Планирование и прогнозирование спроса на перевозки грузов в СФТО

Планирование спроса на перевозки грузов

Планирование перевозок, как основной продукции транспор­тного предприятия, является отправной точкой организации его деятельнос­ти. На базе плана перевозок строится вся система производ­ственно-хозяйственного и финансового планирования (бюджетирования) в транспортной отрасли. Главной особенностью планирования в условиях рыночной эко­номики является отсутствие директивности и свободное форми­рование спроса на товары и услуги на основе требований и запросов потребителей (пользователей).

В связи с переходом к рыночным отношениям в России произошли существенные изменения в порядке планирования перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Главные изменения связаны с переходом от централизованной системы разработки планов к демократическим маркетинговым принципам и мето­дам формирования спроса на перевозки и другие транспортные услуги на основе договоров (контрактов), прогнозов и результатов маркетинговых обследо­ваний транспортного рынка. Транс­портные предприятия и железные дороги получили значитель­ную хозяйственную самостоятельность в формировании спроса на перевозки и их планирования.

Исходя из концепции маркетинга и установленного порядка разработки общего плана работы железных дорог, направлен­ного на обеспечение их безубыточной хозяйственной деятельно­сти можно сформулировать следующие основные требования к разработке планов и принципы планирования перевозок грузов в новых условиях:

1. Обеспечение сочетания экономических и других интересов государства, потребителей транспортной продукции и предприятий транспорта.

2. Формирование спроса на перевозки на основе маркетин­говых исследований товарного и транспортного рынков, материалов долгосрочных и краткосрочных договоров и контрактов с отраслевыми и территориальными орга­нами, экспедиторскими и операторскими компаниями, грузовладельцами и их объединениями, прогноз­ной информации осферах производства и обращения в стране.

3. Отражение в планах запросов и требований клиентуры по объему и качеству их транспортного обслуживания.

4. Обеспечение конкурентоспособности железных дорог и широкого взаимодействия с другими видами транспорта.

5. Максимальная увязка плановой информа­ции о перевозках грузов с фи­нансово-экономическим и техническим планом работы железных дорог.

6. Обеспечение более полного и рационального использования ре­сурсов железных дорог.

7. Своевременная корректировка пла­нов в зависимости от изменения конъюнктуры транспортного рынка, требований экономики страны и конкретных пользователей.

8. Основными методами планирования перевозок грузов должны быть балансовые и оптимизационные с использо­ванием современных компьютерных информационных технологий, принципов логистики и маркетинга.

Изложенные требования и принципы стали основой нового порядка планирования перевозок грузов, установленного дей­ствующим Положением о планировании финансово-экономичес­ких показателей работы железных дорог. План перевозок формируется в системе бюджетов продаж и производства.

Особенностью нового порядка планирования перевозок явля­ется то, что он предусматривает тесную увязку формирования плана перевозок с планированием расходов и доходов от перевозок, при­были и рентабельности перевозок. По существу это гибкая си­стема бюджетного планирования (бюджетирования), ориентированная на обеспе­чение безубыточности работы железных дорог.

На железнодорожном транспорте разрабатывают следующие виды планов перевозок грузов:

- стратегические (долгосрочные) на 10-15 лет;

- среднесрочные на 3-5 лет;

- текущие (годовые);

- оперативные (квартальные и месячные).

Стратегические, среднесрочные и текущие планы перевозок разрабатывают на сети в целом, по железным дорогам и дочерним компаниям корпорации, а оперативные - по железным дорогам и их структурным подразделениям. Но­менклатура планируемых грузов и степень детализации планов существенно различаются по видам планов, так как различны цели, для которых они составляются. Имеются особенности и в методике разработки планов подразделениями и компаниями ОАО»РЖД» и операторскими вагонными компаниями в основном, по качеству и содержанию показателей планов.     В планах перевозок грузов устанавливают следующие показатели:

- объем перевозок (отправление) грузов в тоннах всего, в т.ч. по установленной номенклатуре грузов;

- грузооборот в тарифных тонно-км;

- суточная погрузка в вагонах;

- средняя статическая нагрузка вагона в тоннах;

- средняя дальность перевозок в км;

- грузонапряженность, млн. ткм на 1 км, средняя, в т.ч. по отдельным направлениям.

Первый из этих показателей утверждается ОАО «РЖД» для дорог в качестве основного планового, остальные носят расчетный ха­рактер. Действующая система планирования на железнодорож­ном транспорте призвана связать в единый механизм бюджеты всех пред­приятий и организаций, обеспечивающих выполнение плана работы компании.

Основной целью планирования перевозок является создание условий для организации своевременного, полного и качествен­ного удовлетворения потребностей грузовладельцев в перевоз­ках и услугах и обеспечение эффективного функционирования транспорта. При этом необходимо учитывать, что план перево­зок - это по существу оформленный и упорядоченный в теку­щих условиях конечный результат прогноза многочисленных межотрас­левых хозяйственных связей между товаропроизводителями, складывающийся в процессе их производственно-экономической деятельности. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: