Варианты определения понятия «инновация»

 

 

После анализа и обобщения приведенных в таблице определений можно сделать следующие выводы.

1. Бесконечное число конкретных ситуаций по переходу объектов, систем, предприятий, общества в целом из одного состояния в другое, более совершенное и предполагающее нововведения, допускает возможность бесконечного числа формулировок и определений. Приведенные выше формулировки отражают те проблемы, с которыми сталкивались авторы.

2. Переход в более совершенное состояние предполагает внедрение и реализацию новшеств – новых средств, способов, продуктов, методов, технологий, которые необходимо придумать, разработать, изобрести.

3. Инновация как реализованная совокупность новых знаний должна иметь практическое применение и давать эффект в соответствующих областях.

4. В зависимости от объекта и предмета исследования инновации рассматриваются как результат (И.Т. Балабанов, Г.Я. Гольдштейн, С.Д. Ильенкова, Л.В. Канторович, В.Г. Медынский, Р.А. Фатхутдинов), как изменение (Ф. Валента, Л. Волдачек, Дж. Шумпетер) и как процесс (Т. Брайан, С.В. Валдайцев, В. Раппопорт, К. Пасс, Б. Лоус, Э. Пендлтон, Л. Чедвик, Б. Санто, Г.М. Гвишиани).

 

В настоящее время существует международный стандарт понятия «инновации» как вполне определенной управленческой категории. Он содержится в документах, известных под названиями «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло» (приняты на конференциях в соответствующих городах). Понятия инновации, принятого в этих документах, придерживаются большинство теоретиков и практиков в области управления. Именно оно взято за основу и при выработке нормативно‑правовой базы по инновациям в России, при разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности. Согласно международному стандарту, инновация (нововведение) – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

 

 

Российскими официальными терминами по инновации являются термины, используемые в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. Такими терминами являются:

• «инновация (нововведение)» – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;

• «инновационная деятельность» – процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно‑технических достижений в новом или усовершенствованном продукте, реализуемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки;

• «государственная инновационная политика» – определение органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов;

• «инновационный потенциал» (государства, отрасли, организации) совокупность различных видов ресурсов (включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно‑технические и др.), необходимых для осуществления инновационной деятельности;

• «инновационная сфера» – область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций;

• «инновационная инфраструктура» – организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно‑технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно‑деловые центры и другие специализированные организации);

• «инновационная программа» (федеральная, межгосударственная, отраслевая) комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологии).

 

Инновационная деятельность охватывает весь инновационный процесс – начиная с появления идеи и заканчивая внедрением и распространением продукта. Таким образом, инновационная деятельность – это вид деятельности, связанный с получением и трансформацией результатов научных исследований и разработок либо иных научно‑технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в производстве с получением соответствующего эффекта. При таком подходе инновацию можно назвать также инновационным продуктом или продуктом инновационной деятельности.

Близко к понятию «инновационная деятельность» понятие «инновационный процесс». Инновационный процесс представляет собой процесс создания, внедрения и распространения нововведений (инноваций). В общем виде схема инновационного процесса может быть представлена в виде ряда этапов с получением следующих основных результатов:

1) получение новшества, т.е. оформленных результатов законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно‑конструкторских разработок, иных научно‑технических результатов;

2) внедрение новшеств в продукт, технологию или услугу, т.е. нововведение или инновация;

3) распространение инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях.

Отметим, что диффузия инновации – это процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между участниками социальной системы во времени.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: