(цепная, параллельная, смешанная).
Цепная связь – такое сопряжение предложений, при котором каждое последующее предложение (или группа предложений) характеризует в том или ином отношении предшествующее предложение (или группу предложений) и вызывается к жизни этим предшествующим предложением.
Задание: Определите вид связи предложений следующего примера. Какими средствами связи пользуется автор для объединения предложений?
Приплыл по океану из Африки матрос (1).
Малютку-обезъянку он в ящике привез (2).
Малышка вспоминает страну свою Алжир
И утром принимает прохладный рыбий жир(3).
Предложения в данном тексте связаны между собой цепной связью, т. к. первое предложение является тематическим в абзаце (1), в качестве главного (ключевого) слова выступает слово «матрос». Второе предложение (2) является концептуальным, ключевое слово в нем «малютка-обезьянка», а третье (3) – детализирует (дополняет) второе предложение. Отобразим вывод в виде схемы:
Схема 1.
1. ТП
|
|
2. КП
анафора
цепная связь предложений
синонимы
Средством лексической связи первого и второго предложения является анафора: матрос – он; второго и третьего – синонимы: малютка-обезьянка – малышка. Первое и второе предложения содержат одинаковые видовременные формы глаголов: прошедшее время, ед. ч., м. р. – приплыл – привез.
Параллельная связь – это такой вид связи предложений в абзаце, при котором
предмет речи характеризуется с точки зрения разных, но равноправных (не подчиненных друг другу) критериев.
Определим вид связи предложений следующего примера. Какими средствами связи пользуется автор для объединения предложений?
Выпал снег – упал мороз! (1)
Кошка снегом моет нос.(2)
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки. (3) (С. Михалков «Белые стихи»).
Первое предложение образца является тематическим, ключевыми словами являются слова «снег» и «мороз», означающие наступающую зиму. Второе и третье раскрывают содержание первого предложения с разных сторон, связанных общей темой – первого снега, наступившей зимы. В качестве средств связи выступают видовременные формы глаголов: 1-е предл. – прош. время, сов. вид; 2-е и 3-е – наст. время, несов. вид. Изобразим в виде схемы.
Схема 2.
1.
2.
параллельная
формы глаголов связь предложений
3.
Смешанный вид связи – это такой вид связи предложений в абзаце, при котором
цепная и параллельная связь предложений сосуществуют.
Определим вид связи предложений в следующем примере:
У меня печальный вид –
Голова моя болит,
Я чихаю, я охрип (1).
|
|
Что такое? (2)
Это – грипп! (3) (С. Михалков «Грипп»).
Основная мысль в тексте выражена в последнем, третьем предложении, ключевым слово, информемой является слово «грипп». Первое и второе предложения служат для ее раскрытия. Второе и третье предложения связаны цепной связью. Об этом свидетельствует вопросно-ответная реплика, анафора – что – грипп. Первое и третье предложения образуют параллельную связь, так как первое предложение служит раскрытию тематического предложения, не имея явно выраженных синонимичных признаков. Отобразим вывод в виде схемы.
Схема 3.
1.
3.
смешанный
вид связи
параллельная
связь предложений предложений
цепная связь
предложений
Что нужно сделать, чтобы определить вид связи предложений в абзаце?
Памятка определения видов связи предложений в абзаце.
Чтобы определить вид связи предложений в абзаце, необходимо:
- Пронумеровать все предложения в абзаце.
- Найти тематическое (главное) предложение.
- В тематическом предложении найти информему – главное слово или словосочетание, которое детализируется (раскрывается) в остальных предложениях.
- Обозначить в схеме тематическое предложение прямоугольником, в нем обозначить информему кружочком, предложения, раскрывающие информемы, - треугольником.
5. Определить вид связи предложений, исходя из их смыслового наполнения и лексических и грамматических средств связи внутри предложений.