(культура речи)
1. Доступность – точный отбор языковых средств для адекватных выражений мысли.
2. Произвольность – способность к саморегуляции речи (умение промолчать, выслушать).
3. Вариативность - способность говорить об одном и том же по-разному.
4. Выразительность – умение вызывать в сознании слушателей наглядные образы.
5. Эмоциональность – способность воздействовать на эмоции и чувства человека.
6. Логичность – последовательность, развёртывание аргументации.
7. Литературность – умение правильно употреблять ударения, окончания, точность слов.
8. Уместность – соответствие содержания и стиля речевого высказывания в ситуации взаимодействия.
Опыт № 13 (стр. 184 Крылов)
Аудирование речи. Построение индивидуального профиля аудитора (слушателя).
Вводные замечания.
Аудирование (слушание) – ведущий, самый частый по использованию (до 45% общего времени), речевой процесс. Включает в себя слушание и одновременное понимание звучащей речи.
Аудирование может быть:
- частичным (расхождение в 5 баллов);
|
|
- неполным (расхождение в 4 балла);
- неудовлетворительным (в 3 балла);
- удовлетворительным (в 2 балла);
- хорошим (в 1 бал);
- отличным (совпадает с идеальным профилем).
Цель: определение особенности индивидуальных особенностей аудирования.
Оборудование: 10 вопросов к аудитору.
Ход работы
1. Работа группой.
2. Э предлагает вопросы, И. в балах определяет свое поведение, отношение к ним по развёрнутой шкале:
+ 3б – характерно для меня
+ 2б – достаточно характерно для меня
+ 1б – иногда проявляется
- 3б - никогда не может быть
- 2б – обычно не бывает
- 1б - почти никогда не бывает
- 0б – не знаю.
Выполнение работы.
1 | +1б – 3 = 4б | 6 | +1б - 3 = 4б |
2 | +1б – 3 = 4б | 7 | +2б – 3 = 4б |
3 | -1б – 3 = 2б | 8 | 0б – 3 = 3б |
4 | -1б – 3 = 2б | 9 | +2б +3 = 1б |
5 | +2б +3 = 1б | 10 | 0б – 3 = 3б |
Обработка результатов.
1. По результатам строим график. На оси абсцисс - номера вопросов, на оси ординат - ответы.
2. Сопоставляем собственный графический профиль с идеальным.
3. Выявляем недостатки в аудировании.
Критерий оценок.
1. Вопросы 1-5 оценивают главное качество аудирования – внимание.
Если пониженные результаты – в свойствах внимания причины недостаточно успешного аудирования.
2. Вопросы 6-8 связаны с такими качествами как нетерпеливость, желание проявить своё «Я»
3. Вопрос 9 - память.
4. Вопрос 10 - эмоциональная устойчивость аудитора, умение отделять личные пристрастия от объективных данных.
Вывод: у И. неудовлетворительно развито аудирование речи. Причины недостаточно успешного аудирования в свойствах внимания и памяти. У И. проявляется такие качества как нетерпеливость, желание проявить своё «Я». Также И. эмоционально неустойчив, не умеет отделять личные пристрастия от объективных данных.
|
|
Улучшают аудирование и способствуют уменьшению потерь информации следующие показатели:
- хороший слух;
- интерес к теме обслуживания, ее важность;
- хорошие знания языковых особенностей;
- отсутствие внешних помех;
- правильная организация речи со стороны говорящего (оптимальный темп, чёткая артикуляция, логика, выразительность);
- достаточно устойчивое внимание;
- неплохой объём оперативной памяти;
- свойства нервной системы по силе;
- индивидуально-психологические особенности аудитора.
Если эти зависимости не будут учтены, то 70-80 % информации может быть потеряно при организации приёма речи.
Изучение речи прямым и косвенным методами.
С помощью прямого метода испытуемый дает осознанные ответы по поводу существенных признаков языковых знаков (методика понятий «Словарный субтест Векслера»). Например, завтрак – утренний прием пищи. Косвенный метод, в отличии от прямого, требует меньших осознанных реакций при анализе языковых знаков. К ним относятся: ассоциативные методы, психофизиологические, игровые, методы семантического дифференциала (СД).
Для изучения ассоциативных зависимостей между словом-стимулом и реакциями используют методику «Прямой (свободный) ассоциативный тест».
В ходе выполнения методики последовательно сравнивают пары слов: слова стимулы и реакция по двум категориям: логические и грамматические реакции.
Логическая реакция – наличие связи между стимулами и реакциями по смыслу. Если связь присутствует – центральная логическая реакция. Если связь отсутствует - периферическая логическая реакция.
Грамматическая реакция – делится на 2 вида: синтагматические и парадигматические.
Синтагматическая – связь между словом – стимулом и словом – реакцией осуществляется по разным грамматическим категориям. Например, между существительным и прилагательным, глаголом и существительным: хороший – поступок, дождь – идёт.
Парадигматическая - связь в пределах одной грамматической категории.
Например: хороший – плохой, дождь - грязь.
Опыт № 14 (стр. 174 Крылов).
Цель: изучить особенности установления ассоциативных зависимостей между стимула ми и реакциями.
Оборудование: 20 слов - стимулов.
Ход работы.
1. Работа в парах.
2. Э. зачитывает слово-стимул с интервалом 5-6 секунд.
3. И. записывает рядом со словом-стимулом любое слово, пришедшее в голову.
Выполнение работы.
№ | Стимул- реакция | Логическая | Грамматическая | ||
центральная | периферич. | синтагм. | парадигм. | ||
1 | армия – танк | + | - | - | + |
2 | музыка - ноты | + | - | - | + |
3 | болезнь – больница | + | - | - | + |
4 | рука – движение | + | - | ||
5 | гладкий – приятный | + | - | ||
6 | свистеть – воздух | + | - | ||
7 | сладкий – вкусно | + | - | ||
8 | окно – вид из окна | + | - | ||
9 | спать – отдых | - | + | ||
10 | погода – солнечно | + | - | ||
11 | дерево – листья | + | - | ||
12 | танцы – движения | + | - | ||
13 | врач – больница | + | - | ||
14 | нога – часть тела | + | - | ||
15 | мягкий – легко | + | - | ||
16 | петь – музыка | - | + | ||
17 | горький – шоколад | + | - | ||
18 | дверь – открывать | + | - | ||
19 | гулять – весело | - | + | ||
20 | ветер - холодно | + | - |
Обработка результатов
1. Э. по окончании работы заполняет матрицу ассоциативных реакций: вид связи обозначается «+» возле каждого слова.
2. Подсчитывается общие количество ответов по каждой реакции.
Критерий оценок.
1. Преобладание центральных ассоциативных реакций (не менее 65% от общего числа стимулов) - характерно для взрослых носителей русского языка.
|
|
2. Увеличение периферических ассоциативных реакций – плохое знание языка, нарушение динамических особенностей - заторможенность, скачкообразность мыслительных процессов.
3. Преобладание парадигматических ассоциативных реакций (не менее 70%) - характерно для взрослых носителей русского языка.
4. Увеличение синтагматических реакций - недостаточность аналитических операций или следствие индивидуально - психологических особенностей, типа правосторонней асимметрии мозга (у художников).
Вывод: у И. доминирует центральная логическая реакция, равномерное развитие синтагматической и парадигматической грамматической реакций.