Составление плана рассказа

— Сказка начинается с названия. Дети, придумайте, о чём или о ком будет ваша сказка. Например, Берёза и клён, или Липа и дуб.

— В каждой сказке есть обязательно вступление. Место, где начинается сказка, время года или время дня, знакомство с главным героем. Например, в сказочном царстве, в лесном государстве, однажды ясным осенним днём налетел сильный, свирепый Ветер, или пришёл грозный, сердитый Холод.

Затем нам нужно завязать сюжет сказки – завязка. Узелок завязали, сказку начинали. Что произошло? Какую тайну должен отгадать наш герой? Например, сильный свирепый ветер унёс матушку–липу на Северный полюс.

Сюжет сказки. Вы рассказываете, какие трудности преодолел главный герой, чтобы спасти близких. Кто ему помогал, а кто мешал, какие загадки загадывали. Например, добрые звери, птицы помогают главному герою, но за помощь он должен отгадать загадки. А злые звери и птицы мешают главному герою, запутывают дорогу.

    Заключение. Главный герой спасает своих близких, и они возвращаются домой.

А в конце сказки звучит концовка. Например, и стали они жить, поживать, да добро наживать. Или, вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.

Часть. Сочинение.

— Дети, я ещё раз повторю план сказки.

План сказки.

ü Название.

ü Вступление: описание места действия, знакомство с героями.

ü Завязка: что произошло, какое горе принёс злодей.

ü Сюжет: преодоление трудностей, решение загадок.

ü Заключение: возвращение героев и концовка.

 

— Дети, волшебство начинаем, сказку сочиняем. Не забывайте, пожалуйста, использовать разные слова, чтобы передать настроение сказки. Например, Сказочный лес радостный или грустный, светлый или мрачный. Главный герой – испуганный или смелый. Злодей – наказан или стал добрым.

    Педагог даёт время, чтобы дети сочини сказку.

— Дети, кто хочет рассказать свою сказку? (рассказы детей).

Дети рассказывают сказку. Педагог помогает строить высказывания. При оценке педагог отмечает: придерживается ли ребёнок плана сказки; живую, образную речь ребёнка; умение последовательно, логически переходить от одной части сказки к другой. Педагог благодарит детей, которые внимательно слушают выступления товарищей.

— Чудесно! Дети, вы замечательные сказочники! Дома сказку мысленно повторите, папе, маме расскажите.

Примечание. Педагог в свободное время предлагает детей рассказать свою сказку и записывает сказку каждого ребёнка. Это позволяет педагогу получить представление о том, придерживается ли ребёнок плана сказки, и насколько богат его словарь.

Желательно, чтобы в группе было печатное издание для родителей, где публиковались интервью, рассказы, сказки, стихи детей.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

По речевому развитию

Для детей старшего дошкольного возраста.

 

Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень».

 

НОД в рамках реализации программного содержания темы «Краски осени».

 

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка.

 

Форма организации коллективной деятельности:

Ø совместная деятельность взрослых и детей.

 

Форма проведения.  Литературная гостиная.

 

Планируемые результаты.

Ø Дети запоминают стихотворение, читают его наизусть.

 

Программное содержание.

Обучающие задачи.

Ø Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении).

Ø Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе осенью.

 

Развивающие задачи.

Ø Развивать слуховое внимание, память детей.

Ø Совершенствовать интонационную выразительность речи. 

Ø Развивать музыкальную отзывчивость на произведения о природе.

 

Воспитательные задачи.

Ø Воспитывать чуткость к художественному слову.

Ø Поощрять желание детей выразительно, с естественными интонациями читать стихотворение.

 

 

Ход деятельности.

Вводная часть.

Дети проходят в библиотеку группы. Здесь размещены картины из серии «Осень».

  — Дети, я приглашаю вас в нашу литературную гостиную. Литературная гостиная – это союз Поэзии, Музыки, Живописи. Тема нашего разговора – Осень. 

— В литературной гостиной мы с вами будем слушать музыку, смотреть картины, читать стихотворения. Вы согласны? (ответы детей)

 

Основная часть.

Дети свободно перемещаются по библиотеке, рассматривают картины. Звучит «Листопад» (музыка Т. Попатенко). По окончанию мелодии педагог предлагает детям занять свободные месте. Дети садятся полукругом на стульчике или на ковёр.

— Дети, какие чувства вызывает у вас эта мелодия? (ответы детей).

— Послушайте стихотворение «Осень», которое написал Иван Алексеевич Белоусов.

Садик мой весёлый,

Где ж твои цветы?

Под дождём осенним

Изменился ты!

Ветер злой, холодный
Листья оборвал,

По дорожкам грязным

Все их разбросал.

Как тебя утешить,

Что тебе сказать?

Жди – весна вернётся,

Зацветёшь опять!

— Дети, садик мой какой? (весёлый).

— Почему садик был весёлый? (Цвели цветы).

— Кто изменил весёлый садик? (Осенний дождь).

Садик мой весёлый,

Где ж твои цветы?

Под дождём осенним
Изменился ты!

— Дети, как вы думаете, почему изменился садик? (ответы детей).

Ветер… злой, холодный
Листья … оборвал,

По дорожкам … грязным

Все их… разбросал.

— Дети, как пытается автор утешить садик? Что ему говорит? (ответы детей).

Жди – весна вернётся,

Зацветёшь опять!

— Дети, вы знаете, что одно и то же слово можно сказать по-разному. Например, слово "Жди". Можно приказать "Жди! Весна вернётся!" (Педагог произносит предложение громче обычного и с утвердительной интонацией).

— Или утешая, ласково "Жди-и-и" (нараспев с утешительной интонацией).

 

 

Весёлые упражнения «Осень».

 

— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог читает стихи и показывает движения, дети выполняют движения.

Садик мой весёлый, Где ж твои цветы? Показать удивление с помощью жестов, мимики: широко открыть глаза, пожать плечами, руки в стороны - вниз.
Под дождём осенним Изменился ты! Пальцы рук к вискам, покачать головой.
Ветер злой, холодный Листья оборвал, Руки вверх, покачивание, влево- вправо, встряхнуть кисти рук.
По дорожкам грязным Все их разбросал. Наклон, руки вниз, покачивание влево – вправо.
Как тебя утешить, Что тебе сказать? Руки прижать к сердцу, пожать плечами, руки в стороны - вниз.
Жди – весна вернётся, Зацветёшь опять! И. Белоусов Руки на пояс, пружинка.

 

— Я сейчас прочту стихотворение Ивана Алексеевича Белоусова «Осень» ещё раз. А вы мне помогайте, произносите слова стихотворения, только без голоса, с помощью артикуляции. Педагог выразительно читает стихотворения.

Садик мой весёлый,

Где ж твои цветы?

Под дождём осенним

Изменился ты!

Ветер злой, холодный
Листья оборвал,

По дорожкам грязным

Все их разбросал.

Как тебя утешить,

Что тебе сказать?

Жди-и-и – весна вернётся,

Зацветёшь опять!

Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором. Первым предложить прочитать стихотворение наизусть тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места, повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: