Указания к выполнению ВСР

СБОРНИК ЗАДАНИЙ

ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

 

Методические рекомендации

для студентов СПО очной формы обучения

 

 

Чернушка – 2014

 

Зарипова И.Х.

Сборник заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «История». Методические рекомендации для студентов СПО очной формы обучения / И.Х. Зарипова – г.Чернушка, ГБОУ СПО «КПК», 2014. – 87 с.

Рецензенты:

С.А. Дианов, д.и.н., заведующий кафедрой Социальных и гуманитарных дисциплин Пермского института (ф) РГТЭУ

Г.Ф. Шкляева, преподаватель высшей квалификационной категории зав. офисным отделением ГБОУ СПО «Чайковский медицинский колледж»

 

Методические рекомендации по самостоятельной работе предназначены для студентов очной формы обучения, изучающих дисциплину «История», подготовлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

В сборнике представлены разнообразные задания, предназначенные для углубления и закрепления знаний студентов, для отработки практических умений – анализ источников литературы, группировка информации, составление кроссвордов и др. Вопросы и задания на самостоятельную работу определяются преподавателем и охватывают учебный материал, который не рассматривается на аудиторных занятиях.

 

Печатается по решению Совета директоров образовательных учреждений среднего профессионального образования Пермского края и Краевого методического объединения преподавателей обществоведческих дисциплин

 


Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫ­ПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМО­СТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ     10
2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ВИДАМИ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ   13
3 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМО­СТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ   35
Самостоятельная работа № 1 по теме «История Древнего мира»   35
Самостоятельная работа № 2 по теме «Древняя Русь»   36
Самостоятельная работа № 3 по теме «История стран Азии и Африки в средние века»   38
Самостоятельная работа № 4 по теме «История Росии с древнейших времен до конца ХVII века»     40
Самостоятельная работа № 5 по теме «История России с древнейших времен до конца ХХ века»   44
Самостоятельная работа № 6 по теме «Эпоха дворцовых переворотов»   62
Самостоятельная работа № 7 по теме «Отечественная война 1812 года»   63
Самостоятельная работа № 8 по теме «Страны востока в новое время»   64
Самостоятельная работа № 9 по теме «Росия и мир в ХХ веке»   66
Самостоятельная работа № 10 по теме «История России в ХХ веке»   68
Самостоятельная работа № 11 по теме «История России в ХХ веке»   69
Самостоятельная работа № 12 по теме «История России в ХХ ввеке»   73
Самостоятельная работа № 13 по теме «Советский союз в годы второй мировой и Великой Отечественной войны»     76
Самостоятельная работа № 14 «История России в начале XX века»   79
Список рекомендуемой литературы 87

 


Введение

В современном динамично развивающемся обществе существует потребность в инициативных, самостоятельных людях, легко адаптирующихся к новым условиям. Повышаются требования не только к качеству подготовки студентов, как высоко квалифицированных специалистов, но и к развитию их интеллектуальных и творческих способностей, позволяющих им свободно владеть своей профессией, развивать способность критически мыслить, выражать и защищать свою точку зрения, свои позиции, успешно находить выход из сложившихся, зачастую, нестандартных ситуаций.

Этого можно достичь путем систематического включения студента в самостоятельную деятельность, которая в учебной деятельности выражается в самостоятельной работе и приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Данные методические рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального обучения и предназначены для студентов среднего профессионального образования очной формы обучения. Стандарты третьего поколения объединили учебную и самостоятельную деятельность. Многообразие используемых форм обучения, содержательная работа, направленная на развитие общих компетенций обучающихся, должна быть направлена на обеспечение баланса знаний, навыков и способностей. Следовательно, эффективная организация самостоятельной деятельности является важной составляющей образовательного процесса современной профессиональной образовательной организации в рамках ФГОС СПО.

Внеаудиторная самостоятельная работа – это планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

Внеаудиторная самостоятельная работа производится с целью:

- Систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений учащихся;

- Углубления и расширения теоретических знаний;

- Формирования умений использовать нормативную, правовую, научно-популярную, справочную документацию и специальную литературу;

- Развития познавательной способности и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

- Формирования самостоятельного мышления, способностей к самообразованию, самосовершенствованию и самореализации;

- Развития исследовательских умений и навыков.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы учащегося являются:

· уровень освоения учебного материала;

· умение использовать теоретические знания и умения при выполнении практических задач;

· уровень сформированности ключевых компетенций.

Самостоятельная работа обучающегося в соответствии с ФГОС при очной форме обучения должна составлять не мене 50% времени от обязательной учебной нагрузки, что составляет 59 часов для специальности среднего профессионального образования. В связи с этим возрастает роль организационно-педагогических условий и средств, способствующих организации самостоятельной деятельности учащихся.

В ходе изучения курса истории предлагаются следующие формы и виды самостоятельной работы студентов:

1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное  изучение материала по литературным источникам.

2. Работа со словарем, справочником.

3. Поиск необходимой информации в сети Интернет.

4. Конспектирование источников.

5. Реферирование источников.

6. Составление и разработка словаря (глоссария).

7. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету).

8. Выполнение домашних контрольных работ.

9. Самостоятельное выполнение практических заданий (ответы на вопросы, задачи).

10. Выполнение творческих заданий.

11. Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии.

12. Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на семинарском занятии.

13. Подготовка доклада и написание тезисов доклада.

 


1.  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

В помощь студенту представлены характеристики всех типов заданий, используемых в сборнике, алгоритм работы студента, критерии оценки.




Указания к выполнению ВСР

1. ВСР нужно выполнять в отдельной тетради в клетку

2.  Необходимо оставлять поля шириной 5 клеточек для замечаний преподавателя.

3. Оформлять работу следует подробно и аккуратно.

4. После получения проверенной преподавателем работы студент должен в этой же тетради исправить все отмеченные ошибки и недочеты. Вносить исправления в сам текст работы после ее проверки запрещается.

5. Оценивание индивидуальных образовательных достижений по результатам выполнения ВСР  производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Таблица – Критерии оценивания

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка) вербальный аналог

90 ÷ 100

5 отлично

80 ÷ 89

4 хорошо

70 ÷ 79

3 удовлетворительно

менее 70

2 неудовлетворительно

          

Алгоритм работы студента:

1. Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируйте цель предстоящей деятельности;

2. Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете это делать, для чего это нужно;

3. Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели;

4. Выберите наилучший вариант, взвесив все условия;

5. Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы, определите время выполнения каждого этапа;

6. Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учетом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь с преподавателем;

7. По окончании работы проанализируйте ее результаты, оцените степень их совпадения с поставленной целью.

 


2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ВИДАМИ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами;

Для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, ресурсов Интернет); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; составление электронной презентации; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками, компьютерной техники и Интернета и др.;

Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; подготовка сообщений; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов и др.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: