1. Назовите нормативные правовые акты, регулирующие организацию местного самоуправления.
2. Дайте определение понятия местного самоуправления.
3. На каких принципах основана деятельность местного самоуправления?
4. Какие муниципальные образования могут создаваться в соответствии с федеральным законом? Чем отличается городской округ от муниципального округа?
5. Какие вопросы местного значения могут решаться сельскими поселениями, муниципальными районами?
6. Назовите основные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления.
7. Какие органы входят в структуру органов местного самоуправления?
8. Каков порядок формирования представительных органов местного самоуправления?
9. Каким образом и какими полномочиями наделяются глава муниципального образования и глава местной администрации муниципального образования?
10. Назовите основания досрочного прекращения полномочий главы местной администрации муниципального образования.
Библиографический список
Основной
1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. / М. В. Баглай. — 8-е изд., изм. и доп. — Москва: Норма, 2009. — Гл. 26, 27.
2. Козлова, Е. И. Конституционное право России: учеб. / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2008. — Гл. 21, 23.
Дополнительный
1. Конституционное право России: учеб. / А. В. Безруков и др.; отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. — 3-е изд., пересмотр. и доп.— Москва: Норма, 2008. — 543 с.
2. Конституционное право России: учеб. для студентов вузов/ под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 671 с.
3. Конституционное право России: учебник для бакалавров / отв. ред. докт. юрид. наук, проф. И.В. Выдрин — Москва: Юрлитинформ. — 552 с.
ЗАКЛЮЧение
Одна из главных функций любой конституции состоит в устройстве государственной власти, в создании определенной системы ее органов, обеспечивающих эффективную работу всего государственного механизма.
Государство занимает центральное место в сложной структуре политической системы общества. В то же время оно само представляет сложную организацию, состоящую из многих элементов, которые и составляют систему органов государства. В федеративном государстве, каковым является Россия, выделяются два уровня государственной власти — федеральный уровень и уровень государственной власти субъектов РФ. Кроме того, реально существует уровень местной власти, представленный органами местного самоуправления.
В заключение также необходимо отметить, что отрасль конституционного права весьма подвижна, многие его институты и нормы постоянно развиваются и совершенствуются. Значительные изменения произошли, естественно, после принятия поправки к Конституции Российской Федерации в результате всенародного голосования 1 июля 2020 г. Поправки затронули 3 – 8 главы Конституции РФ, произошло перераспределение полномочий высших органов государственной власти РФ – Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания, судов РФ и др.
Задачей каждого юриста, в какой бы отрасли он ни специализировался, должно стать систематическое изучение всех этих изменений, поскольку конституционные нормы обладают высшей юридической силой и являются базой всего законодательства. Конституционное право самым тесным образом связано с другими отраслями права, и многие институты конституционного права находят свое продолжение в других отраслях права — административном, гражданском, уголовном и др.
ОГЛАВЛЕНИЕ
.
Введение………………………………………. | 3 | |
Раздел 1 | Основы теории конституционного права ….. | 4 |
Тема 1 | Конституционное право России как отрасль права ………………………………………….. | 4 |
Тема 2 | Конституция Российской Федерации — основной закон государства …………………… | 13 |
Раздел 2. | Конституционный строй Российской Федерации и его основы …………………………….. | 23 |
Тема 3 | Конституционное закрепление роли государства в системе конституционного строя…….. | 23 |
Тема 4 | Социально-экономические основы конституционного строя Российской Федерации …… | 32 |
Тема 5 | Идеологические и политические основы конституционного строя Российской Федерации.. | 41 |
Раздел 3 | Основы правового статуса личности………... | 51 |
Тема 6 | Конституционные основы правового положения личности………………………………….. | 51 |
Тема 7 | Гражданство Российской Федерации……….. | 62 |
Тема 8 | Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина…………………. | 73 |
Раздел 4 | Федеративное устройство России и система органов власти федеративного государства | 83 |
Тема 9 | Конституционно-правовой статус России как федеративного государства | 83 |
Тема 10 | Субъекты Российской Федерации и их административно-территориальное устройство | 92 |
Тема 11 | Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации …… | 101 |
Раздел 5 | Федеральные органы государственной власти и порядок их формирования (Президент и Федеральное Собрание)……………………… | 112 |
Тема 12 | Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации………………… | 112 |
Тема 13 | Президент Российской Федерации в конституционной системе органов государства … 121 | |
Тема 14 | Федеральное Собрание — Парламент России | 132 |
Тема 15 | Законодательный процесс и статус депутатов в России………………………………………… | 145 |
Раздел 6 | Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура)………… | 160 |
Тема 16 | Правительство Российской Федерации……... | 160 |
Тема 17 | Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации……………………... | 170 |
Тема 18 | Органы прокурорского надзора и Следственного комитета в Российской Федерации……. | 179 |
Раздел 7 | Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления…. | 192 |
Тема 19 | Органы государственной власти субъектов Российской Федерации………………………. | 192 |
Тема 20 | Местное самоуправление в Российской Федерации | 201 |
Заключение | 215 |
[1] «О поэтапной конституционной реформе»: Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400// Собрание актов Президента и Правительства РФ от 27 сентября 1993 г. № 39, ст. 3579.
[2] См. Никитина Е. Особенности и основные этапы становления гражданского общества в России / Е.Никитина //Власть – 2010 – № 12 – С. 145 – 148.
[3] Рос. газ. от 10 марта 1999 г.
[4] См.: История Советской Конституции: сб. док. 1917–1957. М., 1957. С. 44–46.
[5] См. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. – Москва: КНОРУС, 1997. – С. 221.
[6] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. № 21-П
[7] См. Баглай М.В. Конституционное право РФ: учебн. для вузов – М., 2005. С.133
[8] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 13 марта 1992 года по делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года и др. // Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1992-1996 / Отв. ред. Т.Г. Морщакова - М., 1997.- С.524-536); Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-п по делу о проверке конституционности отдельных положений конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Рос. газета от 21.06.2000. и др.
[9] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 6 июля 1999 года по делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ – 1999 - № 29. - Ст.3773.
[10] Подзаконный акт, как правило, принимается на основании, в соответствии и во исполнение конкретного федерального закона, а указы Президента, принятые в соответствии, на основании и во исполнение Конституции РФ, являются самостоятельными правовыми актами и не могут быть подзаконными актами.
[11] В Думе 2007 г. от партии «Единая Россия» были избраны Председатель, первый заместитель и шесть его заместителей и по одному заместителю = от КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России».
[12] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 года по делу о толковании статей 84 (пункт "б"), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 47. - Ст.5787.
[13] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 года по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ - 1995. - № 13.- Ст. 1207.
[14] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 года по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 18. - Ст. 2253.
[15] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 1998 года по делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом РФ, между Государственной Думой и Президентом РФ об обязанности Президента РФ подписать принятый федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ - 1998. - № 16.- Ст. 1879.