В создание древней культуры внесли свою лепту разные народы и страны. То одно, то другое государство, возвышаясь, достигало расцвета, на столетия становясь носителем прогресса, потом уступало место другому, более сильному. Но закат державы вовсе не означал бесследного исчезновения ее культуры: несмотря на территориальную разобщенность, древние народы жили отнюдь не изолированно и то, что было достигнуто одним - становилось достоянием других. Свои знания и художественный опыт человечество накапливало сообща - веками. Но были и такие эпохи, когда человеческий гений раскрывался с особой концентрированностью и силой, - это были своего рода кульминации в длительном развитии цивилизации. Именно такой вершиной, знаменовавшей ярчайший взлет человеческого духа, явилась история Древней Эллады. Время наивысшего расцвета Древней Греции - V-IV века до н.э. Великая культура была создана немногочисленным народом, жившим на юге Балканского полуострова, на островах Эгейского моря на побережье Малой Азии.
|
|
Источником, постоянно питавшим творчество греческих художников, была мифология. Древние мифы складывались на основе языческих представлений, но они содержали также и ростки реальных знаний о мире.По мере развития античного общества религиозная сущность мифологии утрачивала свое значение.
В классическую эпоху созданная в мифахкосмологическая картина воспринималась как некая художественная аллегория. Олицетворение же сил природы в образах богов и героев, наделенных чертами живых людей, сохраняло для греков своюпритягательность, так как отвечало поэтически образному складу их мышления. Как и люди, боги влюблялись, ссорились, плели интриги, ревновали, но при этом оставались сильными и прекрасными. Для эллина они были воплощением наиболее совершенных свойств человека. Не случайно и то, что враждебные миру силы выступали в мифах в образах фантастически-причудливых существ, в зверином обличье. Победы нал ними олимпийских богов и героев символизировали в сознании греков идею торжества разума и высшего порядка над стихийностью, хаосом.
Общественный смысл греческого искусства, может быть, с наибольшей силой раскрылся в античной трагедии. Представления давались по праздничным дням и всегда были большим событием. Весь город стекался в театр. Для малоимущих государство выделяло специальные денежные субсидии. Театр располагался под открытым небом. Афинский театр Дионисия, например, был устроен на склоне Акрополя. Он вмещал около 30 тысяч зрителей. Скамьи, высеченные прямо в скале, поднимались амфитеатром, давая свободный обзор площадки, на которой шло представление. Основная ее часть, так называемая "орхестра" предназначалась для хора. В глубине была палатка для переодевания актеров, по-гречески - скена, к V веку замененная специальным зданием. Фасад этого здания закрывался декорациями, которые дальше переходили в естественный ландшафт. Актеры выступали в масках: каждый персонаж трагедии представал как образ обобщающий, собирательный. Соответственно и манера игры отличалась приподнятостью, укрупнённостью интонаций и жестов.
|
|
Истоки трагедии - хоровые дифирамбы в честь бога вина и плодородия Диониса. По старинной традиции пение соединялось в дифирамбе с танцем - пантомимой и игрой. Наряженные в козьи шкуры, участники действа изображали различные эпизоды из жизни Диониса, странствующего по земле в сопровождении своей свиты - сатиров и менад. С годами хоровой дифирамб приобретал все более театральный вид: в нем появилась партия певца-солиста, чтеца. Но хор продолжал играть очень важную роль; эта роль сохранилась за ним и в классическом театре.
Высшие образцы античной трагедии связаны с творчеством Эсхила, Софокла, Еврипида. Мир их искусства - это мир могучих характеров, ярких страстей, героических поступков, потрясающих своим драматизмом судеб. В основе трагедий лежат конфликты, отражающие глубокие противоречия жизни: любовь, долг, интересы общества и судьбы отдельных людей, свобода человеческой личности и неумолимый рок. Таковы, например, "Прометей" Эсхила, трилогия о царе Эдипе Софокла. "Медея" Еврипида.
Материалы для своих сочинений драматурги черпали в греческой мифологии. Зрителей волновало не само развитие событий - сюжеты мифов им были хорошо известны, - а те нравственные, философские, гражданские проблемы, которые ставили авторы. Действие трагедий включало в себя и музыку - хоровое и сольное пение под аккомпанемент авлоса или кифары. Авторами музыки выступали сами драматурги. Хор, состоявший обычно из 12-15 человек, выполнял сложную роль: он выступал и как действующее лицо и как рассказчик, предваряющий ход драмы, и как комментатор событий, выражающий отношение к ним автора и самих зрителей. В хоре пели любители музыки - участие в исполнении трагедий считалось почетной гражданской обязанностью.
Музыка в трагедии помогала раскрыть эмоциональную сторону происходящего, глубже проникнуть во внутренний строй драмы. При этом пение сочеталось со своеобразной пластикой движений, с выразительностью идеально отточенных жестов, поз, как бы концентрирующих в себе наиболее характерные элементы и пантомимы и танца. В этом синтезе искусств была заключена могучая сила воздействия. Античная трагедия захватывала, потрясала и вместе с тем несла зрителям -в самом акте сопереживания - нравственное очищение.
Огромная роль музыки в жизни греческих городов побуждала к разработке ее теории. Здесь складывалось первое законченное учение о музыкальных ладах, разрабатывалась система буквенной нотации, изучались законы музыкальной акустики и т.д. Теоретическая система греков обобщила опыт развития музыки не только в Греции, но и в других странах древнего мира - она послужила отправной точкой для развития музыкальной теории в средневековой Европе.
Одновременно с разработкой вопросов теории складывалось учение об этосе, закреплявшее представления греков об общественно-воспитательной роли музыки. Различные лады рассматривались с точки зрения их эмоционального и, соответственно, нравственного воздействия на слушателя. Учение об этосе впервые утвердило мысль о содержательности музыкального искусства.