Текущее и оперативное планирование перевозок

 

Текущие (годовые) планы перевозок грузов являются основой для планирования потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах транспортных предприятий на предстоящий год. В системе ОАО «РЖД» эти планы разрабатывают экономические департаменты и службы железных дорог с участием ЦФТО и центров на дорожном уровне и представляют их руководству отрасли и дорог в октябре предшествую­щего плановому года в виде плана продаж транспортных услуг. При этом их разработка осуществляется одновременно с формированием текущего финансово-экономи­ческого плана работы компании дорог под руководством Департамента планирования и бюджетирования компании.

 В проекте годового плана перевозок предусматривается определение на год (с разбив­кой по кварталам) объемов перевозок (отправление) грузов все­го, в т.ч. по основной номенклатуре грузов (до 14 наименова­ний), грузооборота, средней дальности перевозок, средней ста­тической нагрузки вагона, средних сроков доставки грузов и других показателей. Одновременно определяется проект бюджета, доходов и расходов на перевозки.

Порядок разработки годовых планов перевозок грузов сле­дующий. Департаменты анализа конъюнктуры рынка и планирования и бюджетирования ОАО «РЖД» к началу сентября предшествующего года разрабатывает контрольные прогнозные цифры объемов перевозок и финансов на основе:

- анализа конъюнктуры транспортного рынка, информации министерства экономики и торговли о развитии грузооб­разующих отраслей и изменениях в территориальном раз­мещении производительных сил, тенденциях объемов торговли про­изводства и потребления в отраслях, развитии внешнеэкономических связей и различных видов транспор­та в предстоящем году;

- анализа контрактов и договоров, а также результатов маркетинговых исследований ЦФТО, характеризующих спрос на грузовые перевозки, требова­ния и пожелания грузовладельцев по качеству и стоимости транспортного обслуживания;

- данных об объемах перевозок по условиям заключенных долгосрочных соглашений и договоров с грузовладельца­ми, операторскими и экспедиторскими компаниями, региональными администрациями и другими субъектами транспортного рынка;

- анализа статистических данных о динамике объема пере­возок, структуре перевозимых грузов, грузообороте, сред­ней дальности перевозок, о международных корреспонден­циях и межрайонном обмене грузов, выполняемого проектными и научными организациями отрасли.

Одновременно предложения по годовому плану перевозок грузов готовят экономические службы железных дорог совместно с Территориальными Центрами фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) на основе аналогичной информации от предприятий-грузоотправителей, грузовых операторских компаний, местных администраций и других территориальных органов, расположенных в районе тяготения железной дороги.

При разработке годовых планов перевозок на дорогах ис­пользуют материалы всех договоров (контрактов) с грузо­владельцами, операторами-перевозчиками и транспортно-экспе­диционными фирмами, данные текущих региональных маркетинговых обследований района тяготения дороги и сегментов транспортного рынка.

Предложения по показателям годовых планов перевозок с поквартальной разбивкой железные дороги представляют в ОАО «РЖД» за два месяца до начала плани­руемого года.

Департамент планирования и бюджетирования компании совместно с отраслевыми департаментами и ЦФТО рассматривают эти предложения и после уточнения и обобщения подготавливают проект плана перевозок и основные финансово-экономические показатели для рассмотрения на заседании Правления компании обычно в декабре предпланового года. Утвержденные показатели плана доводятся до железных дорог и грузовых компаний до начала планового периода. Эти показатели согласовываются с операторскими компаниями, грузоотправителями и другими партнёрами по перевозкам.

Порядок разработки квартальных планов перевозок грузов следующий. Не позднее, чем за 25 дней до конца текущего квар­тала железные дороги на основе заявок грузоотправителей и прогнозной информации маркетинговых исследований ДЦФТО разрабатывают обоснованные предложения по изменению (кор­ректировке) плановых показателей по перевозкам на текущий квартал, если они вызваны причинами, независящими от дея­тельности дорог, и предложения по уточнению объемов пере­возок на следующий квартал. Эти данные передаются в ОАО «РЖД» до 10 числа последнего месяца предпланового квартала.

Экономические департаменты и ЦФТО компании с участием отраслевых департаментов рассматривают предложения дорог по квартальным планам перевозок и уточненным финансово-эко­номическим показателям и за 10 дней до начала планируемого квартала доводят до железных дорог скорректированные планы перевозок с помесячной разбивкой.

Железные дороги в пятидневный срок на основе полученных плановых данных уточняют значения своих финансово-эконо­мических показателей бюджетов и планов перевозок и представляют в ОАО «РЖД» окончательный вариант плана для разработки сводного квартального плана перевозок по отрасли.

Оперативное (месячное) планирование перевозок грузов (планов продаж) по расширенной номенклатуре осуществляют железные дороги са­мостоятельно в ТЦФТО на основе договоров и заявок на перевозки грузоотправителей, экспеди­торских и операторских и иных компаний и фирм, а также прогнозной маркетинговой информации о динамике сферы обращения в районе тяготения дороги. Следует учитывать, что чем больше неопределённость в заявках на перевозки, тем больше затраты транспорта на содержание дополнительных резервов транспортных ресурсов, тем дороже это обходится клиентуре.

В соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ грузоотправители и другие субъекты транспортного рынка предоставляют заявки на перевозки в управления железных дорог за 10 дней до начала перевозки и за 15 дней при перевозке груза на экспорт или в прямом смешанном сообщении.

В этих заявках (офертах) указываются основные корреспонденции предстоящих перевозок грузов (объемы, станции отправления и станции назначения в местном сообщении, дороги назначения в прямом сообщении, количество и вид подвижного состава и другие данные). По существу этот документ является договором на перевозки (транспортные услуги). В нём могут отражаться и пожелания пользователей по качеству их транспортного обслуживания (срокам доставки, подачи вагонов, охраны, страхования и т.п.).

Месячные планы - прогнозы по перевозке грузов в сводном виде через систему электронного документооборота передаются до начала планового месяца в ЦФТО ОАО «РЖД» для разра­ботки общего технического плана управления вагонопотоками. Одновременно уточненные и утвержденные месячные развернутые планы перевозок сообщаются грузоотправителям и грузовым компа­ниям. При необходимости в эти планы по требованиям клиен­туры могут вноситься необходимые изменения. По некоторым грузам (например, сельскохозяйственным) вообще не требуется заявка и они осуществляются по предъявлению. Это также мож­но сделать и по устойчивым постоянным клиентам.

В отличие от годовых, оперативные месячные развернутые планы перевозок разрабатывают по расширенной тарифно-ста­тистической номенклатуре в зависимости от структуры перево­зимых дорогой грузов. Они наиболее точно отражают фактическое состояние рынка продаж транспортных услуг железных дорог.

Для повышения точности оперативного планирования и управления перевозками в Системе фирменного транспортного обслуживания осуществляется мониторинг маркетинговой ин­формации по всей клиентуре железных дорог. На основе полностью заполненных по предприятиям паспортов клиента, вводимых с автоматизированного рабочего места (АРМа) маркетингового агента, ежеквартально в ТЦФТО со­ставляется Справка о конъюнктуре рынка производства и потреб­ления основных номенклатур перевозимых грузов (уголь, нефте­наливные грузы, железная руда, цветные металлы, удобрения, химикаты, строительные грузы, цемент, лес, бумага, импорт, про­мсырье, автомобили). Кроме анализа экономики региона Справка содержит описание по каждой позиции перевозимых грузов:

- описание положения дел на грузообразующих предприя­тиях (в частности, внедрение новых технологий, освоение инвестиций и т.д.);

- программа сбыта на ближайшую перспективу (сохранение, умень-шение или увеличение объемов по традиционным на­правлениям реализации, причины изменения объемных показателей, освоение новых рынков сбыта, цена потреб­ления на внутреннем и внешнем рынках, транспортная со­ставляющая в цене продукции);

- влияние внешних факторов на производство и сбыт продукции (изменение законодательной базы, регламентирующей производство и сбыт данной продукции, вопросы налогообложения, таможенного регулирования, инвести­ционная политика, изменение цен на потребляемую пред­приятием продукцию и услуги, развитие конкурентных производств);

- возможные условия удержания или увеличения объемов перевозок;

- исследование возможности предоставления дополнитель­ных услуг (точность прибытия, повышенная скорость и т.п.) и другую информацию.

По каналам компьютерной связи данная информация из ТЦФТО поступает в ЦФТО компании и служит для составления сводных оперативных планов перевозок компании.

От качества их работы, своевременного выявления изменений платежеспособности спроса на перевозки и активного влияния на этот спрос в конкуренции с другими видами транспорта в значительной мере зависит успех деятельности транспортной компании ОАО «РЖД». Поэтому в ряде случаев план маркетинга и план перевозок являются взаимодополняющими документами.

Планирование пассажирских перевозок значительно отличается от планирования перевозок грузов, т.к. никаких обязательных предварительных заявок и долговременных договоров в этой сфере обычно не существует, кроме системы предварительной продажи билетов за 45 дней до отправления поезда. На практике такие продажи наиболее активны за 5-10 дней до отправления. Поэтому основой годового плана пассажирских перевозок по дорогам и пассажирским компаниям являются прогнозные расчеты и материалы маркетинговых исследований с учетом прошлых периодов по сезонам года, динамики подвижности населения и их доходов, а также развитие транспортной инфраструктуры в регионах.

Контрольным показателем текущего плана пассажирских перевозок является пассажирооборот в целом и по видам сообщения – дальнее и пригородное. В плане перевозок устанавливаются также объемы перевозок пассажиров по кварталам и сезонам года (летнее и зимнее время), а также объемы дополнительных услуг пассажирам на вокзалах и поездах (в натуральном и денежном выражениях).

Таким образом, в целях совершенствования системного подхода к планированию основных объемных и качественных показателей грузовой работы в ЦФТО и его структурных подразделениях осуществляется формирование бюджетных показателей (на месяц, квартал, год), а также оперативных показателей грузовых перевозок на предстоящий месяц.

ЦФТО планирует объемы грузопотоков на год с учетом погрузки стран СНГ и третьих стран назначением в Россию и транзитом через Россию на основе оценки возможности их реализации с точки зрения пропускных и провозных возможностей инфраструктуры. Окончательный вариант объемов погрузки с разбивкой по полигонам железных дорог согласовывается с курирующим вице- президентом ОАО «РЖД».

С целью обеспечения заявок грузоотправителей погрузочными ресурсами, а также своевременной выгрузки вагонов на станциях железных дорог, в российских портах, нефтеперевалочных базах и передачи экспортных грузов через пограничные переходы осуществляется разработка плана перевозок грузов на месяц. Месячный план перевозок формируется на основе имеющейся грузовой базы и заявок на перевозку грузов, с учетом пропускных и перерабатывающих способностей инфраструктур, участвующих в перевозке, а также с учетом возможностей грузополучателей по выгрузке вагонов.

ЦФТО формирует проект плана перевозок грузов по полигонам железных дорог на планируемый месяц по следующим параметрам:

ü номенклатуре грузов в тоннах и вагонах в среднем в сутки;

ü железным дорогам назначения и родам вагонов (крытые, платформы, полувагоны, зерновозы, цементовозы, с выделением вагонов для перевозки цемента, рефрижераторные, минераловозы, фитинговые платформы и прочий подвижной состав);

ü железным дорогам назначения наливных грузов в цистернах, отдельно нефть и нефтепродукты, светлые нефтепродукты, спирт, химикаты, патока, растительное масло, аммиачная вода и прочий налив;

ü железным дорогам назначения каменного угля, лесных грузов, зерна, руды железной и марганцевой, черных металлов, строительных грузов, химических и минеральных удобрений.

Планирование перевозок грузов в системе СФТО осуществляется во взаимодействии с Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" (ЦД).

Основные функциональные области взаимодействия ЦД и ЦФТО согласно Регламенту взаимодействия ЦФТО и ЦД в части планирования, утвержденному распоряжением ОАО «РЖД» от 02.02.2012г. №17 по функциям долгосрочного планирования:

- Планирование объемов перевозок;

- Корректировка квартального прогноза перевозок;

- Разработка месячного плана перевозок;

- Формирование сводного заказа на погрузку грузов парком полувагонов, использующихся в рамках агентских договоров.

Основные функциональные области взаимодействия ЦД и ЦФТО согласно Регламенту взаимодействия ЦФТО и ЦД, утвержденному распоряжением ОАО "РЖД" от 30.01.2013 г. № 224р:

1. По функциям прогнозирования и планирования:

- годовое прогнозирование перевозок грузов;

- уточнение годового прогноза перевозок по кварталам (квартальное прогнозирование);

- разработка месячного плана перевозок грузов;

- формирование месячного плана погрузки вагонов собственных привлеченных (ВСП);

- учет долгосрочных договоров при прогнозировании и планировании перевозок грузов;

2. По функциям, связанным с оперативной деятельностью:

- согласование грузовых перевозок;

- формирование сменно-суточного плана погрузки;

- формирование и исполнение суточного плана обеспечения грузоотправителей вагонами ВСП.

На основе предложений ТЦФТО разрабатывает проект плана перевозок грузов на месяц в целом по сети железных дорог, с учетом действующих ограничений. На основании Порядка планирования перевозок в международном сообщении с железнодорожными администрациями СНГ и Латвийской, Литовской, Эстонской республик, протоколов совещаний с железнодорожными администрациями третьих стран, с учетом пропускных и перерабатывающих способностей инфраструктуры осуществляет согласование заявок на перевозку грузов ЦФТО в экспортно-импортном и транзитном сообщениях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: