Опыт № 15 (стр. 180 Крылов)

Вводные замечания.

  Направленный ассоциативный эксперимент – относится к косвенному методу изучения речи. Испытуемый в ответ на слово – стимул отвечает не любым словом, пришедшим ему в голову, а в зависимости от установки инструкции, что накладывает ограничения на процессы мыслительного поиска. Поэтому данная методика позволяет изучить не только уровень речевого развития, но и оценить умственные способности испытуемого.

Цель: изучение умения использовать внутренние, структурные связи.

Оборудование:  30 слов-стимулов.

Ход работы.

1. Работа группой.

2. Э. предъявляет слово-стимул.

3. И. записывает рядом со словом стимулом слово-антоним.

 

Выполнение работы.

 

1 злость – доброта                         +
2 господин – слуга +
3 нерасторопность – собранность +
4 позор – похвала -
5 соперник – товарищ +
6 черный – белый +
7 прыгать – сидеть +
8 красивый – уродливый +
9 целина – город -
10 гуманность – мизантропия +
11 смех – слёзы +
12 атака – оборона +
13 буря – штиль +
14 скука – радость +
15 беда – счастье +
16 вершина – низина +
17 тусклый - яркий +
18 любить – ненавидеть +
19 суша – море +
20 культура – бескультурье +
21 женщина – мужчина +
22 ребёнок – взрослый +
23 находка – потеря +
24 надежда – отчаяние +
25 мороз – жара +
26 работа – отдых +
27 гладкий – шершавый +
28 взять - отдать +
29 похвала – порицание +
30 адажио - быстрый -

 

Обработка результатов.

 

1. Даются правильные ответы – антонимы, И. отмечает «+» или «-».

2. Подсчитывается общее количество правильных ответов.

 

Критерий оценок.

- 28-30 слов – отличное знание языка и устойчивое проявление таких качеств ума как интеллектуальность, глубина, широта, быстрота.

- 24-27 слов – хорошее знание языка, активное использование внутренних структурных связей.

- 20-23 слов – удовлетворительное знание языка, слабое использование внутренних связей и проявление таких качеств ума как торопливость (высказывание неточных ответов и суждений)

 

Вывод: у И. в результате эксперимента выявлен хороший уровень речевого развития, активное использование внутренних структурных связей.

 

 


 

 

ТЕМА №3
                                              Воображение

    Воображение – это психический процесс создания новых образов предмета, ситуации на основе ранее воспринятых.

  Воображение присуще только человеку, связано с такими процессами как восприятие, память, мышление.

Удерживаемые памятью образы представления являются строительным материалом, из которого формируются новые образы – образы воображения.

Воображение как процесс подключается, когда:

- проблемная ситуация носит неопределенный характер, т.е. когда данные с трудом поддаются точному анализу;

- когда необходимо представить то, что существует в действительности, но чего раньше не видел человек;

- когда необходимо представить образы исторического прошлого;

- когда необходимо представить то, что будет в будущем;

- когда необходимо представить то, чего не было в действительности.

     Наиболее тесно воображение связано с мышлением. Они имеют сходства и различия.

Общее:

- и воображение, и мышление возникают в проблемной ситуации;

- имеют опережающий характер;

- способствуют предвосхищению будущего.

Различия:

- воображение оперирует представлениями, мышление - понятиями;

- мышление имеет операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация,

 а воображение имеет приемы: агглютинация, акцентирование или заострение, гиперболизация, схематизация, типизация;    

- продукт мышления – понятие, суждение, умозаключение, а продукт воображения – новые образы.

 

Виды воображения.

   По степени выраженности активности различают воображение активное и пассивное.

Пассивное воображение – неосуществлённые образы, программы поведения, возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Например, сон.

Пассивное может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Например, грезы.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, при временном бездействии человека. Например, в полудремотном состоянии, во сне.

Активное воображение – вызываемые по собственному желанию, усилием воли разнообразные образы.

Активное воображение может быть творческим (продуктивным) и воссоздающим (репродуктивным).

Воссоздающее активное воображение – создание образов на основе описания. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт, чертежей.

Творческое активное воображение – самостоятельное создание новых, общественно значимых образов, является неотъемлемой стороной технического, художественного, музыкального творчества. Критерием оценки является новизна, яркость, законченность образа.

Этапы творческого воображения.

  1. Возникновение творческих идей.
  2. Вынашивание замысла.
  3. Реализация замысла.

 

Опыт № 16 стр. 123 Петровский, наглядность №8.

Цель: изучить репродуктивное воображение.

 

Опыт № 17 стр. 193 Щербаков.

Цель: изучить особенности проявления творческого воображения.

 

Формы проявления воображения.

Воображение может проявляться в разных формах:

- мечты;

- грезы;

- галлюцинации;

- сновидения;

- фантазии.

 Мечта – форма проявления активного воображения, необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Мечты - отодвинутые во времени желания, то есть осуществимы.

Грезы преднамеренное пассивное воображение, уход от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от неразрешимых задач, от тягот жизни. В грёзах отражается связь фантазии с потребностями личности. Грезы принципиально неосуществимы, выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной, выдуманной жизни получает то, чего ему не достаёт в реальности.

Галлюцинации – пассивное, непреднамеренное воображение. Фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с действительностью. Галлюцинации – результат нарушений психики, сопровождают многие болезненные состояния.

Сновидения  - пассивное, непреднамеренное воображения. В сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности человека. 

Фантазия активное, творческое воображение, образы, картины, которые мало или вообще не соответствуют реальности. Фантазия:

- важное условие нормального развития личности;

- особенности школьного возраста;

- выявление творческих возможностей;

- правдоподобное преобразование накопленного опыта.

На фоне фантазии возникают перевёртыши – продукт воображения детей, потребность в эмоциональном, комическом эффекте, перестановка элементов, из которых складываются привычные образы, что связано с усвоением эталонов о мире. Например, 4-ёх летний ребёнок поёт: «Дам кусок молока и кувшин пирога».

Опыт № 18      стр. 128 Петровский.

Цель: исследовать особенности творческого воображения.

 

 

Приемы воображения.

Агглютинация – слияние, склеивание, комбинация различных слов, элементов, свойств, частей в один образ.

Путём агглютинации строятся многие сказочные образы: русалка, избушка на курьих ножках, кентавр.

Акцентирование или заострение – выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Например, карикатура, дружеский шарж, где выделяется часть лица, туловище.

Гиперболизация – не только увеличение или уменьшение предмета, но и изменение количества частей предмета или их смещение.

Схематизация – сглаживание различий предметов, а выделение черт сходства на первый план. Так создаются национальные орнаменты, узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. Используется в культуре, живописи, литературе.

 

 

Опыт № 19 стр. 195 Щербаков.

Цель: выяснить особенности творческого воображения.

 

Опыт № 20 стр. 125 Петровский.

Цель: выявить индивидуальные различия воссоздающего воображения.

 

Опыт № 21 стр. 193 Щербаков.

Цель: выяснить некоторые характеристики творческого воображения связанного с наглядной ситуацией.            

 

 

ТЕМА №4
Внимание

 

Внимание - процесс отбора одной информации и игнорирование другой.

Внимание - состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком либо объекте.

Внимание – динамическая характеристика всех познавательных процессов.

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности человека

Под направленностью понимается избирательный характер активности, т.е. выделение объекта в соответствии с целями, задачами, потребностями.

Под сосредоточенностью понимается углубление в данную деятельность, пока не будет достигнута её цель.

Внимание как психический процесс подразделяется на виды.

1. В зависимости от активности личности:

  • Непроизвольное,
  • Произвольное,
  • Послепроизвольное

Непроизвольное внимание – возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека увидеть или услышать что-либо. Не связано с участием воли.

Условие для возникновения непроизвольного внимания:

- неожиданность или новизна раздражителя,

- подвижность, контраст между раздражителями,

- выразительность речи,

- изменение действия раздражителя,

- качество объекта: яркость сила,

- интерес, привлекательность.

Длительное сосредоточение непроизвольного внимания связано с потребностями личности, удовлетворение которых ведет к угасанию непроизвольного внимания.

Непроизвольное внимание связано с направленностью личности.

Произвольное внимание — активное, сознательно направленное и регулируемое сосредоточение на объекте, поддержание уровня которого связано с волевыми усилиями.

При этом раздражителем является мысль, приказ, произносимый про себя, вызывающий возбуждение в коре головного мозга.

Произвольное внимание необходимо для усвоения трудовых навыков, от него завизит работоспособность. Сосредоточить внимание в умственной деятельности легче, если в познание включить практическое действие.

Послепроизвольное внимание – наступает после произвольного, значимым является содержание и сам процесс деятельности, а не только её результат как при произвольном внимании.

При появлении первых позитивных результатов происходит автоматизация деятельности, выполнение ее уже не требует специальных волевых усилий.

Оно характеризуется длительной сосредоточенностью при плодотворной, интенсивной умственной и трудовой деятельностью.

Внимание может проявляться в сенсорных, мыслительных и двигательных процессах.

2. По направленности на объект внимание бывает:

  • сенсорное (перцептивное)
  • интеллектуальное (внутреннее)
  • моторное (двигательное)
  • чувственное

Сенсорное внимание – внешнее, направлено на восприятие окружающих объектов и явлений.

Необходимое условие – познание и преобразование человеком окружающего мира.

Интеллектуальное внимание – направлено на собственные мысли, чувства, переживания, на работу мышления, памяти.

Необходимое условие – самопознание и самовоспитание.

Моторное внимание – направлено на движения.

Чувственное – связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. В центре сознания – чувственное впечатление.

3. По происхождению внимание бывает:

  • природное
  • социально-обусловленное

Природное внимание – врождённая способность человека реагировать на внешние или внутренние элементы информационной новизны.

Социально-обусловленное – складывается в течение жизни субъекта в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения.

4. По механизму регуляции:

  • непосредственное
  • опосредованное

Непосредственное – не управляется ничем, кроме субъекта, на который оно направлено, и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека

Опосредованное – регулируется с помощью специальных средств (жестов, слов, указательных знаков).

Качественные проявления внимания называют свойствами внимания

Основные свойства внимания:

  1. Объем,
  2. Распределение,
  3. Устойчивость,
  4. Концентрация,
  5. Переключение,
  6. Избирательность

 

Объем внимания – количество одновременно и отчетливо воспринятых объектов в ограниченный отрезок времени.

У взрослого объём внимания равен 4—6 объектов не связанных между собой в пределах 0,1 секунды. Если включить буквы в смысловое целое (слово), то объём внимания возрастает до 12-14 объектов, так как слово воспринимается как единый объект.

Основными условиями расширения объема внимания является:

- формирование умений группировать, - систематизировать,

- объединять по смыслу воспринимаемый материал.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: