Представители сентиментализма

Англия: Лоренс Стерн — автор «Сентиментального путешествия» и романа «Тристрам Шенди», Ричардсон — автор «Клариссы Гарлоу», одно­го из любимых Татьяной Лариной романа.

Франция: крупнейший писатель-сентименталист Жан-Жак Руссо -автор романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза».

Появился в России в 60-70 гг. XVIII в. (М.Н. Муравьев, Н.М. Карам­зин, В.В. Капнист, Н.А. Львов, молодой В.А. Жуковский).

Сентиментализм как направление в искусстве сложился в эпоху кризиса Просветительства. Как очевидно уже по названию направления, в отличие от классицизма, сентиментализм избирает чувство. В противовес сословному искусству классицизма, избравшего идеалом человека аристократического происхождения, сентиментализм обращается к жизни простолюдина, показывая его богатый внутренний мир, мир его чувств и переживаний.

Основная идея — мирная жизнь человека на лоне при­роды. Противопоставляется деревня (средоточие естественной жиз­ни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты). Появляются новые герои — «поселяне» и «поселянки» (пастухи и пастушки). Особое внимание уделяется пейзажу. Пейзаж идиллический, сентиментальный: речка, журчащие ручейки, лужок — созвучен личному переживанию.

Автор сочувствует героям, его задача — заставить сопереживать, вы­звать сострадание, слезы умиления у читателя.

Основная тематика — любовная.

Сентиментализм вводит в литературу прозаические жанры: эпистолярный роман, путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых превалируют исповедальные мотивы и интонации. Пробудил интерес к личности писателя, сделав особенно популярными жанры, в которых автор мог рассказать о себе самом, с наибольшей полнотой выразить свой взгляд на мир, свои представления о людях, о событиях. Писатель-классицист мог творить не выходя из кабинета, а для писателя-сентименталиста предпочтительнее путешествие, обогащавшее его впечатлениями, дававшее обширное поле наблюдений над нравами и характерами. И неслучайно особенно широкое распространение в литературе сентиментализма получил жанр путешествия.

Основные жанры: сентиментальная повесть, путешествие, в лирике — идиллия, или пастораль. Сентименталисты любили также эпистолярный жанр (жанр письма).

Вершиной русского сентиментализма стала повесть Н. М. Карамзина "Бедная Лиза". Отвергая все каноны классицистической поэтики, героиней своей повести писатель делает "добродетельную поселянку", утверждает идею "естественного равенства людей". Восклицание "И крестьянки любить умеют!" произвело переворот в сознании современников и в литературе.

В центре повествования - образ автора. Н. Карамзин утверж­дал, что "творец всегда изображается в творении и часто против воли своей", что всякое произведение - "портрет души и сердца автора". Как в любом произведении сентиментализма, действительность представлена у Н. Карамзина через призму ав­торского восприятия, авторской эмоции.

Идейная основа - протест против испорченности аристократическо­го общества.

Основное свойство - стремление представить человеческую лич­ность в движениях души, мыслях, чувствах.

Ставя своей целью максимально приблизиться к читателю, сентименталисты изменили представления о художественном пространстве произведения.  Они впервые вводят реальное, легко узнаваемое описание ландшафта. В "Бедной Лизе" - это окрестности Симонова монастыря, ставшие впоследствии местом паломничества пораженных новой художественной реальностью читателей.

Используют сентименталисты и прием прямого обращения к читателю, вовлекают его в события, описываемые в произведении, заставляют сочувствовать героям, сопереживать происходящему.

Впервые в сентиментализме появился эмоционально окра­шенный пейзаж. Причем в отличие от классицистического, это не условный, а вполне конкретный и узнаваемый пейзаж средней полосы России. Пейзаж становится как бы лирическим аккомпанементом к происходящим событиям и переживаниям героев, помогает раскрыть их эмоциональное состояние. Важна и языковая практика сентиментализма.

Черты сентиментализма:

- уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;

- подчеркнутая субъективность подхода к миру;

- культ чувств;
- культ природы;

- культ нравственной чистоты, неиспорченности;

- утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий.

    Особенности русского сентиментализма:

- сильная дидактическая установка;
- выраженный просветительский характер;

 -активное совершенствование литературного языка посредст­вом введения в него разговорных форм.

Более полные представления о сентиментализме вы получи­те, читая повесть Карамзина «Бедная Лиза».

Большой вклад внес Н.М. Карамзин в развитие русского литератур­ного языка. Отказавшись от обилия церковнославянизмов и про­сторечных слов, он обогатил язык лексикой чувства и создал лег­кую, изящную фразу, правда, далекую от народной речи, но по­нятную всем, даже читателям из народа. Н.М. Карамзину мы обязаны такими словами, как промышленность, обществен­ность, человечный, образ (применительно к искусству) и др. по словам В.Виноградова, Карамзину удалось «образовать доступный широкому читательскому кругу один язык «для книг и для общества», чтобы «писать, как говорят, и говорить, как пишут».

4.Закрепление нового материала.

Работа с учебником (с.81-83, выписать в литературный словарь понятие «сентиментализм»).

5.Итог урока.

1. Какова позиция Карамзина Н.М. как человека и писателя?



Какой вклад внес Карамзин Н.М. в развитие русского литературного языка?

Назвать основные жанры сентиментализма.

4.Назвать черты и особенности русского сентиментализма. Сегодня мы очень много говорили о Карамзине, многое о нем узнали.

6.Д/З: 1.Подготовьте устное сообщение о жизни и творчестве Н.М. Карамзина.

   2. «Бедная Лиза» - читать. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: