Музыкальная культура древнего мира

Тема 1.1.

Музыкальное искусство от момента возникновения до XVII века

.

 

 

Сыктывкар, 2017


ПЛАН

 

Происхождение музыки. Мифы и гипотезы                                                      3

Музыкальная культура древнего мира                                                               5

Музыкальная культура античности. Древнегреческая трагедия                      7

Музыкальное искусство Средневековья                                                            9

Григорианский хорал

Искусство трубадуров

Музыкальная культура эпохи Возрождения                                                     11

Протестантизм

Месса

Мадригал

Протестантский хорал                                                                                       14

Искусство мейстерзингеров


 





ПРОИСХОЖДЕНИЕ МУЗЫКИ

МИФЫ И ГИПОТЕЗЫ

 

Как возникла музыка? Разгадать тайну рождения искусства звуков пытались многие философы, исследователи, музыканты. Человеку, приступающему к изучению истории музыкального искусства открывается картина непрерывного развития, жизнь искусства представляется как длительный процесс, начало которого теряется в необозримой дали. Как и когда возникла музыка? Поиски ответа на этот вопрос приводят к самым истокам человеческой истории. Однако, чем дальше продвижение в глубь веков, тем острее ощущение, что цель поисков ускользает. Каждое художественное явление первобытной культуры, которое можно было бы счесть "началом", в действительности оказывается продолжением чего-то, что было прежде и подготовило его появление. Вопрос не получает ответа. Это и неудивительно; как и другие искусства (танец, живопись), музыка не возникла, она возникала, путем длительных неприметных видоизменений превращалась в искусство из того, что искусством не было. Путь ее становления - это вместе с тем и путь становления самого человека, в процессе труда обогащавшего свой разум, накапливавшего опыт активного отношения к окружавшей его жизненной среде.

Задолго до того, как наука выдвинула различные догадки о происхождении этого удивительного искусства, люди сложили легенды о музыке как о драгоценном даре богов. Древние египтяне считали, что музыку создали боги Исида, Осирис и Тот. Греки связывали начало "искусства муз" (буквальное значение греческого слова "музыка") с именем прекраснейшего из богов, предводителя муз Аполлона. В Индии с давних времен живет легенда о том, как бог Брахма открыл мудрецу Бхарате красоту и силу музыки, а Бхарата передал радость музыки человечеству. Эти предания, столь же наивные, сколь и поэтичные, свидетельствуют о том, как высоко ценили древние люди музыкальное искусство.

Позднее творцом музыки стали называть природу. В руладах птиц, плеске воды, шуме ветра и тому подобных звучаниях окружающего мира усматривали источник первых музыкальных впечатлений и образцы для подражаний. Греческий философ-материалист Демокрит говорил, что музыка началась с подражания пению птиц. Мысль о том, что природа явилась учителем музыки, заманчива. Но верна ли она? Достаточно ли она для объяснения того, каким образом появилась у человека способность различать, воспроизводить и комбинировать тона, находить в них наслаждение, выражать ими эмоции.

Научная мысль не могла удовлетвориться теорией подражания природе.

Радищев усматривал предпосылки пения в собственной природе человека: подражание звукам, "изъявляющим" радость, печаль, терзание, было "руководителем к изобретению музыки...". Мысль эта не нова. Еще древнегреческий философ Платон (IV в. до н.э.) полагал, что музыка родилась из крика. В восклицании, стоне, в целой гамме напряженных голосовых звуков человек передает свой гнев, страх, боль, радость, ликование.

 

Отсюда - один шаг до пения. Из этой идеи исходил в своей теории происхождения музыки англичанин Герберт Спенсер. Спенсер утверждал, что пение возникло из возбужденной речи. Нельзя не заметить известного сходства между интонациями эмоционально приподнятой речи и вокальным напевом. Но кто докажет, что человек научился сначала говорить, а потом петь?

Чарзл Дарвин не находил ничего невероятного в предположении, что прародители человека, прежде чем они приобрели способность выражать любовь членораздельной речью, старались пленять друг друга музыкальными и ритмическими звуками. Зарождение музыки великий естествоиспытатель объяснял половым отбором. ("Происхождение человека и половой отбор", 1871). Первобытное пение уподоблялось призывным крикам животных во время гона, а образцом творческих достижений в этой области выставлялись великолепные концерты певчих птиц. Но известно, что в иерархии животного мира к человеку ближе всех млекопетающие,а не птицы. Непосредственные предки человека, обезьяны, хотя и славятся как самые шумные обитатели лесных чащ (особенно ревуны-самцы), тем не менее, в отношении музыкальности неизмеримо уступают жаворонкам, дроздам, соловьям и не прибегают к трелям для прельщения самок.

Доказать или опровергнуть какую-либо догадку о возникновении музыки ссылками на исторические факты абсолютно невозможно. Песни людей каменного века не дошли до нас ни в записи, ни в устной передаче. Первые музыкальные инструменты бесследно истлели. Но существуют способы косвенных доказательств. Один из них опирается на наблюдения над музыкальным развитием детей, обособленных от влияния взрослых. Кое-какие любопытные данные эти наблюдения могут доставить. Но ясно, что нельзя проводить параллели между развитием первобытного человека и созреванием современного ребенка. Ведь ребенок усвоил наследственные черты многих поколений цивилизованных людей.

Более плодотворен другой метод. Его предлагает музыкальная этнография - наука, изучающая музыкальную жизнь различных народов мира. Музыкальные ученые, путешественники, страноведы собрали довольно обширные данные о музыке племен, находящихся или еще недавно находившихся на низких ступенях социально-культурного развития и близких по жизненному укладу к людям каменного века. Записаны на фонограф и могут быть в точности воспроизведены напевы охотников племени ведда на острове Цейлон, дикарей кубу в лесных зарослях острова Суматра, обитателей самых глухих дебрей Черной Африки, туземцев Огненной Земли...Наибольший интерес исследователей привлекают племена, живущие в условиях максимальной изоляции - на отдаленных островах, в непроходимых джунглях, труднодостигаемых горах, уединенных долинах. Конечно, нельзя быть вполне уверенным, что музыкальный быт этих племен вполне избежал каких бы то ни было внешних влияний и сохранил первозданную самобытность. Но главная трудность не в этом. Среди существующих сейчас племен, даже наиболее отсталых, не найдется ни одной группы, которую можно было бы отнести к самой ранней стадии человеческого развития.

 

 

И все же сравнительное изучение напевов, инструментов, музыкальных обычаев наиболее отсталых народов современности дает поучительный материал для представления о ранних стадиях музыкального развития. В народном творчестве наших дней остались пережитки тысячелетней давности. Тем более это относится к творчеству племен, живущих и ныне или еще недавно живших в условиях первобытнообщинного строя.

Археологические раскопки показывают, что уже в позднем древнекаменном веке (верхнем палеолите), начавшемся более сорока тысяч лет назад, люди умели рисовать, лепить, вырезать на камне и кости. Зачатки изобразительных искусств наметились еще раньше - к концу мустьерского времени (средний палеолит).В те далекие времена человечество делало первые шаги и в своем музыкальном развитии. Начало музыки, разумеется, нельзя обозначить определенной датой. Самые ранние памятники материальной культуры музыки (инструменты) сохранились от верхнего палеолита. Но это еще не определяет возраста музыки - несомненно, более почтенного, чем древнейшие вещественные следы музыкального искусства.

В какой стране, у какого народа раньше всего появилась музыка? На этот вопрос можно ответить так: искусство звуков рождалось всюду, где формировался Homo Sapiens (разумный человек, человек современного типа).

 

Музыка рождалась всюду, и с самого начала она была разная у разных людей, как разными были сами люди, как различными оказывались их языки. Но у людей при всех биологических (впоследствии расовых и национальных) различиях и неодинаковых формах жизни было много общего в физическом облике (единый биологический вид), организации общества (единая общественно-экономическая формация), технике (орудия каменного века) и идеологии. Так и в музыке: при всем многообразии ее типов она обладала некоторыми общими началами и едиными закономерностями развития. Это и неудивительно, так как физическая природа звуков и физиологическая природа уха и мозга повсюду одинаковы. Однородны и законы общественного развития, играющие определяющую роль в идеологии, а значит и в музыке.

Музыка, как и танец, обнаруживает больше черт взаимного сходства у народов, стоящих на одной ступени общественного развития, чем, скажем речь и поэзия. Ибо язык музыкальных звуков, как и азбука телодвижений, более непосредствен и эмоционален, чем слово.

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА

 

Эпоха первобытно-общинного строя составила самую длительную полосу в истории человечества, несоизмеримую по протяженности с историей цивилизации. Сведения о ее музыкальной культуре наука черпает в археологических раскопках, в оставленных первобытным человеком росписях и рисунках, наконец, в изучении жизни народов, еще и сегодня пребывающих на самых ранних ступенях развития.

 

Художественное творчество первобытных людей не было искусством в современном его понимании. Оно не выделилось в самостоятельный род деятельности и было органически связано с другими формами жизни, подчинено, как и они, практическим целям. Но искусство с самого начала несло в себе и особые, ему лишь присущие свойства: оно всегда было связано с выражением человеческих чувств - как бы концентрировало в себе некое свойственное человеку духовное начало; это была деятельность не только практически полезная, но раскрывающая способность человека воссоздать картины и явления реального мира в условной форме, в "игре", стремящаяся при этом - пусть непроизвольно - к совершенству воспроизведения, к красоте.

Музыка была "вплетена" в каждодневную жизнь. Важнейшее ее назначение - объединять людей в общем трудовом усилии. Воинственные кличи, представлявшие своеобразное пение, помогали племени при облаве на зверя. Мелодичный посвист, напоминающий голоса птиц, мог служить охотнику приманкой для дичи. Такая роль "помощника" сохранялась за музыкой и в дальнейшем - в создании трудовых песен, сопровождавших разные этапы работ земледельцев.

Начальные стадии формирования музыки были, по-видимому, связаны с выработкой навыков пения. Процесс овладения собственным голосом был долгим и трудным. Из хаотических глиссандирующих звучаний постепенно складывались мелодические попевки с четкой высотой звучания, определенной ритмической организацией. На ранних ступенях человеческой истории люди редко пользовались инструментами для воспроизведения мелодий. И ныне еще можно встретить народности, которые не знают музыкальных инструментов. Таковы, например, ведды. Ученые полагают, что музыка началась с пения, а первым инструментом был человеческий голос. Возможно даже, что ранние инструменты служили только для подчеркивания ритма, отбиваемого в ладоши или ногами, а некоторые -для усиления голоса в качестве рупора.

Древнейшими явились, судя по всему, самозвучащие инструменты -колотушки, погремушки и иные ударные и шумовые инструменты. Другую группу старейших инструментов составили духовые - гуделки, свистки, флейты из тростника или кости без боковых отверстий. Представители этих двух групп, примерно двадцатитысячелетней давности, вроде свистка из сустава северного оленя, костяной дудки и шумового ''скребка" найдены в раскопках древнего каменного века. Затем люди научились делать флейты с боковыми отверстиями и многоствольные флейты. Научились делать и свирели, варганы в виде подковы или пластинки с язычком. Подбирали дощечки разной длины - и получался ксилофон; к нему иногда приспосабливали резонатор из тыквы.

Из дерева, рога или раковины изготовляли трубы. Из выдолбленного дерева - барабаны без перепонки. Существовало и много перепоночных инструментов - барабаны и литавры в виде горшка, ступы или шара, изготовленные из тыквы или кокоса, с натянутой кожей (по ней били рукой, а впоследствии палочками), бубны с остовом в форме колеса и перепонкой из кожи или пузыря. Позднее появились струнные инструменты: музыкальный лук (натянутая струна), арфы и цитры. Прообразом их был либо гибкий прут с отщепленной с одного конца или только в середине полоской коры, либо охотничий лук. Струной служила нить растительного или животного происхождения, а резонатором - устройство из тыквы, бамбука, раковины, а то и просто рот исполнителя. Смычок вошел в употребление гораздо позже. Все эти инструменты, включая барабаны, трубы и более сложные флейты относятся к периоду расцвета первобытнообщинного строя. В археологии этот период падает на средний каменный век (мезолит) и новый каменный век (неолит). Наступление мезолита относят примерно к XIII тысячелетию до новой эры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: