Кружок «Интеллектуально познавательного развития «ЗНАЙКА»
Автор: Скубак И.А.
ст. Староминская
Пояснительная записка.
Что нужно, чтобы ребенок рос любознательным, умным, сообразительным? Чтобы все его возможности могли реализоваться, способности раскрыться? Наш совет: постарайтесь прислушаться к ребенку, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности. Не стремитесь раньше времени втискивать в ребенка школьные премудрости. Ведь перед ним - вся жизнь. А она будет такой сложной и многоплановой, в ней встретится столько неожиданных ситуаций, непредвиденных поворотов! Поэтому главное для ребенка – быть активным, сообразительным, раскрепощенным.
Для того, чтобы развить у ребенка все эти качества, нами был разработан уч. Тем план кружок «Знайка», на основе …………………
|
|
В учебном плане кружка использовала структурирование материала по принципу логарифмической спирали. Благодаря такой структуре один и тот же вид мышления отрабатывается на занятиях многократно. Этот принцип требует, чтобы педагог многократно возвращался с детьми к проработке ранее рассматриваемых проблем, но делал это каждый раз уже на новом, более сложном уровне.
В уч. Тем план представлены игры, направленные на умственное развитие детей-дошкольников. Их можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память и мышление:
- игры, направленные на развитие восприятия, формируют у детей умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина;
- игры, направленные на развитие внимания, формируют у детей умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности;
- игры, направленные на развитие памяти, дают детям возможность с большим или меньшим успехом подбирать средства, облегчающие процесс запоминания.
Развитие мышления детей происходит при условии овладения основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-образное мышление позволяет детям выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Таким образом, дети научатся пользоваться различными схемами и планами, сформируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
Развитие творческих способностей детей развивает воображение и гибкое, нестандартное мышление. Творчество определяет умение выражать свои чувства, представления о мире различными способами, умение направлять свою фантазию и творческие возможности на решение разных задач.
|
|
Однако игра- это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. Играя, ребенок может приобрести новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Целью данного кружка является развитие у детей умения логически мыслить, самостоятельно познавать мир: получать анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выяснять закономерности, конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.
Задачи
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей»;
- формирование умения детей ориентироваться в пространстве;
- формирование воспитания стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание прийти на помощь сверстнику.
- развитие сенсорной культуры;
актуальность данного уч тем пл явл научить ребенка ориент в простр и тд, Вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько верных решений и которые не предполагают жесткой оценки «верно - неверно». Дать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным, и тогда у него появиться уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиться в жизни. Быть успешным в школьном обучении.
При реализации программы используются следующие принципы:
· объективность
· доброжелательность
· активность
· личный интерес
· творческий подход
Методы:
· Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность на занятии; использует художественное слово.
· Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр альбомов, иллюстраций, план – схемы.
· Практические – показ алгоритма действий; использование игровых приемов; музыкальное сопровождение.
Формы работы:
· Занятия проводятся с детьми с завышенными способностями, подгруппой, индивидуально.
Содержание работы | Количество занятий | ||
в неделю | в месяц | в год | |
Занятия по тематическому плану | 1 | 4 | 36 |
-Методика «Нелепицы» (Р.С. Немов)
-Методика «Что лишнее» (Р.С. Немов)
- Тест «Самое непохожее» (Л.А. Венгера)
-Методика «Придумай рассказ» (Р.С. Немов)
-Методика «Запомни рисунки» (Р. С. Немов)
-Методика «Чего не хватает» (Р.С. Немов)
И. Ф. | Возраст | «Нелепицы» | «Что лишнее» | «Самое непохожее» | «Придумай рассказ» | «Запомни рисунки» | «Чего не хватает на этих рисунках» |
Арина Г. | 5 | Очень высокий | высокий | высокий | высокий | высокий | высокий |
Аня Е. | 5 | высокий | высокий | высокий | высокий | высокий | |
Даша К. | 5 | высокий | Очень высокий | высокий | высокий | Очень высокий | высокий |
Вова К. | 5 | Очень высокий | высокий | высокий | высокий | высокий | Очень высокий |
Сережа И. | 5,5 | высокий | высокий | высокий | высокий | Очень высокий | высокий |
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Давайте познакомимся | 1 |
2. | В гостях у лета | 1 |
3. | Наш огород | 1 |
4. | Путешествие по лесу | 1 |
5. | Будем внимательными | 1 |
6. | Лабиринты памяти | 1 |
7. | В гостях у сказки | 1 |
8. | Умницы и умники | 1 |
9. | Мое внимание | 1 |
10. | Учимся запоминать | 1 |
11. | Уборка урожая | 1 |
12. | Транспорт | 1 |
13. | Целое и часть | 1 |
14. | Птицы | 1 |
15. | Зимушка-зима | 1 |
16. | В гостях у Деда Мороза | 1 |
17. | Праздник елки | 1 |
18. | Магазин | 1 |
19. | Животные | 1 |
20. | Логика и мышление | 1 |
21. | Увлекательные схемы | 1 |
22. | Цирковое представление | 1 |
23. | Играем с блоками | 1 |
24. | Поможем Незнайке | 1 |
25. | Наши игрушки | 1 |
26. | Мамин праздник | 1 |
27. | Знакомимся с профессиями | 1 |
28. | Игры с геометрическими фигурами | 1 |
29. | Терем- терем- Теремок | 1 |
30. | Насекомые | 1 |
31. | День рожденья- лучший праздник | 1 |
32. | Времена года | 1 |
33. | Весна-пора посадок и посевов | 1 |
34. | Приглашаем на планету «Знаек» | 1 |
35. | Семья | 1 |
36 | Экскурсия в зоопарк | 1 |
|
|
Перспективный план
Сентябрь
1. | Давайте познакомимся | Учить детей знакомиться друг с другом; правилами поведения на занятиях (игротренинг) | Игры: «Знакомство», «Повторяй за мной», «Я знаю пять…», «Ку-ку». |
2. | В гостях у лета | Развивать у детей способность к быстрому переключению внимания, работать в точности по образцу. Учить детей анализировать, обобщать. | Игра: «Ягоды, грибы, овощи». Игра: «Найди лишнее». Упражнение: «Докрась половину Бабочки». |
3. | Наш огород | Формировать у детей умение анализировать, обобщать, составлять целое из частей. Развивать умение мыслить логически, рассуждать. | Упражнение: «Найди все овощи и раскрась». Игра: «Собери помидор из 4-5 частей». Игра: «Разложи овощи и фрукты в корзину и вазу соответственно». |
4. | Путешествие по лесу | Развивать у детей согласован- ную работу зрения и руки, усидчивость и аккуратность. Упражнять детей в развитии слуховой памяти, объема внимания. | Упражнение «Дорисуй вторую половинку грибка». Игра: «С какого дерева листок?». Игра: «Цепочка» (Грибы). |
Октябрь
1. | Будем внимательными | Развивать умение концентрировать внимание. Формировать умение осуществлять пошаговый самоконтроль; находить закономерности. | Упражнение: «Запомни пять слов». Д-и: «Кубики». |
2. | Лабиринты памяти | Развивать у детей слуховую память: кратковременную и долговременную. Способствовать формированию целостности восприятия. | Упражнение: «Разложи картинки в том же порядке, как я (сказки-6картинок)». Задание: «Из какой сказки пришел этот герой» Задание: «Разукрась принцессу по образцу». |
3. | В гостях у сказки | Развивать зрительную память, долговременную и кратковременную. Учить работать по образцу в точности. Развивать образное и словестно-логическое мышление. | Игра: «Найди такой же». Игра: «Что изменилось». Игра: «Аналогии». |
4. | Умники и умницы | Способствовать развитию умения устанавливать соответствие (по форме и цвету, по количеству и величине). Способствовать развитию у детей зрительного внимания. Учить детей делать простейшие умозаключения. |
|
|
Ноябрь
1. | Веселый художник | Развивать наглядно – действенное мышление. Упражнять детей в развитии концентрации внимания. Развивать у детей воображение и фантазию. | Д/и. «Что перепутал художник». Упражнение «Раскрась вторую половинку картинки точно так же, как раскрашена первая». Упражнение «Дорисуй». |
2. | Учимся запоминать | Развивать способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана схемы. Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности(лист бумаги, страница тетради и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение. | Упражнение: «Найди, кто спрятался». Упражнение: «Внимательные глазки». Упражнение «Исправь Незнайкины картинки». Игра: «Выполни по образцу». |
3. | Уборка урожая | Развивать у детей зрительное восприятие, целостность. Учить детей находить простые закономерности, предмета по заданным свойствам. | Упражнение «Сделай все корзинки одинаковыми». Упражнение «Продолжи ряд» (овощи и фрукты двух размеров и двух цветов). Игра: «Найди овощ по описанию" |
4. | Транспорт | Развивать у детей начальные навыки рисования, моторики, внимательности, аккуратности. Способствовать развитию у детей зрительной памяти, умению концентрировать внимание. | Упражнение: «Раскрась автобус в соответствии с условными знаками» (Геометрическая фигура) Д/и «Транспорт- двойняшки» |
Декабрь
1. | Целое и часть | Развивать у детей наглядно- действенное мышление. Развивать целостность восприятия предметов. Учить восприятию предметов, как совокупности от дельных функциональных деталей, а свойства объекта в целом, как совокупность свойств компонентов. | Игра: «Сложи квадрат (3-4части). Упражнение: «Покажи выпавшие части фигур». Игра: «Сравни». |
2. | Птицы | Учить детей раскрашивать по областям, узнавать изображение. Развивать слуховую память, объем внимания. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. | Упражнение: «Узнай кто прячется в дупле?»(раскраски с секретиком) Упражнение: «Слушай, запоминай, называй»(5-6слов) Игра «Что сначала, что потом» |
3. | Зимушка-зима | Упражнять в умении размышлять и высказываться; сравнивать, обобщать и выделять общие признаки. | Игра «Когда это бывает?» Упражнение «Найди отличия у снеговиков» Игра «Найди лишнее». |
4. | В гостях у Деда Мороза | Учить детей находить предметы с заданным свойством. Развивать целостность восприятия, пространственное мышление, мелкую моторику руки ребенка. | Упражнение «Найди из 5 снегурочек ту, про которую я скажу…» Упражнение 2Сложи игрушки Деда Мороза из 5 частей» Задание «Дорисуй вторую половину елочки» |
Январь
1. | Праздник елки | Учить детей группировать осколки по цвету и составлять из них целое. Закреплять умение ориентироваться на плоскости. Упражнять в умении работать по образцу. | Упражнение «Сложи елочную игрушку из частей». Упражнение «Развесь на елку игрушки так, как я скажу». Упражнение «Дорисуй гирлянду». |
2. | Магазин | Развивать умение классифицировать. Способствовать развитию мышления и активизации речи детей. | Упражнение «Раскрась и игрушки красным цветом, посуду - желтым, обувь - зеленым» Игра: «Узнай товар по описанию и назови магазин, где он продается». |
3. | Животные | Развивать умение анализировать; составлять целое из частей. Способствовать развитию зрительной памяти. | Упражнение «Сложи по образцу». (силуэты медведя и лисички) Игра: «Запомни пары и нарисуй в пустой клетке недостающее». |
4. | Логика и мышление | Развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать, находить сходства и различия, определять последовательность событий; учить отгадывать загадки и составлять свои; дорисовывать недостающие детали. | Упражнение «Кто будет следующим?» Задание «Четыре линии» Задание «Дорисуй домик» «Отгадывание загадок» |
Февраль
1. | Увлекательные схемы | Развивать у детей умение анализировать, синтезировать и сравнивать. Формировать навыки обобщения, классификации. Развивать мелкую моторику. | Игра «Кто где живет» Д/и. «Моя дорога от дома до садика» |
2. | Цирковое представление | Упражнять детей в умении сопоставлять предметы по заданному признаку (узору). Развивать гибкость и глубину ума. Учить узнавать объективность по элементу. | Д/И. «Веселый клоун» Д/И. «Найди пару» Упражнение «Не пропусти профессию» (цирковую) Упражнение «Найди тень клоуна». |
3. | Играем с блоками | Закреплять умение детей группировать и правильно называть блоки. Развивать гибкость и глубину уму; сообразительность. | Игра «Кодирование» Игра «Угощение для медвежат» Игра «Матрицы» |
4. | Поможем Незнайке | Упражнять детей в умении работать в точности со словесной инструкцией взрослого. Развивать словестно- логическое мышление. | Упражнение «Закрась все квадраты, синим, треугольники красным, круги желтым, а остальные фигуры зеленым цветом». Д/и. «Кто кем будет» |
Март
1. | Наши игрушки | Развивать способность к обобщению, выделению общих признаков. Упражнять в умении делать умозаключения. Развивать пространственное воображение и сообразительность. | Упражнение «Какая игрушка лишняя и почему?». Упражнение «Догадайся, где чья игрушка». Упражнение «Переложи две палочки так, чтобы флажок превратился в совочек». |
2. | Мамин праздник | Упражнять в рисовании узора по словесной инструкции. Развивать целостность восприятия, зрительную память (кратковременную и долговременную) | Упражнение «Скатерть самобранка». Игра «Расставь на полке посуду правильно». |
3. | Знакомимся с профессиями | Способствовать развитию у детей мышления. Способствовать расширению кругозора и словарного запаса детей. | Упражнение «Догадайся кто это?»(делает уколы, убирается во дворе….) Игра «Знакомимся с профессиями». Викторина «Айболит». |
4. | Игры с геометрическими фигурами | Упражнять в группировке предметов по признакам. Развивать способность к обобщению. Способствовать развитию воображения и творчества. | Упражнение «Разложи фигуры на 2 множества». Игра «Назови одним словом». Упражнение «Почини сапоги». |
Апрель
1. | Терем-терем- Теремок | Развивать пространственное мышление у детей. Упражнять детей в сравнении предметов, в умении сосредотачиваться и работать по образцу. | Игра «Теремочек». Упражнение «Найди два одинаковых домика». Задание «Построй башню»(из кубиков по образцу). |
2. | Насекомые | Развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи. Способствовать развитию у детей мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. | Упражнение «Посмотри внимательно и найди бабочку, которая появится из этой гусеницы». Викторина «Муха – цокотуха». Игра «Кто из них летает?». |
3. | День рожденья - лучший праздник | Развивать операцию сравнения. Развивать у детей способности делать умозаключения; умения действовать по образцу. | Упражнение «Найди отличие» (подарок). Упражнение «Найди свое место за столом» Упражнение «Разукрасим платочек и подарим маме». |
4. | Времена года | Развивать способность к быстрому переключению внимания. Способствовать развитию слуховой памяти; объема внимания. Учить сравнивать предметы по нескольким признакам, интерпретировать незнакомые объекты по элементу, составлять описательный рассказ о предмете. | Игра «Лето-осень - зима» Игра «Цепочка» (электроприборы) Игра «Когда это бывает?» Вопросы детям: стихотворение Г. Сапгира «Месяц», |
Май
1. | Весна - пора посадок и посевов | Закреплять умение устанавливать взаимосвязи между предметами. Развивать пространственное мышление – упражнять в ориентировке на листе бумаги. | Упражнение «Определи чьи семена» (подсолнух, помидор, пшеница, арбуз, тыква и т.д.) Игра «Огород»(сажать овощи на грядке по ориентировке). |
2. | Приглашаем на планету «Знаек» | Развивать способности к переключению внимания. Развивать слуховое сосредоточение; мелкую моторику. | Игра «Насекомые, птица, зверь». Д/и. «Что делать» П/игра «Слушай слова и двигайся, как договорились». |
3. | Семья | Развивать словестно- логическое мышление и образную память. Учить детей сравнивать по разным признакам. Формировать умение упорядочивать по нарастающим или убывающим признакам. | Игра «Кем был» (животные и птицы) «Чем отличается папа от дедушки» Игра «Разложи по порядку» (девочка-женщина-старушка). Упражнение «Помощники». |
4. | Экскурсия в зоопарк | Закреплять умение ориентироваться по словесному описанию. Развивать у детей операции анализа и синтеза. Учить формулировать вопросы с опорой на карточки- символы. | Д/и. «Танграм»(фигурки животных) Упражнение «Найди клетку слона по моему описанию». Упражнение «Учимся задавать вопросы». |