Информационные перевороты
Человечество на протяжении все своей истории уделяло большое внимание информации и информационным процессам. Со временем менялись способы обработки, хранения и передачи информации. В истории человечества выделяют четыре информационных революции, каждая из которых кардинальным образом изменяла способы работы с информаций.
Первая революция – изобретение письменности (около 6000 лет назад). Это изобретение позволило накапливать информацию и передавать ее в пространстве и времени.
Вторая революция – книгопечатание (XVI век). Изобретение печатного станка позволило тиражировать информацию в больших объемах, что повысило ее доступность.
Третья революция связана с открытием электричества (конец XIX века). На основе электричества было создано много новых коммуникационных средств, как-то телефон, телеграф, радио. Эти изобретения позволили передавать информацию на большие расстояния.
Четвертая революция – изобретение ЭВМ и появление в дальнейшем персональных компьютеров, доступных миллионам пользователей. Все это привело к широкому внедрению компьютеров практически во все сферы человеческой деятельности. Это позволило автоматизировать многие рутинные операции, связанные с информационными процессами, и как следствие способствовало невиданному раннее прогрессу во многих отраслях науки и техники.
Информатизация общества
Прогресс в области информационных технологий оказывает влияние на все сферы человеческой деятельности. В результате происходит процесс, называемый информатизацией общества.
Согласно концепции известного американского ученого-футуролога Э. Тоффлера, в истории цивилизации выделяется три этапа («волны»): первая волна – аграрная (до XVIII века), вторая – индустриальная (до 1950-х гг. XX века) и третья – пост- или супериндустриальная (начиная с 1950-х годов ХХ века).. Третью волну цивилизации еще называют информационной, и связывают с информатизацией общества.
Толчком к началу информатизации послужила уникальная ситуация, возникшая в середине XX века в информационной сфере. На тот момент были накоплены огромные объемы информации, а человек в силу своих ограниченных способностей не имел возможности обрабатывать такое количество информации. Такая ситуация в литературе получила название «информационный кризис». Информационный кризис имеет следующие проявления:
- выявляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими огромными информационными потоками;
- существует большое количество избыточной информации, затрудняющей восприятие потребителем полезной информации;
- возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, препятствующие распространению информации.
Началом информатизации – нового эволюционного процесса в развитие цивилизации – послужило внедрение ЭВМ, использование современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности.
Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информационная оснащенность, масштабы и эффективность использования средств связи и информатизации уже вошли в число важнейших показателей уровня научно-технического прогресса во всех развитых странах мира.
Человечество сегодня вступает в новую фазу развития информационного общества, полную противоречивых и не всегда поддающихся однозначной оценке явлений. Этот процесс приобрел качественно новые формы с появлением возможности объединять компьютеры между собой через различные каналы связи. К тому же постоянно возрастают скорости передачи информации. Способность людей думать и действовать существенно ослаблена воздействием, наплывом информации, сокрушающей их органы чувств.
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.
Общество является информационным, если:
1) любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любые информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
2) в обществе производится, функционирует и доступно любому индивиду, группе или организации современная информационная технология, обеспечивающая выполнимость предыдущего пункта;
3) имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса. Общество в состоянии производить всю необходимую для жизнедеятельности информацию, и, прежде всего, научную;
4) в обществе происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
5) происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.
К характерным особенностям информационного общества можно отнести следующее:
- большинство работающего населения занято в информационной сфере, то есть в производстве, хранении, обработке и реализации информации;
- информационные ресурсы приобретают огромное значение в государстве и обществе;
- реализованы возможности доступа членов общества к любой интересующий его информации;
- широкое использование компьютерных и телекоммуникационных технологий для реализации информационных нужд людей;
- информатизация всех сфер человеческой деятельности;
- постоянное наращивание объемов информации, которую человек уже абсолютно не способен перерабатывать.
Можно назвать следующие основные технические, психологические, социальные, экономические последствия информатизации общества:
- все большая зависимость человечества от современных компьютерных и телекоммуникационных средств и технологий;
- возможность самоорганизации и полной независимости сети Интернет;
- формирование виртуальных сообществ – новой социальной формы организации людей;
- применение компьютерных и телекоммуникационных технологий для осуществления профессиональной деятельности из любой географической точки;
- необходимость определенной информационной культуры почти во всех сферах профессиональной деятельности человека;
- увеличение количества трудоспособного населения, занятого в сфере производства и обработки информации и информационных услуг, а не в сфере производства материальных благ;
- ослабление фактора географического местоположения предприятий за счет использования современных средств связи и передачи информации, а также создания виртуальных предприятий;
- автоматизация, и как следствие удешевление процессов обработки, передачи и хранения информации, что может привести к сокращению рабочих мест;
- повышение расходов государства в информационной сфере.
В информационном обществе все большое внимание помимо традиционных видов ресурсов уделяется информационным ресурсам, которые, хотя всегда существовали, но не рассматривались ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о них не говорил и тем более не вводил никаких определений. Трактовка и обсуждение понятия «информационный ресурс» начали вести с момента перехода к информационному обществу.
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных система.
Документы и массивы информации, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.
Информационные ресурсы являются основой для создания информационных продуктов. Информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Любой информационный продукт – это результат интеллектуальной деятельности человека, и должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.
Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.
Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт – с помощью услуг..
Информационная услуга – получение и представление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
Информационные услуги и продукты образуют сегодня рынок информационных продуктов и услуг – систему экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества начиная с 80-х гг.XX века.
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Информационный потенциал общества включает в себя весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, а также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.
Понятие технологии вообще включает комплекс научных и инженерных знаний, воплощенных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способов их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям, стандартам.
Информационные технологии (ИТ) - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Информационные технологии относятся к социальным, знаниепреобразующим технологиям.
Автоматизация обработки информации за счет использования различных информационных технологий дает существенное увеличение производительности при накоплении, поиске, преобразовании к требуемой форме данных. Простота передачи, тиражирования и доступа к большим объемам информации с помощью персональных и других ЭВМ обеспечивает возможность быстрого использования оперативных данных, несмотря на стремительный рост объемов знаний.