Начальные упражнения по рисованию

Первые практические упражнения, направленные на освоение техники рисования, следует начать с проведения прямых линий. Начинающему рисовальщику нелегко провести прямую линию от руки. Сложность выполнения такого упражнения связана с неуверенностью учащегося, а еще больше с убеждением, что он не сможет провести линию без линейки. Неуклюжие следы карандаша на бумаге словно бы подтверждают это. У всех начинающих рисовать возникает желание прибегнуть к помощи линейки и других вспомогательных средств. Этого делать не следует. Учиться рисовать - значит постепенно обретать знания, умения, навыки, уверенность в себе, твердость, ловкость и необходимую гибкость руки, все более умело держащей карандаш. Таким образом, все линии в рисунках проводят от руки.

Первый этап упражнений в проведении линий - работа карандашом в горизонтальном направлении. Прежде чем провести первую прямую, следует освоить движение руки слева направо. Проделав несколько таких движений и почувствовав уверенность, можно легко и свободно провести подряд несколько параллельных прямых, следя все время за горизонтальной кромкой листа как за ориентиром. Успех приходит к тому, кто сумеет избавиться от скованности и напряжения.

Планшет с прикрепленным листом бумаги должен быть неподвижным. Рисующему эта неподвижность бумаги окажет несомненную пользу в дальнейшем, так как многие учащиеся в ходе работы стараются для удобства вращать лист. В этом случае вырабатывается вредная привычка, тормозящая обучение рисованию. Прямо расположенный лист бумаги развивает двигательную координацию руки, глазомер и чувство пропорций. Постоянное видение горизонтальных и вертикальных кромок листа, строго параллельных краям мольберта или планшета, способствует собранности рисующего и "корректирует" его глаз, помогая избегать ошибки при построении горизонтальных и вертикальных направлений формы предмета.

В упражнениях по проведению линий от руки важно руководствоваться определенными правилами. Горизонтальные линии проводят движением карандаша слева направо, вертикальные - сверху вниз. Наклонные линии в любых направлениях также проводят движением руки сверху вниз.

Второй этап упражнений связан с проведением прямых линий с вертикальными и наклонными параллелями (рис. 3).

Эти упражнения направлены на развитие глазомера и чувства пропорций. Соблюдение пропорций - одна из основных задач изучения основ изобразительной грамоты. Глазомер и чувство пропорций развиваются в начальных упражнениях по проведению прямых линий и делении этих линий на четное и нечетное число равных частей, в дальнейшем - в рисовании с натуры.


Рис. 3

Паиобретения навыка такое состояние исчезает.


Рис. 2

Во время построения формы предмета при правильном положении руки бумаги касаются только инструмент и кончик мизинца либо безымянного пальца, так как рука легко должна на что-то опираться. В этом случае следы карандаша на бумаге не загрязняют ее поверхность от трения ладони.

Освоение техники рисунка начинают с правильной посадки. Знаменитый русский художник-педагог, воспитавший И. Репина и В. Серова, П. П. Чистяков говорил, что рисующий должен сидеть прямо, только глазами перебегать с натуры на рисунок и с рисунка на натуру, потому что предмет станет иным, если переменить место взгляда. Следовательно, правильная посадка дает возможность дисциплинировать уровень зрения.

Рисовать нужно на отдельном листе бумаги, прикрепленном кнопками к деревянному планшету или прямоугольному куску толстой фанеры с ровной и гладкой поверхностью. Твердое основание под бумагу позволяет держать рисунок в наклонном положении, т. е. перпендикулярно направлению взгляда рисующего, что, в свою очередь, способствует прямому положению тела и устраняет лишние движения.

Рисунок следует начинать легко, не нажимая карандашом на бумагу, с проведения едва заметных линий, очерчивающих общее расположение изображаемых объектов, и нахождения их пропорций. Когда правильно решена композиция рисунка, переходят к уточнению линий, усилению их выразительности, уплотнению штрихов, подчеркивающих объемность изображения. С помощью разнообразных штрихов, нанесенных на бумагу по форме изображаемого предмета и передающих материальную поверхность (фактуру), образуется общий тон, в который входят и тщательная проработка формы рисуемого объекта, и выявление светотеневых оттенков, и обобщающий этап работы при ее завершении.

В освоении техники рисунка очень большую роль играют положительное отношение рисующего к работе, его умение организовать себя, должное настроение. Следует отбросить бытующее мнение о невозможности научиться рисовать без врожденных способностей. Каждый учащийся может успешно освоить изобразительную грамоту, приложив, естественно, труд, старание и настойчивость в достижении поставленной цели. Разумеется, на пути к этой цели вначале подстерегают неудачи, но вера в свои силы, необходимое напряжение и согласованная работа ума, глаз и руки приведут рисующего в конце концов к положительным результатам.

Контрольные вопросы

1. От таких факторов зависит освоение техники рисунка?

2. Каковы принципы ведения технически грамотного рисунка?

3. Почему начинающему рисовать необходимы самоорганизация, воля и упорный труд?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: