Ход урока
I.Оргмомент
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись,
И друг другу улыбнулись.
II. Aктуализация знаний.
Дар, что «ценнее и больше всего серебра и золота,
И драгоценных камней, и всего преходящего богатства»
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова византийского императора Михаила III, жившего в 9 веке.
- Как вы думаете, о каком даре идёт речь? Кому предназначался сей дар? Чему будет посвящён сегодняшний урок?
Ничего страшного, что вы пока не знаете ответа на эти вопросы. К концу урока, я думаю, каждый из вас сможет на них ответить.
Итак, начнём с последнего вопроса: чему будет посвящён наш урок?.
Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю разгадать данный ребус.
И100‘3Я письменности
- Разгадайте ребус. («История письменности».)
- О чём же пойдет речь? (О возникновении письменности.)
- Сегодня я предлагаю совершить путешествие в музей Истории письменности…
|
|
Люди знают, кто придумал электродвигатель и антибиотики, Конституцию и компьютер. Но эти открытия, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имен мы никогда не узнаем, не изобрел письменность. Времена, когда не существовало письменности, так и называют – доисторическими. Первые шаги на пути создания письма были сделаны человечеством 20–30 тысяч назад. (На доске табличка «20–30 тыс.лет назад».)
- Можете ли вы представить современную жизнь без книг или газет? (Высказывания детей.).
- Как развивалось бы человечество, если бы ему пришлось передавать всю информацию только устным способом? (Высказывания детей.)
- Знаний накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти и устно передавать друг другу. Но речь не могла служить единственным средством общения. Так и возникла письменность, которая помогала сохранять и доносить информацию современникам и потомкам. Именно поэтому письменные источники имеют особую ценность для ученых.
- А какие письменные источники вы знаете? (Хроники, грамоты, договоры, указы, дневники, летописи)
Обобщение: Письменные памятники – это все типы записей, сделанные на различных материалах: камне, глине, дереве, берёсте или бумаге.
- Путь к появлению письменности был долгим. Человек той ранней эпохи шел на ощупь к открытию письма. И сегодня в нашем историческом музее мы постараемся пройти этот нелегкий путь. А помогут нам наши экскурсоводы.
III. Открытие нового
- Мы в зале № 1. Он называется «Загадочные письмена».
Наша цель: проследить историю возникновения письменности, её поэтапное развитие.
|
|
Давным-давно люди начали использовать фигурки животных или просто предметы (палочки, камни.) для записи и учета скота, т.е. открыли предметное письмо. (На слайде -табличка «Предметное письмо».)
-Ученик 1. У древних людей существовали простые способы записывать события или передавать известия. Если племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копьё или стрелу. А если речь шла о мире, посылали табак и трубку в придачу или зеленую ветку
Ученик 2: Древнегреческий историк Геродот рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I вел против кочевников-скифов войну, которая «затягивалась и конца ей не было видно», скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел. (По ходу рассказа достает предметы-рисунки из корзины. И прикрепляет на доску). Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров…
- А вы сможете разгадать смысл этого послания?
Ученик 1: Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица, быстрая как конь, – знак бегства, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов.
Вывод: Дары скифов были своеобразным способом передачи информации.
- Как ученые называют такой способ передачи информации? (Предметным письмом)
- Когда-то с него и началась история письменности. Как вы думаете, удобен ли был такой способ письма? Почему? (Понять письмо можно было по-разному.)
Переходим в следующий зал, к следующей экспозиции.
Ученик 3. Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации, как вампумы и кипу.
- Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы.
- Свое древнее значение цвета сохранили и сейчас. С ними мы сталкиваемся в самых различных ситуациях. Враг выбрасывает белый флаг – значит, просит перемирия, человек весь в черном – траур по умершему. Где можно еще встретить такое цветовое письмо? (Сигналы на корабле, светофор, маяк…)
- Самый популярный вид предметной письменности древних индейцев – шнуры с узелками, которые назывались – кипу (узел). Вот как выглядело такое узелковое письмо.
Ученик 4. К основной, толстой веревке в строго определенном порядке прикреплялись более тонкие шнуры, каждый из которых имел свой цвет, свое значение. Кроме того, имели значение толщина и длина шнуров, число и форма узлов. С помощью этих узелков выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет.
Посмотрите на рисунок. Сможете вы прочитать, что здесь написано? (Высказывания детей.)
Прочитать такое письмо было нелегко. В нем важно все – толщина шнурков, способ завязывания узла, сочетание соседних узлов.
(Показать узлы макраме.)
Возможно, эти узлы тоже что-то обозначают.
- Возможно, каждый узел макраме тоже что-то обозначает.
Ученик 1. Узелковое письмо живо и по сей день. Индейцы-пастухи в Южной Америке до сих пор пользуются шнурами с завязанными на них узелками для подсчета своих стад. Есть индейское племя, которое пользуется веревочным календарем. Отправляясь в дальний путь, муж оставляет жене шнур, на котором столько узлов, сколько дней он предлагает пробыть в дороге. Дальним отголоском такого письма является и наша привычка завязывать для памяти узелок на носовом платке.
|
|
- Почему возникла необходимость появления письменности? (Для передачи мыслей, как способ передачи информации, средство общения.)
- Какой недостаток был у первобытных типов письма?
Вывод: Такие письма было очень трудно понять. Нельзя было выразить многие понятия, доступные человеческому мышлению и языку.
- Переходим в зал №3 «Пиктография». Кто из вас знает, что оно обозначает?
- К пиктографии относятся и древние наскальные рисунки. Анатоль Франс, французский писатель, сказал: «Первыми книгами людей были камни».
А сейчас посмотрим следующую экспозицию в зале № 2. («рисуночное письмо») - Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? (Сцена охоты.)
- Почему на своих первых рисунках люди рисовали животных? (Высказывания детей.)
- Человек тогда не пахал землю и не сеял. Он охотился на диких зверей, и его жизнь зависела от удачной охоты. Поэтому животные интересовали людей больше всего. Их рисовали углем на стенах пещеры. И ныне, наскальные рисунки поражают нас точностью и реализмом.
Ученик 2. Рисуночное письмо оперирует не буквами, из которых складываются слова, а рисунками (пиктограммами), каждый из которых графически изображает конкретный предмет или явление.- Пиктография не требует от воспринимающего какой-то особой грамотности. Более того, она может быть одинаково понятна людям, говорящим на различных языках.
- Первобытный человек рисовал не ради развлечения, а для того, чтобы передать какое-то содержание или запечатлеть событие. «Нам никогда не узнать, как это происходило», – может быть, подумаете вы. И все-таки был человек, который рассказал нам о создании письменности так живо и красочно, как будто он видел все сам. Это американский поэт, который жил в прошлом веке, Генри Лонгфелло. Свою книгу о вожде индейцев по имени Гайавата Лонгфелло назвал «Песнь о Гайавате». Русскими стихами ее пересказал писатель Иван Алексеевич Бунин. Легендарный вождь индейцев горевал о том, что люди не могут передать своим потомкам то, что они сами знают и умеют. Все знания исчезают – растворяются во времени.
|
|
«При свиданье – с глазу на глаз
Мы ведём свои беседы;
Но, расставшись, мы вверяем
Наши тайны тем, которых
Посылаем мы друг к другу;
А посланники нередко
Искажают наши вести
Иль другим их открывают».
- И вот для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства, Гайавата изобрел письменность.
Для чего он изобрел письменность? (Для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства.)
- Как вы думаете, сколько же надо было изобрести рисунков, чтобы обозначить все, что окружает людей, и все, что они хотели сказать друг другу? (Высказывания детей.)
Как вы думаете, о чем говорится в этом письме?
Ученик 3: Как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать? Если написавший придавал письменным знакам одно значение, а читающий – другое, то ничего хорошего не получалось. Об этом забавно рассказал Редьярд Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо». История произошла в племени людей в далёкие «дописьменные» времена.
(фрагмент мультфильма)
Если вам понравилась история девочки Таффи, прочитайте книгу Р. Киплинга.
- А давайте мы тоже попробуем составить свое рисуночное письмо
Групповая работа
Каждая группа получает задание. Вы пишите записку. А потом посмотрим, что у нас получится…
(Всем группам дается одинаковый текст: «Жди меня около дерева на углу футбольного поля в 3 часа дня – мы пойдем ловить рыбу». Ученики работают в группах по 4 человека.)
Показать свой вариант –
- Почему же получились такие разные работы? (Все по-разному поняли текст.)
- Почему способ сообщений пиктограммами не очень удобный? (Понять письмо можно по-разному.)