Текущие (годовые) планы перевозок грузов являются основой для планирования потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах транспортных предприятий на предстоящий год. В системе ОАО «РЖД» эти планы разрабатывают экономические департаменты и службы железных дорог с участием ЦФТО и центров на дорожном уровне и представляют их руководству отрасли и дорог в октябре предшествующего плановому года в виде плана продаж транспортных услуг. При этом их разработка осуществляется одновременно с формированием текущего финансово-экономического плана работы компании дорог под руководством Департамента планирования и бюджетирования компании.
В проекте годового плана перевозок предусматривается определение на год (с разбивкой по кварталам) объемов перевозок (отправление) грузов всего, в т.ч. по основной номенклатуре грузов (до 14 наименований), грузооборота, средней дальности перевозок, средней статической нагрузки вагона, средних сроков доставки грузов и других показателей. Одновременно определяется проект бюджета, доходов и расходов на перевозки.
|
|
Порядок разработки годовых планов перевозок грузов следующий. Департаменты анализа конъюнктуры рынка и планирования и бюджетирования ОАО «РЖД» к началу сентября предшествующего года разрабатывает контрольные прогнозные цифры объемов перевозок и финансов на основе:
- анализа конъюнктуры транспортного рынка, информации министерства экономики и торговли о развитии грузообразующих отраслей и изменениях в территориальном размещении производительных сил, тенденциях объемов торговли производства и потребления в отраслях, развитии внешнеэкономических связей и различных видов транспорта в предстоящем году;
- анализа контрактов и договоров, а также результатов маркетинговых исследований ЦФТО, характеризующих спрос на грузовые перевозки, требования и пожелания грузовладельцев по качеству и стоимости транспортного обслуживания;
- данных об объемах перевозок по условиям заключенных долгосрочных соглашений и договоров с грузовладельцами, операторскими и экспедиторскими компаниями, региональными администрациями и другими субъектами транспортного рынка;
- анализа статистических данных о динамике объема перевозок, структуре перевозимых грузов, грузообороте, средней дальности перевозок, о международных корреспонденциях и межрайонном обмене грузов, выполняемого проектными и научными организациями отрасли.
Одновременно предложения по годовому плану перевозок грузов готовят экономические службы железных дорог совместно с Территориальными Центрами фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) на основе аналогичной информации от предприятий-грузоотправителей, грузовых операторских компаний, местных администраций и других территориальных органов, расположенных в районе тяготения железной дороги.
|
|
При разработке годовых планов перевозок на дорогах используют материалы всех договоров (контрактов) с грузовладельцами, операторами-перевозчиками и транспортно-экспедиционными фирмами, данные текущих региональных маркетинговых обследований района тяготения дороги и сегментов транспортного рынка.
Предложения по показателям годовых планов перевозок с поквартальной разбивкой железные дороги представляют в ОАО «РЖД» за два месяца до начала планируемого года.
Департамент планирования и бюджетирования компании совместно с отраслевыми департаментами и ЦФТО рассматривают эти предложения и после уточнения и обобщения подготавливают проект плана перевозок и основные финансово-экономические показатели для рассмотрения на заседании Правления компании обычно в декабре предпланового года. Утвержденные показатели плана доводятся до железных дорог и грузовых компаний до начала планового периода. Эти показатели согласовываются с операторскими компаниями, грузоотправителями и другими партнёрами по перевозкам.
Порядок разработки квартальных планов перевозок грузов следующий. Не позднее, чем за 25 дней до конца текущего квартала железные дороги на основе заявок грузоотправителей и прогнозной информации маркетинговых исследований ДЦФТО разрабатывают обоснованные предложения по изменению (корректировке) плановых показателей по перевозкам на текущий квартал, если они вызваны причинами, независящими от деятельности дорог, и предложения по уточнению объемов перевозок на следующий квартал. Эти данные передаются в ОАО «РЖД» до 10 числа последнего месяца предпланового квартала.
Экономические департаменты и ЦФТО компании с участием отраслевых департаментов рассматривают предложения дорог по квартальным планам перевозок и уточненным финансово-экономическим показателям и за 10 дней до начала планируемого квартала доводят до железных дорог скорректированные планы перевозок с помесячной разбивкой.
Железные дороги в пятидневный срок на основе полученных плановых данных уточняют значения своих финансово-экономических показателей бюджетов и планов перевозок и представляют в ОАО «РЖД» окончательный вариант плана для разработки сводного квартального плана перевозок по отрасли.
Оперативное (месячное) планирование перевозок грузов (планов продаж) по расширенной номенклатуре осуществляют железные дороги самостоятельно в ТЦФТО на основе договоров и заявок на перевозки грузоотправителей, экспедиторских и операторских и иных компаний и фирм, а также прогнозной маркетинговой информации о динамике сферы обращения в районе тяготения дороги. Следует учитывать, что чем больше неопределённость в заявках на перевозки, тем больше затраты транспорта на содержание дополнительных резервов транспортных ресурсов, тем дороже это обходится клиентуре.
В соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ грузоотправители и другие субъекты транспортного рынка предоставляют заявки на перевозки в управления железных дорог за 10 дней до начала перевозки и за 15 дней при перевозке груза на экспорт или в прямом смешанном сообщении.
В этих заявках (офертах) указываются основные корреспонденции предстоящих перевозок грузов (объемы, станции отправления и станции назначения в местном сообщении, дороги назначения в прямом сообщении, количество и вид подвижного состава и другие данные). По существу этот документ является договором на перевозки (транспортные услуги). В нём могут отражаться и пожелания пользователей по качеству их транспортного обслуживания (срокам доставки, подачи вагонов, охраны, страхования и т.п.).
|
|
Месячные планы - прогнозы по перевозке грузов в сводном виде через систему электронного документооборота передаются до начала планового месяца в ЦФТО ОАО «РЖД» для разработки общего технического плана управления вагонопотоками. Одновременно уточненные и утвержденные месячные развернутые планы перевозок сообщаются грузоотправителям и грузовым компаниям. При необходимости в эти планы по требованиям клиентуры могут вноситься необходимые изменения. По некоторым грузам (например, сельскохозяйственным) вообще не требуется заявка и они осуществляются по предъявлению. Это также можно сделать и по устойчивым постоянным клиентам.
В отличие от годовых, оперативные месячные развернутые планы перевозок разрабатывают по расширенной тарифно-статистической номенклатуре в зависимости от структуры перевозимых дорогой грузов. Они наиболее точно отражают фактическое состояние рынка продаж транспортных услуг железных дорог.
Для повышения точности оперативного планирования и управления перевозками в Системе фирменного транспортного обслуживания осуществляется мониторинг маркетинговой информации по всей клиентуре железных дорог. На основе полностью заполненных по предприятиям паспортов клиента, вводимых с автоматизированного рабочего места (АРМа) маркетингового агента, ежеквартально в ТЦФТО составляется Справка о конъюнктуре рынка производства и потребления основных номенклатур перевозимых грузов (уголь, нефтеналивные грузы, железная руда, цветные металлы, удобрения, химикаты, строительные грузы, цемент, лес, бумага, импорт, промсырье, автомобили). Кроме анализа экономики региона Справка содержит описание по каждой позиции перевозимых грузов:
- описание положения дел на грузообразующих предприятиях (в частности, внедрение новых технологий, освоение инвестиций и т.д.);
|
|
- программа сбыта на ближайшую перспективу (сохранение, умень-шение или увеличение объемов по традиционным направлениям реализации, причины изменения объемных показателей, освоение новых рынков сбыта, цена потребления на внутреннем и внешнем рынках, транспортная составляющая в цене продукции);
- влияние внешних факторов на производство и сбыт продукции (изменение законодательной базы, регламентирующей производство и сбыт данной продукции, вопросы налогообложения, таможенного регулирования, инвестиционная политика, изменение цен на потребляемую предприятием продукцию и услуги, развитие конкурентных производств);
- возможные условия удержания или увеличения объемов перевозок;
- исследование возможности предоставления дополнительных услуг (точность прибытия, повышенная скорость и т.п.) и другую информацию.
По каналам компьютерной связи данная информация из ТЦФТО поступает в ЦФТО компании и служит для составления сводных оперативных планов перевозок компании.
От качества их работы, своевременного выявления изменений платежеспособности спроса на перевозки и активного влияния на этот спрос в конкуренции с другими видами транспорта в значительной мере зависит успех деятельности транспортной компании ОАО «РЖД». Поэтому в ряде случаев план маркетинга и план перевозок являются взаимодополняющими документами.
Планирование пассажирских перевозок значительно отличается от планирования перевозок грузов, т.к. никаких обязательных предварительных заявок и долговременных договоров в этой сфере обычно не существует, кроме системы предварительной продажи билетов за 45 дней до отправления поезда. На практике такие продажи наиболее активны за 5-10 дней до отправления. Поэтому основой годового плана пассажирских перевозок по дорогам и пассажирским компаниям являются прогнозные расчеты и материалы маркетинговых исследований с учетом прошлых периодов по сезонам года, динамики подвижности населения и их доходов, а также развитие транспортной инфраструктуры в регионах.
Контрольным показателем текущего плана пассажирских перевозок является пассажирооборот в целом и по видам сообщения – дальнее и пригородное. В плане перевозок устанавливаются также объемы перевозок пассажиров по кварталам и сезонам года (летнее и зимнее время), а также объемы дополнительных услуг пассажирам на вокзалах и поездах (в натуральном и денежном выражениях).
Таким образом, в целях совершенствования системного подхода к планированию основных объемных и качественных показателей грузовой работы в ЦФТО и его структурных подразделениях осуществляется формирование бюджетных показателей (на месяц, квартал, год), а также оперативных показателей грузовых перевозок на предстоящий месяц.
ЦФТО планирует объемы грузопотоков на год с учетом погрузки стран СНГ и третьих стран назначением в Россию и транзитом через Россию на основе оценки возможности их реализации с точки зрения пропускных и провозных возможностей инфраструктуры. Окончательный вариант объемов погрузки с разбивкой по полигонам железных дорог согласовывается с курирующим вице- президентом ОАО «РЖД».
С целью обеспечения заявок грузоотправителей погрузочными ресурсами, а также своевременной выгрузки вагонов на станциях железных дорог, в российских портах, нефтеперевалочных базах и передачи экспортных грузов через пограничные переходы осуществляется разработка плана перевозок грузов на месяц. Месячный план перевозок формируется на основе имеющейся грузовой базы и заявок на перевозку грузов, с учетом пропускных и перерабатывающих способностей инфраструктур, участвующих в перевозке, а также с учетом возможностей грузополучателей по выгрузке вагонов.
ЦФТО формирует проект плана перевозок грузов по полигонам железных дорог на планируемый месяц по следующим параметрам:
ü номенклатуре грузов в тоннах и вагонах в среднем в сутки;
ü железным дорогам назначения и родам вагонов (крытые, платформы, полувагоны, зерновозы, цементовозы, с выделением вагонов для перевозки цемента, рефрижераторные, минераловозы, фитинговые платформы и прочий подвижной состав);
ü железным дорогам назначения наливных грузов в цистернах, отдельно нефть и нефтепродукты, светлые нефтепродукты, спирт, химикаты, патока, растительное масло, аммиачная вода и прочий налив;
ü железным дорогам назначения каменного угля, лесных грузов, зерна, руды железной и марганцевой, черных металлов, строительных грузов, химических и минеральных удобрений.
Планирование перевозок грузов в системе СФТО осуществляется во взаимодействии с Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" (ЦД).
Основные функциональные области взаимодействия ЦД и ЦФТО согласно Регламенту взаимодействия ЦФТО и ЦД в части планирования, утвержденному распоряжением ОАО «РЖД» от 02.02.2012г. №17 по функциям долгосрочного планирования:
- Планирование объемов перевозок;
- Корректировка квартального прогноза перевозок;
- Разработка месячного плана перевозок;
- Формирование сводного заказа на погрузку грузов парком полувагонов, использующихся в рамках агентских договоров.
Основные функциональные области взаимодействия ЦД и ЦФТО согласно Регламенту взаимодействия ЦФТО и ЦД, утвержденному распоряжением ОАО "РЖД" от 30.01.2013 г. № 224р:
1. По функциям прогнозирования и планирования:
- годовое прогнозирование перевозок грузов;
- уточнение годового прогноза перевозок по кварталам (квартальное прогнозирование);
- разработка месячного плана перевозок грузов;
- формирование месячного плана погрузки вагонов собственных привлеченных (ВСП);
- учет долгосрочных договоров при прогнозировании и планировании перевозок грузов;
2. По функциям, связанным с оперативной деятельностью:
- согласование грузовых перевозок;
- формирование сменно-суточного плана погрузки;
- формирование и исполнение суточного плана обеспечения грузоотправителей вагонами ВСП.
На основе предложений ТЦФТО разрабатывает проект плана перевозок грузов на месяц в целом по сети железных дорог, с учетом действующих ограничений. На основании Порядка планирования перевозок в международном сообщении с железнодорожными администрациями СНГ и Латвийской, Литовской, Эстонской республик, протоколов совещаний с железнодорожными администрациями третьих стран, с учетом пропускных и перерабатывающих способностей инфраструктуры осуществляет согласование заявок на перевозку грузов ЦФТО в экспортно-импортном и транзитном сообщениях.