборудования, защищенного от прямого воздействия морского тумана;

2 — для оборудования, имеющего прямой контакт с морским туманом.

Число циклов на конкретное изделие устанавливают ТУ.

По окончании испытаний изделие промывают в дистиллированной воде, сушат 1 ч при температуре (55± 2) ° С и после охлаждения осматривают. Результат испытания считают удовлетворительным, если на металлических частях изделия не обнаружено следов коррозии и нет нарушений лакокрасочных покрытий.

 

 

4.3. Испытания в условиях пониженного
атмосферного давления

 

С подъёмом на высоту изменяются плотность, давление и температура атмосферного воздуха.

Снижение плотности и давления атмосферного воздуха влияют на электрическую прочность воздушных изоляционных промежутков между отдельными электрическими цепями. Уменьшение электрической прочности воздуха с уменьшением давления (рис. 4.3) объясняется увеличением ионизационной способности заряженных частиц вследствие увеличения длины их свободного пробега под действием электрического поля. Как следствие этого с подъёмом на высоту изменяются время и характер горения дуги при разрыве контактов негерметичных коммутационных устройств. В космосе, при ничтожной плотности, электрическая прочность вновь возрастает, так как разряд определяется не ударной ионизацией, а энергией выхода заряженных частиц. В высотных условиях, при низких плотности и относительной влажности, возрастает износ щёток, увеличивается искрение вследствие возникновения сухого трения и разрушения политуры на коллекторе (контактных кольцах), которая обеспечивает устойчивый переходной скользящий контакт. Раскаленная угольная пыль от износа щеток, внедряясь в изоляцию внутри машины резко снижает её поверхностное сопротивление.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: