Существующая классификация концепций (школ) международного менеджмента
№ | Название школы | Период | Основные идеи | Наиболее яркие представители школы |
1 | Школа научного менеджмента | 1885–1920 гг. | Изучение и совершенствование труда на основе использования научных методов | М. Вебер, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилберт, Г. Грант, О.А. Ерманский, Ф. Тейлор, Г. Форд, Г. Эмерсон и др. |
2 | Административная (классическая) школа научного менеджмента | 1920–1950 гг. | Поиск систематизированных подходов по повышению эффективности управления предприятием в целом | А. Гастев, А. Гинсбург, Д. Муни, А. Слоун, Л. Урвик, А. Файоль и др. |
3 | Школа человеческих отношений | 1930–1950 гг. | Базируется на использовании знаний о межличностных отношениях и утверждает, что поскольку менеджмент является обеспечением выполнения работы с помощью других людей, отношения в коллективе имеют не меньшее, а порой большее значение, чем материальное стимулирование труда | М.П. Фоллетт, Э. Мэйо и др. |
4 | Школа поведенческих наук | 1930–1950 гг. | Базируются на исследованиях социального взаимодействия, мотивации, власти, лидерства и авторитета, организационных структурах, коммуникациях, качестве трудовой жизни и работы. Направлена на оказание помощи сотруднику для осознания им его собственных возможностей и достижение высокой эффективности предприятия за счет высокой эффективности используемых человеческих ресурсов | К. Арджирис, Ф. Герцберг, Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, А. Маслоу и др. |
5 | Школа количественного подхода | С 1950 гг. | Школа количественного подхода: а) базировалась на развитии кибернетики и исследовании операций; б) основана на применении математических моделей в менеджменте и разнообразных количественных методов выработки управленческих решений; в) направлена на внедрение в управление методов и аппарата точных наук | Р. Акофф, Л. Берталанфи, Р. Калман, Э. Райф, С. Саймон, С. Форрестри др. |
6 | Эмпирическая школа | 1940–1950-е годы | Основной задачей исследований в области менеджмента является сбор практических материалов и создание рекомендаций для руководителей. Основные направления школы: – исследование проблем руководства предприятием и осуществление разработки современных управленческих концепций; – исследование трудовых обязанностей и функций менеджеров | П. Друкер, Р. Дэвис, Д. Миллер, Л. Ньюмен и др. |
7 | Школа социальных систем | 1950–1960-е годы | Базируется на достижениях школы «человеческих отношений» и рассматривает работника как личность, имеющую социальную ориентацию и потребности, отражающиеся в организационной среде, которая, в свою очередь, также влияет на формирование потребностей у сотрудников | Дж. Марч, Г. Саймон, А. Этциони |
8 | Школа менеджмента человеческих ресурсов | 1960-е годы | Рассматривает персонал как источник резервов. В отличие от школы научного менеджмента, где в качестве основной цели рассматривалось отлаженное управление, основной упор делается на удовлетворение потребностей как итога личной заинтересованности каждого работника. | Р. Миллес |
|
|
|
|
Тест
1. Основоположник научной школы управления:
1. Ф.Тейлор
2. А.Файоль
3. Э.Мэйо
4. А.Богданов
2. Основоположник административной (классической) школы управления:
1. Ф.Тейлор
2. А.Файоль
3. Э.Мэйо
4. А.К. Альдерфер
3. Менеджмент, как наука об управлении, стала рассматриваться с появлением:
1. современных количественных методов обоснования управленческих решений
2. школы "человеческих отношений"
3. достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления
4. классической школы управления
4. Планирование, организация, регулирование и контроль - это:
1. обязанность менеджера
2. функции менеджмента
3. этапы планирования
4. новый метод управления
5. Менеджмент – это:
1. умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации
2. искусство
3. наука + опыт
4. практика управления
6. Возникновение раннего менеджмента связано с:
1. началом ведения племенами людей оседлого образа жизни
2. проведением управленческих экспериментов в Хоторне
3. разработкой Ф. Тейлором концепции научного управления
4. переходом от мануфактур к машинному производству
7.В теории управления эволюцию концепций менеджмента представляют такие управленческие школы как:
1. комплексного и маркетингового управления
2. научного управления и административная (классическая)
3. социально-этического управления
4. человеческих отношений и поведенческих наук
Назовите период, когда менеджмент выделился в самостоятельную область
1. на рубеже XIX и XX вв.
2. в середине XVIII века
3. в середине XX в.
4. в средине XIX века
5. в конце XX века
Сколько принципов управления организацией сформулировал французский предприниматель менеджер А.Файоль
1. 8
2. 10
3. 12
4. 15
5. 14
10. Благодаря разработке школы человеческих отношений была:
1. разработаны методы анализа работы и рабочего места)
2. создана теоретическая база для построения автоматизированных систем управления
3. переосмыслена правильность концепции Ф.Тейлора и его теории «кнута и пряника»
4. введена в научный оборот концепция «человека экономического»
11.Нобелевской премии за вклад в развитие теории принятия решений был удостоен …
1. В. Врум
2. Н. Винер
3. Г. Саймон
4. Г. Минцберг
12.Факторы, влияющие на процесс мотивации, разделил на гигиенические и мотивирующие …
1. Лайкерт
2. Гилбрет
3. Герцберг
4. МакКлеланд
13.Понятие «управленческий цикл» было введено благодаря развитию школы …
1. человеческих отношений
2. поведенческих наук
3. науки управления
4. административного управления
14.К основным положениям школы научного управления можно отнести:
1. нормирование труда
2. научный подход к подбору и обучению персонала
3. усиление разработки социальных аспектов трудовых ресурсов
4. единство распорядительства
15.Основателем бюрократической доктрины в теории менеджмента был:
1. Ф. Тейлор
2. А. Файоль
3. А. Смит
4. М. Вебер
16.Свои исследования в рамках развития моделей человеческих отношений вели такие исследователи как:
1. Ф. Тейлор
2. А. Маслоу
3. Д. Мак-Грегор
4. Н. Винер
17. Основоположник научной школы управления:
1.Ф.Тейлор
2. А.Файоль
3. Э.Мэйо
4. А.Богданов
18.Основоположник административной (классической) школы управления:
1. Ф.Тейлор
|
|
2. А.Файоль
3. Э.Мэйо
4. А.К. Альдерфер
19.Управленческие задачи с помощью экономико-математических методов и моделей решает:
1. школа научного управления
2. административная школа управления
3. школа науки управления
4. школа системного управления
5. школа эмпирического управления
20. Развитие школы науки управления позволило …
1. объяснить логику поведения работника в организации
2. использовать ЭВМ для решения ряда управленческих задач
3. признать важность ситуационных переменных
4. сократить непроизводительные затраты труда и времени
21. Контроль - это:
1. Вид управленческой деятельности по обеспечению выполнения определенных задач и достижения целей организации;
2. Вид человеческой деятельности;
3. Наблюдение за работой персонала организации;
4. Наблюдение за выполнением персоналом отдельных заданий;
5. Постоянная проверка того, как организация осуществляет свои цели и корректирует свои действия.
22. Контроль должен быть:
1. Объективным и гласным;
2. Гласным и действенным;
3. Объективным, деловым, эффективным, систематическим и гласным.
4. Эффективным;
5. Текущим.
23. Под планированием понимают:
1. Вид деятельности;
2. Отделённый вид управленческой деятельности, который определяет перспективу и будущее состояние организации;
3. Перспективу развития;
4. Состояние организации;
5. Интеграцию видов деятельности.
24. К средствам мотивации труда не относятся:
1. Вознаграждения;
2. Проведение производственных совещаний;
3. Повышение квалификации персонала;
4. Обеспечение условий для самовыражения;
5. Объявление благодарности.
25. На уверенности в том, что за определенную выполненную работу человек получит вознаграждение основывается следующая теория мотивации:
1. Справедливости;
2. Потребностей;
3. Вознаграждений;
4. Ожиданий;
5. Предположений
26. Мотивация базируется на:
1. Потребностях и самовыражении;
2. Потребностях и вознаграждениях;
3. Вознаграждениях и удовлетворении отдельных людей;
4. Удовлетворении всех людей;
5. Самовыражении и вознаграждениях