Литературно-разговорная и фамильярно-разговорная

Представитель этого стиля речи употребляет разговорные и бранные слова при достаточно высоком стиле речи

Её представитель осознанно допускает употребление сниженной лексики, он использует её как инструмент экспрессии

С этим типом речи есть одна проблема: плохо, когда это становится единственным типом его речевой культуры, например, когда он внедряет сниженную лексику уже неосознанно, там, где она неуместна

Отличие двух вариантов в том, что разный мотив для употребления пониженной лексики. Литературно-разговорный стиль использует её для выражения своих мыслей, фамильярно-разговорный – для адаптации под неформальную ситуацию

 

Просторечие

Для него характерен ограниченный запас слов, бедный набор синтаксиса, о сложном синтаксисе речь тем более не идёт, не умеет строить сложные предложения

Много экспрессивных средств, даже ругательств, много междометий и слов паразитов и паразитирующих синтаксических фрагментов вроде «типа того» «вроде того» итд

Сознавая ограниченность, представитель часто включает в речь иностранные книжные слова, чтобы «выпендриться», какой он офигеть умный

Справочников в представлении носителя просторечия нет, он не хочет учиться языку. Так у представителя возникает большое количество ошибок

К счастью, сейчас это встречается редко

 

Профессионально-ограниченная культура

Для неё характерно смешение «ты вы» общения, неразличение стилей, исп-е диалекта вместо элементов литературного языка, отсутствие сознательного употребления языковых средств

На лицо ограниченность лингвистики и речи

 

Важно отметить, что для современных язык ситуаций характерно появление гибридов и смешение границ

 

 

Аспекты культуры речи

Ортологический

Ортология – наука о правильной речи и нормах

 

Состоит из употребляемых большим количеством образованных людей слов. Словно «образованных» важно потому, что язык улиц, за исключением переломных исторических периодов, на это не влияет

Соответствие закономерностям развития языка. Если мы пытаемся сделать нормой то, что было до этого, то, скорее всего, потерпим поражение, т.к. это не соответствует закономерностям развития языка

Опора на авторитетную традицию – на язык, которым разговаривали видные деятели культуры. Из относительного прошлого это Булгаков, Гоголь, Толстой

Фиксация в словарях и справочниках

 

Причиной всего этого всегда являются нормы в языке, вызванные ходом времени

Особенно подвижны нормы в области орфоэпии

 

Коммуникативный

Мы должны выбрать то что соответствует ситуации, передаваемой информации и жанру речи. До этого всё это включала наука риторика.

Изначально она возникла как наука о возд речью, потом – как наука о красивой речи, т.е. способу красиво рассказать, сегодня это наука о эфф речи, способности с её помощ добиться большего эффекта

 

Этический

Речевой этикет – набор правил и аспектов употребления речи

Этикетные формы – то, что принято употреблять в той или иной ситуации

 

Отношение Маркова к феминитивам

Он не воспринимает это всерьёз как проблематику. Считает, что они могут войти в употребление лет через 50, когда их начнут употреблять многие культурные деятели

 

«Надеюсь, мой ответ на вопрос вам не понра… Думаю, мой ответ на вопрос вам не понравился, надеюсь, что я до этого времени не доживу»

 

Стиль

Понятие стиля является многоплановым. Мы говорим стиль человека стиль архитектуры

 

Стиль – это совокупность выразительных средств, соответствие определённой ситуации

 

Штили по Ломоносову

(Штилями называли что-то наподобие теперешних стилей раньше)

Высокий – в основном только церковнославянские слова

Средний – всё, что не попадает в остальные два

Низкий – в основном только разговорные слова

 

Все работы Ломоносова имели практическую направленность. Создавая их, они имел задачи, близкие нашему курсу - научить авторов, как писать и говорить.

Такое разделение существовало довольно долго, но позже, когда штили начинали перемешиваться, от него отказались. В основном это было вызвано тем, что художественный стиль в этой системе всегда стоит особняком, т.к. там другой принцип построения. Могут употребляться диалектизмы итд

 

Норма – существующий шаблон, представление о том, как должна выглядеть речь

 

На данный момент выделяются следующие стили:

Высокий – высокопарные слова и архаизмы

Нейтральный – с ним сложнее всего. Непонятно, что сюда выделять. Сюда входят и просторечия, и профессионализмы, и жаргонизмы, быстрые деньги итд. Также может усложняться заимствованиями. В общем, сюда снова входит всё, что не вошло в остальные два

Низкий – состоит в основном из просторечий

 

Также существуют следующие «слои» речи, слова делятся по ним следующим образом:

 

По высокопарности:

Книжные

Торжественно-публицистические

Непреложно-обязательные

Риторико-архаичные

Поэтические

 

По тону

Книжно – неодобрительные

Архаично-шутливые

Архаично-комичные

 

Если у вас стоит цель развить речь, преподаватель советует читать хорошую литературу – она прекрасно справляется с победной задачей

 

Зачем это вообще надо?

Каждая ситуация в общении предполагает тот или иной выбор языковых средств… Надо уметь их выбирать!

Также нам, как психологам, предстоит много работать с людьми. И поэтому нам тем более нужно владеть инструментом подобной работы – нашей речью. Нужно знать стратегии общения, чтобы легче было найти подход к каждому пациенту.

Также очень важно вообще всем, а в особенности психологам, научиться говорить так, чтобы все однозначно и точно нас понимали. Всему этому нам и предстоит обучиться в рамках изучения культуры речи

 

ЛЕКЦИЯ #3
03.09.20


КАК ВЫРАЗИТЬ СЕБЯ С ПОМОЩЬЮ СТИЛЯ?

 

Выражение себя с помощью стиля возможно с помощью использования ресурсов языка из самых различных его областей. Давайте разберёмся, какие они бывают:

 

Фонетические ресурсы

Вот некоторый стилистический инструментарий фонетики:

Общеупотребительный и профессиональный стилистический вариант литературного языка

Современное и устаревшее произношение

Элитарное и среднелитературное произношение (булоЧная вместо БулоШная)

Просторечное произношение некоторых литературных слов (чё, шо)

Произношение способно отражать социальный, экспрессивный и эмоциональные аспекты

Например, определённую окраску вносят устаревшие слова, заимствования и неологизмы

 

Лексические ресурсы

Окраску также вносят и слова, одинаковые по значению, но принадлежащие разным стилям. Их называют синонимами

Роль для стилистической окраски речи также играют фразеологизмы, клише и штампы разных стилей речи

 

Стиль также отражают и некоторые словообразовательные элементы. Например, это уменьшительно-ласкательные суффиксы, характеризующие, в основном, разговорную речь

 

«Домик…

Конечно дом…

а не домик»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: