Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без предоставления студентам права выбора путей и способов обучения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.
Достижение этой цели невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.
Сущность самостоятельной работы студентов как специфической педагогической конструкции определяется особенностями поставленных в ней учебно-познавательных задач. Следовательно, самостоятельная работа - это не просто самостоятельная деятельность учащихся по усвоению учебного материала, а особая система условий обучения, организуемых преподавателем.
Функции, задачи и виды самостоятельной работы студентов
Необходимость организации со студентами разнообразной самостоятельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:
• Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);
• Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной);
• Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);
• Воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);
• Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).
В основе самостоятельной работы студентов лежат следующие принципы: развития творческой деятельности, целевого планирования, личностно-деятельностного подхода.
Задачи самостоятельной работы студентов:
· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
· углубление и расширение теоретических знаний;
· формирование умения использовать справочную литературу;
· развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
· развитие исследовательских умений.
В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как:
· индивидуальные занятия (домашние занятия):
ü изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);
ü изучение рекомендуемых литературных источников;
ü конспектирование источников;
ü выполнение практических заданий;
ü выполнение проблемных заданий;
ü выполнение ситуационных задач;
ü выполнение тостов;
ü работа со словарями и справочниками;
ü работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;
ü составление плана и тезисов ответа на семинарском занятии;
ü составление схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала;
ü ответы на контрольные вопросы;
ü аннотирование, реферирование, рецензирование текста;
ü составление глоссария, кроссворда по конкретной теме;
ü подготовка к зачету;
· групповая самостоятельная работа студентов:
ü подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (коллоквиум, дискуссия);
ü анализ проблемных и практических заданий и др.
· получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины;
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.
Планирование и организация самостоятельной работы студента
Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет студентам развивать умения и навыки в усвоении и систематизации приобретаемых знаний, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, получить навыки повышения профессионального уровня.
Задачи преподавателя по планированию и организации самостоятельной работы студента:
1. Составление плана самостоятельной работы студента по дисциплине.
2. Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы.
3. Обучение студентов методам самостоятельной работы
4. Организация консультаций по выполнению заданий (устный инструктаж).
5. Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной работы студента.
Студент должен знать:
· Какие разделы и темы дисциплины предназначены для самостоятельного изучения (полностью или частично);
· какие формы самостоятельной работы будут использованы в соответствии с рабочей программой;
· какая форма контроля и в какие сроки предусмотрена.
Рекомендуемые вопросы для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям
Тема № 1. Понятие и сущность права
1. Сущность (идея) права. Право как единство начал свободы, справедливости и формального равенства.
2. Принципы и аксиомы права.
3. Право в субъективном и объективном смыслах. Признаки права
Тема № 2. Правовое сознание, правовая культура и правовой нигилизм
1. Понятие и структура правового сознания.
2. Виды правосознания.
3. Правовая культура. Неправовая культура.
4. Правовой нигилизм: понятие, формы, причины и пути преодоления.
Тема № 3. Нормы права в системе социальных норм
1. Понятие социального регулирования. Понятие и виды социальных норм.
2. Признаки и определение нормы права. Классификация норм права.
3. Структура нормы права. Классификация элементов правовых норм.
4. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах.
Тема № 4. Формы (источники) объективного права
Вопросы для обсуждения
1. Понятие источника и формы права.
2. Правовой обычай и правовая доктрина.
3. Судебный прецедент и нормативный договор.
5. Нормативный правовой акт: понятие и признаки и виды.
Тема № 5. Правовое отношение и реализация права
1. Признаки и определение правового отношения. Состав правоотношения.
2. Юридические факты: понятие и виды.
3. Понятие и способы (формы) реализации права.
4. Применение права: понятие и признаки, стадии, акты применения права.
5. Понятие, способы и виды толкования юридических текстов.
Тема № 6. Правонарушение и юридическая ответственность
1. Признаки, определение и виды правонарушений.
2. Состав правонарушения.
3. Понятие и признаки юридической ответственности. Иные меры правового принуждения.
4. Принципы юридической ответственности.
5. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.
Тема № 7. Понятие, сущность и функции государства
1. Понятие и признаки государства.
2. Признаки и определение функций государства. Виды функций государства.
3. Задачи государства: понятие и виды.
4. Социальное государство. Концепции правового государства.
Тема № 9. Форма (устройство) государства
1. Понятие формы (устройства) государства.
2. Форма правления: понятие и виды.
3. Форма территориального устройства: понятие и виды. Унитарное государство и федеративное государство.
4. Политический режим: понятие и виды.
Тема № 10. Государство и гражданское общество. Личность и государство
1. Понятие гражданского общества и его соотношение с государством.
2. Понятие прав и свобод личности.
3. Система прав и свобод человека и гражданина в современных государствах.
4. Гарантии прав и свобод личности.
Тема № 11. Система права
1. Понятие и элементы системы норм права.
2. Публичное и частное право.
3. Материальное и процессуальное право. Юридический процесс и юридическая процедура.
4. Международное и внутригосударственное право.
5. Правовые системы современности.
Тема 12. Основы публичного права.
1. Понятие конституционного права. Развитие, предмет, источники и система конституционного права.
2. Понятие, предмет, источники и система административного права.
3. Понятие, источники и система уголовного права.
Тема 13. Основы частного права.
1. Понятие, источники и система гражданского права.
2. Понятие, источники и система семейного права.
3. Понятие, источники и система трудового права.