Планирование спроса на перевозки грузов
Планирование перевозок, как основной продукции транспортного предприятия, является отправной точкой организации его деятельности. На базе плана перевозок строится вся система производственно-хозяйственного и финансового планирования (бюджетирования) в транспортной отрасли. Главной особенностью планирования в условиях рыночной экономики является отсутствие директивности и свободное формирование спроса на товары и услуги на основе требований и запросов потребителей (пользователей).
В связи с переходом к рыночным отношениям в России произошли существенные изменения в порядке планирования перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Главные изменения связаны с переходом от централизованной системы разработки планов к демократическим маркетинговым принципам и методам формирования спроса на перевозки и другие транспортные услуги на основе договоров (контрактов), прогнозов и результатов маркетинговых обследований транспортного рынка. Транспортные предприятия и железные дороги получили значительную хозяйственную самостоятельность в формировании спроса на перевозки и их планирования.
|
|
Исходя из концепции маркетинга и установленного порядка разработки общего плана работы железных дорог, направленного на обеспечение их безубыточной хозяйственной деятельности можно сформулировать следующие основные требования к разработке планов и принципы планирования перевозок грузов в новых условиях:
1. Обеспечение сочетания экономических и других интересов государства, потребителей транспортной продукции и предприятий транспорта.
2. Формирование спроса на перевозки на основе маркетинговых исследований товарного и транспортного рынков, материалов долгосрочных и краткосрочных договоров и контрактов с отраслевыми и территориальными органами, экспедиторскими и операторскими компаниями, грузовладельцами и их объединениями, прогнозной информации осферах производства и обращения в стране.
3. Отражение в планах запросов и требований клиентуры по объему и качеству их транспортного обслуживания.
4. Обеспечение конкурентоспособности железных дорог и широкого взаимодействия с другими видами транспорта.
5. Максимальная увязка плановой информации о перевозках грузов с финансово-экономическим и техническим планом работы железных дорог.
6. Обеспечение более полного и рационального использования ресурсов железных дорог.
7. Своевременная корректировка планов в зависимости от изменения конъюнктуры транспортного рынка, требований экономики страны и конкретных пользователей.
|
|
8. Основными методами планирования перевозок грузов должны быть балансовые и оптимизационные с использованием современных компьютерных информационных технологий, принципов логистики и маркетинга.
Изложенные требования и принципы стали основой нового порядка планирования перевозок грузов, установленного действующим Положением о планировании финансово-экономических показателей работы железных дорог. План перевозок формируется в системе бюджетов продаж и производства.
Особенностью нового порядка планирования перевозок является то, что он предусматривает тесную увязку формирования плана перевозок с планированием расходов и доходов от перевозок, прибыли и рентабельности перевозок. По существу это гибкая система бюджетного планирования (бюджетирования), ориентированная на обеспечение безубыточности работы железных дорог.
На железнодорожном транспорте разрабатывают следующие виды планов перевозок грузов:
- стратегические (долгосрочные) на 10-15 лет;
- среднесрочные на 3-5 лет;
- текущие (годовые);
- оперативные (квартальные и месячные).
Стратегические, среднесрочные и текущие планы перевозок разрабатывают на сети в целом, по железным дорогам и дочерним компаниям корпорации, а оперативные - по железным дорогам и их структурным подразделениям. Номенклатура планируемых грузов и степень детализации планов существенно различаются по видам планов, так как различны цели, для которых они составляются. Имеются особенности и в методике разработки планов подразделениями и компаниями ОАО»РЖД» и операторскими вагонными компаниями в основном, по качеству и содержанию показателей планов. В планах перевозок грузов устанавливают следующие показатели:
- объем перевозок (отправление) грузов в тоннах всего, в т.ч. по установленной номенклатуре грузов;
- грузооборот в тарифных тонно-км;
- суточная погрузка в вагонах;
- средняя статическая нагрузка вагона в тоннах;
- средняя дальность перевозок в км;
- грузонапряженность, млн. ткм на 1 км, средняя, в т.ч. по отдельным направлениям.
Первый из этих показателей утверждается ОАО «РЖД» для дорог в качестве основного планового, остальные носят расчетный характер. Действующая система планирования на железнодорожном транспорте призвана связать в единый механизм бюджеты всех предприятий и организаций, обеспечивающих выполнение плана работы компании.
Основной целью планирования перевозок является создание условий для организации своевременного, полного и качественного удовлетворения потребностей грузовладельцев в перевозках и услугах и обеспечение эффективного функционирования транспорта. При этом необходимо учитывать, что план перевозок - это по существу оформленный и упорядоченный в текущих условиях конечный результат прогноза многочисленных межотраслевых хозяйственных связей между товаропроизводителями, складывающийся в процессе их производственно-экономической деятельности.