Введение
Рабочая тетрадь представляет собой сборник электронных отчетных документов, формируемых каждым студентом по результатам дистанционного изучения лекционного курса. Рекомендуется изучить теоретический материал и выполнить краткий конспект, ориентируясь на вопросы для самоконтроля. При изучении лекционного курса рекомендуется использовать литературу из приведённого ниже списка, при необходимости использовать дополнительную литературу, внося её в список источников.
Результаты выполнения лабораторных работ оформляются и сдаются отдельными отчётами в соответствии с расписанием, подготовленным учебным управлением.
Рабочая тетрадь оформляется в форме электронного документа в форматах*.doc (*.docx) и *.pdf.
Внимание!
Лекции, выделенные курсивом, реализуются в дистанционном формате и оформляются в электронной рабочей тетради. Отчеты по остальным лекциям, проведённым ранее в формате аудиторной работы, в данную тетрадь не включаются (повторять или переоформлять эти отчёты не нужно).
|
|
Цель освоения дисциплины «Управление качеством электронных средств» - сформировать у будущего бакалавра знания, умения и навыки, необходимые для формирования следующих компетенций: | ||||
ПК-2: готовность проводить эксперименты по заданной методике, анализировать результаты, составлять обзоры, отчеты; | ||||
ПК-5: готовность осуществлять сбор и анализ исходных данных для расчета и проектирования деталей, узлов и модулей электронных средств. | ||||
В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы знания, умения, навыки | ||||
Знать | ||||
ПК-2 | Знать виды диагностического контроля ЭС; основные методы тестирования ЭС; принципы и методы обеспечения контролепригодности ЭС; основные методы самоконтроля и самотестирования ЭС. | |||
ПК-5 | Знать историю становления менеджмента качества; основные понятия и методы квалиметрии, основные показатели качества применительно к ЭС; иметь представление о методах анализа, моделирования и контроля технологических процессов производства ЭС. Знать стандартные модели управления качеством по ИСО-9000; цели, задачи и функции системы управления качеством. | |||
Уметь | ||||
ПК-2 | Решать задачи синтеза тестов для диагностики ЭС; выбирать методы и технические средства для автоматизированного контроля ТП и параметров ЭС. Характеризовать технологический процесс по критериям точности и стабильности, контролировать ЭС, используя выборочные методы контроля по качественным и количественным признакам. | |||
ПК-5 | Выбирать и применять инструменты качества; определять последовательность использования инструментов качества в зависимости от поставленной цели.
| |||
Владеть | ||||
ПК-2 | Дифференцировать однородную техническую продукцию по качеству с использованием методов квалиметрии; организовывать деятельность в соответствии с основными принципами менеджмента качества по ИСО-9000-2000. Использовать математико-статистический аппарат для обработки результатов экспериментов; интерпретировать полученные результаты | |||
ПК-5 | Прогнозировать контролепригодность и ремонтопригодность ЭС; владеть методами синтеза тестов для диагностического контроля ЭС. | |||
Содержание лекционного курса приведено в таблице.
№ лекции | Источник, Номер раздела, стр. | Объем, часов | Тема лекции (содержание) | ||
Семестр 6 | |||||
1 | [1] c. 6 – 9, [2], п. 2.1, с. 6 – 41 [3] c. 6 – 50 | 2 | Методологические основы управления качеством. Понятие качества, его экономическое и социальное значение. Качество продукции, методы его оценивания, показатели качества Квалиметрия, ее цели и задачи. Количественная оценка показателей качества, методика комплексной оценки качества ЭС. | ||
2 | [1] c. 8 – 10, [3] с. 50 – 63 | 2 | Качество продукции как объект управления. История развития менеджмента качества. Системный подход к решению задач управления качеством: упорядоченность, целостность, иерархичность. Современные организационно-экономические методы управления качеством. | ||
3 | [3] c. 63 – 80 | 2 | Структура и организация систем управления качеством. Разработка систем управления качеством (УК) на этапах проектирования, производства и эксплуатации. Петля качества. Основные этапы управления качеством: планирование, организация выполнения плана, регулирование, учет, контроль, анализ, прогнозирование. Стандартные модели управления качеством по ИСО-9000. Цели, задачи и функции системы управления качеством. Функциональные схемы построения подсистем УК на этапах проектирования, производства и эксплуатации. Принципы проектирования и общие требования к организации системы УК. | ||
4 | [1] c. 10 – 13, [3], п. 5, с. 116 – 126 | 2 | Обеспечение качества ЭС на этапе проектирования. Показатели качества, количественная оценка и способы обеспечения высокого их уровня при проектировании путем повышения контролепригодности изделий. Разработка ТЗ: научно-технический уровень, анализ недостатков аналогов, надежность, метод QFD (развертывание функции качества). Проектирование тестопригодных электронных средств: терминология (надежность, безотказность, ремонтопригодность, тестопригодность, управляемость, наблюдаемость), модели надежности, методы повышения безотказности. | ||
5 | [1] c. 11 – 12, 15 – 18, [2], п. 2.3, с. 50 – 56 | 2 | Контролепригодность и ремонтопригодность электронных средств. Классификация методов контроля, количественная оценка тестопригодности. Методы контроля электронных средств: прямых измерений, электрического копирования, логические, вероятностные, граничное сканирование и др. Методы самоконтроля и самотестирования электронных средств. Практические рекомендации по проектированию тестопригодных схем и контролепригодных конструкций. Разработка конструкторско-технологических решений – контролепригодность конструкций ЭС и технологических процессов их производства: модульный принцип конструирования, способы обеспечения простоты диагностирования работоспособности ЭС. | ||
6 | [1] с. 18 – 20, [2], п. 2.4, с. 56 – 62 [3], п. 4.1 –4.9, 4.15 – 4.16 с. 81 – 101, с. 110 –116 | 2 | Технический контроль ЭС. Показатели качества технологического процесса: точность, стабильность, надежность, экономичность, производительность и их количественные оценки. Производственные погрешности, их классификация и анализ. Источники производственной погрешности. Организация технического контроля. Контроль и испытания электронных средств. | ||
7 | [1] с. 20 – 23, [2], п. 2.5, с. 62 – 69, [3], п. 4.13, с. 105 – 109 | 2 | Качество технологического процесса. Математико-статистические методы выборочного контроля. Электрический контроль электронных узлов и средств. Статистическое регулирование качества. Исследование технологических с помощью кривых распределения, точностные диаграммы. Техника контрольных карт (карт Шухарта). | ||
8 | [3], п. 4.10 – 4.12, 5.1 – 5.9 с. 101 – 105, 116 – 122. [1], с. 25 – 26. | 2 | Моделирование и оптимизация технологических процессов. Инструменты контроля качества. Стратификация данных, диаграмма Парето, причинно-следственная диаграмма. Этапы активного эксперимента: анализ влияния параметров процесса на качество продукции, определение математической модели, интерпретация модели, оптимизация. Методы оптимизации ТП: симплексный метод, метод градиента, крутого восхождения (метод Бокса-Уилсона). | ||
9 | [1], с. 26 – 28, [7], п. 6, с. 55 – 63 | 2 | Автоматизированные системы контроля и управления качеством ЭС. Цели, структура, поддержка автоматизированных систем УК (методическая, инструментальная, программная, организационная), эффективность применения. Структурные схемы автоматизированной системы управления качеством ЭС на различных иерархических уровнях их производства (участок, цех, предприятие). | ||
Всего за семестр: | 18 | ||||
Итого:
| 18 |
1 Лекция №1 «Методологические основы управления качеством»
Вопросы для самоконтроля.
1. Что такое качество электронных средств?
2. На каких стадиях жизненного цикла изделия осуществляется управление качеством?
3. В чем проявляется противоречивость качества как объекта управления?
4. Какой уровень качества является оптимальным?
5. Как называется система показателей для оценки качества?
6. Приведите формулу для количественной оценки качества в форме средневзвешенного арифметического.
7. Приведите формулу для количественной оценки качества в форме средневзвешенного геометрического.
|
|
8. Приведите формулу для количественной оценки качества в форме средневзвешенного гармонического.
9. Приведите алгоритм комплексной оценки качества изделия.
10. В чем сущность метода декомпозиции при оценке качества изделий?
2 Лекция №2 «Качество продукции как объект управления»