В основе либретто - драма М. Метерлннка, бельгийского символиста. Характерные черты символистского, так называемого «статического» метерлинковского театра: внешняя бездейственность драматургии, скрывающая
глубину тончайших переживаний, система поэтических символов-полунамеков, предчувствий, тайны невысказанного. События развиваются в условной сказочной стране Аллемонда, без точного определения времени и места действия. Количество действующих лиц ограничено, их «биографии» не имеют реальной основы, герои -скорее символы, нежели носители конкретных человеческих характеров.
Символика пронизывает все действие оперы: кольцо Мелизанды, падающее в водоем, на краю которого она сидит с Пеллеасом - символ разрушенного брака; ночной мрак, окутывающий Пеллеаеа и Мелизанду при входе в пещеру, куда они идут искать кольцо - символ близкой смерти; потерянный золотой мячик Иньоля -утраченное безмятежное счастье; Голо приводит брата в подземелье, заставляя его заглянуть в бездну - предупреждение о будущей расправе; корабль должен погибнуть в море - смерть Пеллеаеа; нищие, умирающие от голода у входа в подземелье - символ беззащитности и обреченности.
|
|
В опере - слияние, теснейшее взаимопроникновение музыки и слова. У Верлена - музыкальность стихотворения, у Дебюсси - музыкальная декламация прозаического текста Метерлинка. (А. Саймонс: «Дебюсси -Малларме музыки»).
На первом плане - «омузыкаленное слово», как главный носитель драматической идеи. Отсутствуют традиционные оперные структуры (арии, дуэты, ансамбли). Сочинение может быть названо, скорее, разросшейся во времени вокально-симфонической поэмой.
В соответствии с эстетикой символизма музыка также связана с живописью: морской прибой (3 картина I действия), плеск журчащих струй родника (начало П действия) шелест леса (1, 2 картины I действия).
Развернутая система лейтмотивов также глубоко символична. Тема Голо -носительница фатальных жестоких сил, тема Мелизанды - хрупкой, незащищенной женственности,
Символистски-зашифрованный мир образов в «Пеллеасе и Мелизанде» не просто обусловлен сюжетом. Для Дебюсси - это отражение вечных проблем жизни и смерти. (В. Янкелевич: «Пеллеас и Мелизанда» - рассказ в пяти актах о замирании и постепенном рассеивании существования, то есть о приближении небытия»).
Отсюда - очень редкое, своеобразное средство - «тишина как фактор экспрессии» (Дебюсси), ремарки «рр насколько возможно» «рррр», «ослабевая», «теряясь» и т.п., как чисто музыкальное воплощение символистской эстетики тишины, молчания, тайны небытия.
Фортепианная музыка Дебюсси. Камерные вокальные произведения
|
|
Стихия символистских образов, меланхолия ослабевания, затухания, угасания господствует и в фортепианной музыке Дебюсси («Туманы», «Мертвые листья»), в романсах: «Вздохи» из трех поэм Малларме, в романсе «Фонтан», где в соответствии с намерениями Бодлера акцентирован не взлет воды, а ее падение, замирание. Состояние неподвижности, оцепенения - «Канопа», остинато - «Ветер на равнине», заклинающие магически-суггестивные повторения кратких мотивов-символов - «Сады под дождем», «Маска» - также типичны для образности и поэтических приемов символизма.
В прелюдии «Шаги на снегу» за внешней изобразительностью скрывается подтекст, характерный для символистской эстетики: беспредельность пустоты, печаль одиночества Состояние оцепенения, отрешенности, безмолвия выражено в однообразной, монотонной мелодико-ритмической фигуре пьесы.
Иллюстрации:
фрагменты из оперы «Пеллеас и Мелизанда» (1-я и 2-я картины П действия, 1-я и 2-я картины Ш действия); «Шаги на снегу».
Глава VII. Постромантические и предэкспрессионистские тенденции. Творчество Р. Штрауса. «Домашняя симфония» Р. Штрауса