Рисунок - важнейшая область художественного творчества

Цель и задачи рисования

Обучение рисованию - необходимый этап профессиональной подготовки кондитера по выработке тортов и пирожных.

Занятия рисованием помогают понять и практически усвоить следующие основы изобразительной грамоты: перспективу, линейно-конструктивное построение формы рисуемого предмета на плоскости, законы светотени, цветоведения и композиции.

Изобразительные навыки нужны людям многих профессий. Овладеть ими обязан и кондитер по выработке тортов и пирожных, условия трудовой деятельности которого диктуют потребность в изобразительном языке.

Грамотно выполненный рисунок показывает умение того или иного специалиста зрительно представлять себе изображаемые предметы или отвлеченные образы и строить их на плоскости бумаги.

Зрительно можно вообразить предмет или явление такими, какими рисующий видит их в данный момент, а также такими, какими видел когда-то или какими мог бы их видеть. Средствами рисунка можно сочинить зрительные образы, т. е. показать то, что возникает в фантазии рисующего. Эта гибкость форм выражения и сочинения видимых объектов делает рисование основой развития творческого воображения и фантазии, особенно необходимых кондитерам.

Изобразительная деятельность при изучении курса рисования совершенствует органы чувств, развивает мышление, наблюдательность, воображение, воспитывает творческие способности и эстетический вкус.

Курс рисования в средних профессионально-технических училищах, готовящих кондитеров по выработке тортов и пирожных, является специальным учебным предметом, и его основная цель - приобретение учащимися профессиональных знаний, умений и навыков, а также овладение ведущим элементом изображения - композицией на основе образного мышления.

Занятия рисованием способствуют формированию марксистско-ленинского мировоззрения, вводят в мир прекрасного, богатый эмоциональным восприятием, развивают зрительную память и зрительные представления. Особое место в процессе создания рисунка занимает зрительно-двигательная координация, так как изображение создается от руки на глаз.

В задачи курса рисования для подготовки кондитеров входят:

1) изучение теоретических основ изобразительной грамоты, дающих общие законы выполнения рисунков;

2) развитие пространственного мышления;

3) усвоение композиции, техники рисунка и последовательности его выполнения;

4) ознакомление с понятием формы предмета и основными законами перспективы, с передачей в изображении тоновых и цветовых отношений.

Контрольные вопросы

1. Что изучают в курсе рисования?

2. Что дает человеку изобразительная грамота?

3. Определите цель и задачи предмета "Рисование".

Рисунок - важнейшая область художественного творчества

Окружающий нас мир служит источником художественного творчества. Мировосприятие художника отражается в скульптурном произведении или живописном полотне, орнаментальном украшении изделия или карандашном рисунке.

Первоосновой изобразительного искусства является рисунок - один из самых древних видов художественного творчества. Только средствами рисунка могли выразить свое отношение к окружающей действительности далекие предки современного человека, оставившие после себя творения первобытного искусства в виде наскальных изображений.

Живописец или архитектор, скульптор или художник-прикладник свои творческие задачи решают с помощью рисунка. Являясь вспомогательным средством для живописи или архитектурного проекта, статуи или росписи на ткани, рисунок вместе с тем имеет самостоятельное значение. Величайшие художники эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Тициан и другие отдали особую дань рисунку как важнейшей области художественного творчества.

Каждая последующая эпоха выдвигала перед этой основой изобразительного искусства все новые и новые задачи. Замечательные образцы рисунка оставили выдающиеся живописцы - Рубенс, Рембрандт, Энгр, Иванов, Репин, Врубель, Серов.

Итак, рисунок как самостоятельная область художественного творчества входит в основной раздел графики. Рисунок имеет значение и как средство изучения и познания мира, но все же самой существенной его особенностью, по всей вероятности, следует считать то, что он всегда давал и будет давать как художникам, так и любому человеку, который по роду своей деятельности соприкасается с ним, ничем не заменимую возможность быстро запечатлеть увиденное, зримо показать внезапно возникшую творческую мысль, первоначально выразить художественный или конструкторский замысел.

Художественно-выразительное изображение человека, животных, природы, предметов быта - все во власти рисунка. Рисуют на бумаге, картоне и других материалах в зависимости от поставленных задач. Рисунки отличаются разнообразием техники нанесения на бумагу таких изобразительных средств, как линии, штрихи, тоновые пятна. В одних рисунках доминируют выразительные линии, в других - тон, переданный разнообразными штрихами и заключающий в себе игру света и тени, что создает впечатление объемности и реальности предметов.

До сих пор говорилось о рисунке, связанном с профессиональным творчеством художников. Теперь нужно сказать о роли рисунка в работе кондитера по выработке тортов и пирожных. Разумеется, умение рисовать у кондитера нельзя сравнивать с умением рисовать у профессионального художника, но необходимые навыки изобразительной грамоты, которыми обязан овладеть кондитер, безусловно способствуют решению задач декоративного оформления кондитерских изделий.

При первом взгляде на торт "Киевский", поверхность которого украшена веткой цветущего каштана, может показаться, что никакого рисунка здесь нет. Но оформление изделия привлекает взор удачно найденным символом города Киева (рис. 1). Расположение несколько стилизованной ветки, плавно закругляющейся в едином композиционном строе вместе с круглой поверхностью торта, - это также рисунок, выразительная форма которого смогла появиться благодаря овладению основами изобразительной грамоты мастера-кондитера, ставшего автором художественной отделки изделия. Следовательно, успешно справиться с воплощением творческого замысла автору украшения торта "Киевский" помогло умение рисовать.


Рис. 1

Являясь важнейшей областью художественного творчества, рисунок представляет собой линейное очертание разнообразных форм видимого мира, их взаимосвязь, упорядочение и организацию на плоскости.

Контрольные вопросы

1. Объясните содержание рисунка как средства изучения и познания окружающей действительности.

2. В чем заключается особенность рисунка при художественном оформлении кондитерского изделия?

3. Почему рисунок имеет самостоятельное значение? Когда художники "открыли" самостоятельность этого вида художественного творчества?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: