История Всероссийского детского центра «Орленок»

 

1957 год - С.А. Шмаковым были разработаны проект и кон­цепция пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок».

1959 год - 27 марта Совет Министров РСФСР принял Поста­новление № 494 «О строительстве в Краснодарском крае пи­онерского лагеря». Было выделено 211 гектаров земли, про­тяженностью вдоль моря около 3-х километров. Авторы архи­тектурного комплекса «Орлёнок» Л. Ю. Гальперин, Г А. Хитаров, Л. Ш. Глаголов, М. Л. Файнберг, В. Б. Фабрицкий, кон­структор И. З. Кауфман.

9 апреля Краснодарский Краевой комитет ВЛКСМ объявил строительство «Орленка» ударной комсомольской стройкой.

15 апреля Приказом № 302 Министерства здравоохранения РСФСР была утверждена Дирекция строящегося пионерского лагеря санаторного типа «Орленок».

1960 год - 25 июня сдана первая очередь палаточного лагеря на 480 мест.

12 июля открыт лагерь «Солнечный». Первая и единственная лагерная смена, которая длилась 45 дней, приняла 520 детей из 37 областей Советского Союза в 21 пионерский отряд. Обслуживало лагерь всего 90 сотрудников, многие из них приехали в «Орленок» по направлению ЦК ВЛКСМ из Всесоюзного пионерского лагеря «Артек».

      1962 год - Впервые на смену приехали 50 представителей коммунарского движения, в том числе из знаменитой Ленинградской Коммуны юных фрунзенцев под руководством выдающегося педагога И.П. Иванова. На этой смене зародились первые традиции «Орленка» и коллективно-творческие дела. В этом же году в лагере отдыхал 11-летний Толя Карпов (будущий Чемпион мира по шахматам).

      1963 год - После удачного опыта в предыдущем году в «Ор­ленке» прошел первый Всесоюзный Сбор юных коммунаров.

Вожатый дружины «Солнечная» и будущий главный врач «Ор­ленка» Сергей Сафонов написал вечерний орлятский стих, под который и поныне завершается орлятский день:

День отшумел, и, ночью объятый

Лагерь зовет ко сну

Доброй вам ночи, ребята-орлята,

Доброй вам ночи, девчата-орлята,

Доброй вам ночи, вожатые наши.

Завтра нам снова в путь.

 

      1964 год - В этот год видный педагог «Орленка» Олег Семено­вич Газман возглавляет лагерь «Солнечный», затем становит­ся первым директором орлятской школы, занимая при этом одновременно и должность заместителя начальника лагеря по воспитательной части.

      1965 год - В январе впервые состоялся Всесоюзный сбор ор­лят в Москве, положивший начало традиции орлятских встреч.

1977 год - Прошли Всероссийский слет юных натуралистов, Всероссийский сбор юных техников, четвертый Всерос­сийский слет юных друзей пожарных дружин и Всесоюзный праздник творчества школьников, посвящённый 60-летию Великого Октября.

Во время Всероссийского фестиваля художественной само­деятельности школьников впервые прозвучала песня компо­зитора Юрия Чичкова «Орлята России», ставшая «визиткой» «Орленка».

2010 год - ВДЦ «Орленок» в течение 7-й смены отпраздновал свое 50-летие.

2014 год - ВДЦ «Орленок» принял участие в эстафете Олим­пийского огня Зимней Олимпиады 2014. Юные участники пронесли олимпийский огонь, прошли с ним по территории лагеря, а также передали участок эстафеты.

 

  ТРАДИЦИИ И ЗАКОНЫ «ОРЛЕНКА»

С первых минут пребывания ребенка в лагере вожатый дает информацию о том месте, куда он приехал, о природно-кли­матических особенностях, о правах, обязанностях и условиях проживания, педагог постепенно вводит подростка в особый мир «Орленка», значимую часть которого занимают законы и традиции лагеря.

Что представляют собой эти законы и традиции? Как знако­мить с ними детей? Каким образом данный способ приобще­ния подростков к ценностям «Орленка», установления опре­деленных взаимоотношений в коллективе, предъявления требований (коими, собственно и являются законы и тради­ции) использовать в своей работе с детьми? Возможно, здесь вы найдете ответы на эти и другие вопросы.

С первых лет существования лагеря в коллективе детей, во­жатых, сотрудников стала царить особая орлятская атмосфе­ра. Самые лучшие образцы человеческих отношений, твор­чество, искренность - все это вбирал в себя «Орленок». Со всех концов страны приезжали в лагерь ребята и взрослые и оставляли здесь лучшее, что знали, умели и придумали.

Изначально, возможно, ни дети, ни взрослые Центра не ду­мали о законах и традициях как таковых. В течение смены, по мере развития коллектива, между ребятами, между деть­ми и взрослыми устанавливались определенные отношения, усложнялись определенные требования, предъявляемые друг к другу и к себе. В каждом отдельном отряде (в спорах у вечернего костра, в ходе подготовки и проведения интересных дел или обсуждения собственных неудач и ошибок) негласно рождались свои, необходимые для жизни в сообществе правила, нормы, заповеди, соблюдение которых было необходимо для совместной жизнедеятельности. На основе этих правил рождались традиции. Многие из них зависели от профиля отряда, от видов деятельности, которыми занимались ребята, от возраста самих детей. Лучшие из традиций ребятам следующих смен передавали вожатые. И если вновь приехавшие дети принимали эти традиции, они становились нормой их жизни. Они помогали проявляться творчеству «орлят», заставляли их думать и размышлять, ставили их в положение настоящих хозяев лагеря.

Так рождались традиции и законы лагеря, нормы и правила жизни для всех его жителей... Приходили и уходили. А вот некоторые закрепились в лагере прочно и существуют вопреки годам и сменяющимся догмам.

Но, возможно, появление законов и традиций связано с другой причиной, и жизнестойкость их можно объяснить тем, что они помогают педагогам Центра продуктивно решать воспитательные задачи.

Каждый год в «Орленок» приезжают несколько тысяч детей и подростков со всей страны.

Каждый подросток, приезжающий в «Орленок», наделяется определенными правами и обязанностями. Среди последних есть обязанность не причинять вред зеленым насаждениям Центра, запрет в одиночестве ходить на море и т.д. Педагог обязан познакомить детей с тем, на что они имеют право и что обязаны делать (или не делать). А как сделать так, чтобы ре­бенок действительно понял и принял то, что от него требуют, чтобы выполнение требований не было только лишь прину­дительной обязанностью, а стало нормой жизни? Возможно, именно поэтому и для этого вожатыми был придуман столь эффективный педагогический прием, способ работы с деть­ми и подростками, как законы и традиции лагеря.

Первой следует назвать традицию доброго отношения к лю­дям, так как именно она является основой всех законов и тради­ций лагеря. Мы помогаем ребятам стать и быть лидерами, гово­рим о формировании активной жизненной позиции, которая учит человека преобразовывать мир и самого себя в лучшую сторону.

Доброе отношение к людям - это:

• готовность дарить улыбки, добрые слова всем, кто тебя окружает;

• готовность что-то сделать для радости другого человека;

• готовность не быть равнодушным, не пройти мимо чело­века, которому необходима помощь;

• готовность радоваться успеху и достижениям друга;

• готовность понять другого человека, принять его таким, какой он есть.

 

Традиция доброго, уважительного отношения к людям, старших к младшим, младших к старшим лучше всего выражена в девизе «Нести радость людям!», а реализовать ее, воплотить в жизнь можно множеством добрых дел и поступков.

Одним из способов выражения доброго отношения к людям является ритуал приветствия. Очень часто, идя по лагерю, можно услышать, как ребята того или иного отряда хором де­кламируют «Добрый день!», тем самым оказывая внимание людям, идущим навстречу.

 

Правда, хотелось бы предостеречь вожатых от чрез­мерного увлечения такой формой приветствия и использовать ее только в тех случаях, когда навстречу попадается другой отряд или большая группа людей. В остальных же случаях, думается, будет правильно, если дети индивидуально будут приветствовать прохо­дящих.

И обязательно нужно предупреждать ребят о том, что, нахо­дясь на территории лагеря, но не с отрядом и без вожатого и встре­чая незнакомых людей, нужно не забывать приветствовать их.

 

Традиция внимания и традиция сюрпризов также являют­ся составными частями традиции доброго отношения к лю­дям. Суть их заключается в том, чтобы:

· заботиться о своих друзьях, прийти на помощь в трудной ситуации или вместе порадоваться успеху;

· делать им приятные сюрпризы по любому поводу (будь то начало нового дня, победа в каком-либо конкурсе, празд­ник, день рождения и пр.);

· мальчикам ухаживать за девочками, как истинным джентльменам, а девочкам в нужные моменты помогать мальчикам.

Итак, жизнь в лагере начинается с нехитрой науки: научиться говорить человеку: «Доброе утро!» не по обязанности, а с ис­кренним желанием, чтобы день для всех был добрым и ра­достным; делать приятные сюрпризы; помогать человеку в трудный момент и многого другого.

Традиция доброго отношения к песне заключается в уважительном, бережном отношении к песне и музыке и означает:

• знание песни, которая исполняется, и уважение к людям, ее написавшим;

• умение дослушать и допеть песню до конца, не прерывая ее;

• умение сохранить лучшие, любимые песни и передать их другим;

• тактичное отношение к содержанию и характеру песни, знание места и времени для исполнения каждой песни;

• умение петь, не стараясь перекричать друг друга, не на­чинать песню, если ее не знаешь.

Эта прекрасная традиция «Орленка» стала неотъемлемой ча­стью жизни отрядов, лагерей и всего Центра. Ребята сдела­ли песню своим помощником, и она очень органично вошла в жизнь «Орленка». Все дела в лагере начинаются и заканчи­ваются песней. Ни один сбор, «огонек», разговор не обходит­ся без песни. Так было всегда.

В «Орленке» к песне относятся, как к другу, а друж­ба - это уважение и понимание. Вот почему пес­ню никогда не перебивают разговорами, поют негромко. Задумчиво или весело и задорно - в зави­симости от характера песни, положив руки на пле­чи товарищей, сидя у костра или став в орлятский круг и чуть покачиваясь в такт мелодии... Поют, прислушиваясь к гармо­нии песни и радуясь встрече и с песней, и с новыми друзьями.

В «Орленке» знают и поют много песен. Песни здесь отвечают настроению. Среди великого их множества есть песни радости, победы, песни ти­хие, задумчивые, песни легкой, светлой грусти... Ребята находят в песнях ответы на жизненные во­просы о любви, дружбе и о самих себе.

 

Традиция вечернего «огонька» с целым комплексом со­ставных компонентов (вечерняя речёвка, орлятский круг, вечерняя песня) способствует достижению педагогических задач: воспитанию гражданских качеств личности, приоб­ретению ребенком знаний, умений и навыков анализа собственных действий и деятельности всего коллектива, разви­тию умений, навыков коммуникативного общения и т.д.

Когда-то давно, в начале 60-х годов, в «Орленок» приехали ребята-ленинградцы из Фрунзенской коммуны. Именно они положили начало ежевечерним сборам - разговорам у ко­стра. Ребята собирались, чтобы обсудить, как прошел день, что нового, доброго и полезного он принес отряду. С первых «огоньков» было принято условие: всегда быть искренними, доброжелательными и честными в разговоре.

 

На вечернем «огоньке» анализируют прожитый день, обсуждают работу дежурных командиров, органов самоуправления. На «огоньке» идут самые важные разговоры об отрядных делах, трудностях, конфликтах. Здесь строят планы на будущее, оценивают себя, свою работу, размышляют о чем-то интересном. На «огоньке» мечтают, спорят, поют самые дорогие, любимые песни.

Традиции орлятского круга и вечерней речевки являются составными частями вечернего «огонька», но мы выделяем их в отдельные традиции.

Мы отыщем руку друга

Всюду, где бы ни был друг.

Цветом солнечного круга

Пусть цветет орлятский круг.

В. Чижов

 

 

Орлятский круг - символ душевного уюта. Ценность и смысл орлятского круга вожатые объясняют ребятам на одном из первых вечерних «огоньков», поскольку орлятский круг име­ет принципиально важное значение на вечернем «огоньке». Именно «огонек» укрепляет традицию орлятского круга, при­дает ему высокое нравственное значение.

В «Орленке» встают в орлятский круг, чтобы поговорить, сказать друг другу что-то сокровенное, очень важное. И самое главное - именно круг дает возможность не обойти вниманием ни одного человека из отряда.

Органичным дополнением вечернего «огонька» является ве­черняя речевка.

...На море и лагерь опускается темная кавказская ночь. За­вершились важные дела, отшумели споры, прошли вечерние «огоньки»... Положив руки на плечи друг другу, стоят в орлятском круге мальчишки и девчонки, и тихо летят к звездам сло­ва речёвки:

День отшумел, и ночью объятый Лагерь зовет уснуть.

Доброй вам ночи, девчата-«орлята»!

Доброй вам ночи, ребята-«орлята»!

Завтра нам снова в путь.

Впервые эта вечерняя речевка появилась в 1963 году. Ее ав­тор - вожатый дружины «Солнечная» Сергей Сафонов, впо­следствии главный врач «Орленка». Он сочинил ее для своего отряда. Через несколько дней речёвку подхватили и полю­били ребята всей дружины. А вожатые передали ее ребятам следующих смен. И живет она в лагере до сих пор, любимая всеми.

Традиция орлятской чести - одна из самых важных и наи­более значимых орлятских традиций.

По существу, она выражается в ритуале присвоения звания «Орленок» и вручения ребятам орлятских значков, в предва­рительной работе вожатого.

«Орлят» по стране очень много - взрослых и маленьких, имев­ших и имеющих отношение к лагерю. И нет ничего дороже для «орлят», чем значок с изображением мальчишки, давшего имя нашему лагерю. Его можно рассматривать как символ принадлежности к смелым бесстрашным людям.

В первые годы «орлятам» вручали значок, на котором был изо­бражен парящий в небе орел на фоне гор и лучей восходящего солнца, а с 1964 года ребята получили новый значок, выполнен­ный по эскизу художника Бориса Стариса. И сегодня с орлятского значка смотрит на нас смелый и гордый парнишка в крас­нозвездной буденовке. Орлятский значок вручается на про­щальном отрядном «огоньке» тем ребятам, чьи дела и поступки служили примером для других, кто помогал создавать в лагере интересную жизнь, кто был верным и преданным другом. Ор­лятский значок вручается только однажды и на всю жизнь как знак принадлежности к славному и дружному племени «орлят».

Это не только награда за хорошие дела, но и залог будущих успехов.

Посвящение в «орлята» - заключительный и самый торжествен­ный момент в отрядной жизни. Этот ритуал создается в каждом конкретном отряде и может иметь множество вариантов.

Значок орлятский - он не для награды,

Его вручают в жизни только раз.

На последнем «огоньке» отрядном

 Без суеты, без шума, без прикрас.

Только раз - за дела и за мысли,

Только раз - за дерзанье и смелость,

Только раз, чтоб в дальнейшей жизни Ты хранил нашей дружбе верность...

О. Миронец

 

Законы «Орленка» тесно связаны с традициями. Они издавна существуют в лагере, их передают из поколения в поколение, и отличаются они лишь тем, что законы мы принимаем с ребятами как неукоснительный свод правил и норм жизни (это равносильно предъявлению требований), а к традициям вос­питываем доброе отношение... Традиции более гибки, к ним ребенок приходит постепенно, последовательно, целым ря­дом открытий для себя в поведении взрослых, в общей ат­мосфере лагеря, во взаимодействии с ребятами, вожатыми и сотрудниками Центра.

Существующих и действующих законов в лагере пять, и каж­дый имеет свое обоснование.

Закон «ноль-ноль» гласит: время в «Орленке» дорого. Ребята собрались всего (!) на одну сме­ну дни которой стремительны и скоротечны, а так много за это время надо успеть: отдохнуть, нау­читься новому, обменяться опытом, найти друзей и единомышленников. Поэтому необходимо ценить каждую секунду. Каждое дело должно начинаться в точно назначен­ный срок, а заставлять себя ждать - значит отнимать у своих друзей драгоценные минуты познания нового, отнимать ин­тересные дела, интересное общение, да и просто хорошее настроение. Особый напряженный ритм, радостный темп жизни, когда каждая минута - с пользой, искренность и дове­рие между ребятами и вожатыми давно стали необходимы­ми и важными для жизни лагеря. И закон «ноль-ноль» озна­чает точность не только во времени, но и точность в словах, обещаниях, в исполнении поручений. Выполнение его очень полезно не только в «Орленке», но и во взрослой, самостоя­тельной жизни. Соблюдение закона помогает стать людьми обязательными, ответственными и не подводить друзей, то­варищей, коллег

В «Орленке» время дорого: все, что не успел сделать, сказать, увидеть - потом уже не вернешь...

Закон территории, с одной стороны, включает в себя тер­риториальные ограничения: детям нельзя выходить за тер­риторию ВДЦ «Орленок» без сопровождения взрослых и без специального разрешения (и это немаловажно), поскольку именно взрослые отвечают за жизнь и здоровье детей, их безопасность.

С другой стороны, закон территории гласит: будь хозяином своей территории (отрядного места, лагеря, Центра), отно­сись к ней бережно, как к дому. Настоящий хозяин всегда дер­жит свой дом в порядке.

И еще помни, что рядом живут твои друзья и сверстники, ведь одну территорию лагеря занимают несколько отрядов. И ты должен заботиться о том, чтобы не мешать живущим рядом.

Кроме того, в «Орленке» и у каждого детского лагеря есть своя территория, поэтому заходить на чужую территорию можно только с разрешения хозяев. А уж если вы случайно по­пали в другой детский лагерь или отряд, то должны не мешать никому громкими разговорами, смехом, шумом, хлопаньем дверей и т.д. Будьте добрыми соседями! «Как прекрасен этот мир! Посмотри...» «Орленок» располо­жен в одном из самых благоприятных уголков России, его не случайно называют одним из самых зеленых лагерей страны.

                Закон зелени напоминает каждому новому чело­веку в Центре, что красота лагеря, его удивитель­ное природное разнообразие, палитра цветочных красок и запахов - все это не только дар природы, но и результат труда многих и многих людей, в том числе и «орлят» разных поколений. Все это надо беречь и при­умножать в знак благодарности первым строителям лагеря, людям, участвовавшим в создании зеленой оздоровительной зоны «Орленка».

Закон зелени - это уважение к самой природе. Озеленение лагеря - кропотливое, трудоемкое дело. Гораздо проще обо­рвать, чем вырастить. И поэтому закон зелени категорически запрещает рвать зелень на территории «Орленка». За один год более 16 тысяч ребят получают путевки и отдыхают в Цен­тре. Даже если сорвать лишь по одной веточке - цветущий лагерь превратится в пустыню. Чтобы этого не произошло, и существует закон зелени.

 

Выполнение этого закона помогает ребятам стать настоящими друзьями природы, людьми заботливыми и хозяйственными.

 

Закон поднятой правой руки учит уважать человеческое слово, человеческую мысль. В «Орленке» это очень значимо. Разговоры, споры, обсуждения - важная часть орлятской жизни. Если человек поднимает руку, гласит закон поднятой руки, ему необходимо сообщить что-то нужное людям. У этого закона есть любопытная легенда, которая объясняет зна­чимость такого простого жеста, как поднятая рука.

В древние времена враждовали между собой соседству­ющие племена. Конца вражде не было видно, а силы уже иссякли. Тогда старый мудрый человек одного из племен, убеленный сединами, наученный суровой жизнью, решил положить конец междоусобице. Он отправился в стан врага с гордо поднятой седой головой и поднятой кверху рукой, выставляя открытую ладонь на обозрение противнику. Надо заметить, что самым большим позором для воинов того времени была рана на ладони. Она означала, что воин за­щищался, оборонялся, прикрывался руками от нападающе­го вместо того, чтобы смело и напористо врываться в гущу боя. Старый воин сознательно обрекал себя на позор, вы­ставляя ладонь для удара. Но, ни одна стрела не вылетела из стана противника. Там осознали: поднятая рука старика означает что-то крайне важное, с чем он идет к противни­ку. Старик сумел заключить перемирие, добиться тишины и спокойствия. А жест поднятой руки с открытой ладонью стал означать: «Прошу меня выслушать».

Важный и необходимый для лагеря закон моря, пожалуй, труднее всего объясняется детям и принимается ими, поскольку притягательность моря удивительна. Нелегко найти человека, который, встретившись с морем, не захотел бы потрогать его рукой, пройтись по берегу босиком, окунуться в теплые морские воды. Море манит к себе самых разных людей. Особенно трудно преодолеть это притяжение тем, кто увидел его впервые.

И все-таки закон моря обязывает относиться к нему с уваже­нием, без лихачества. Море бывает не только красивым и ла­сковым. Оно бывает суровым и коварным. Подходить к морю и заходить в море можно только с отрядом, группой и только с взрослым человеком. Купаться в море можно только в присутствии вожатого, медицинского работ­ника, инструктора по спорту и только в определенном месте и в определенное время.

Море не прощает беззаботности и неосторожности, поэтому строгий закон моря (правила поведения на берегу и в воде) ребята должны принимать без обсуждения, понимая, как это важно и как это нужно: незыблемо и неумолимо выполнять его.

Подводя итоги вышесказанному, еще раз обращаем ваше внимание на то, какие традиции и законы на сегодняшний день существуют в «Орленке».

 

ТРАДИЦИИ ЛАГЕРЯ:

· традиция доброго отношения к людям;

· традиция доброго отношения к песне;

· традиция вечернего «огонька» и вечерней речевки;

· традиция орлятского круга;

· традиция орлятской чести.

 

 

ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ:

• закон «ноль-ноль» (закон точности);

• закон территории;

• закон зелени;

• закон поднятой правой руки;

• закон моря.

Не следует смешивать законы и традиции лагеря с правилами сбо­ра: свободного микрофона, скрещенных рук, блокнота и ручки, идей, двух минут на шум (размышление и обсуждение), аплодис­ментов.

 

Для того чтобы дети приняли законы и традиции лагеря и, са­мое главное, выполняли их, необходимо провести хорошую работу в начале смены. Каждый вожатый должен ответить на вопрос: как знакомить детей с ныне существующими закона­ми и традициями?

Вариантов много, и все зависит от творчества вожатого. Но в любом случае эта работа должна начинаться в оргпериод, в первые дни и часы пребывания ребенка в лагере. И чем раньше начать эту работу, тем больше гарантия успеха.

 

Формы знакомства с законами и традициями могут быть са­мые разнообразные. Главное, чтобы детям не скучно было слушать вожатого, чтобы, узнав законы и традиции, они осоз­нали их и захотели выполнять.

Для вновь приехавших детей подготовьте небольшие сюрпризы: красиво оформленные визитки, слова приветствия в отрядном уголке (возле спальных комнат, на отрядном месте), маленькие подарки-«сюрпризки» под подушками и т.д. Так начнется знакомство детей с традицией доброго отношения к людям.

Чтобы ребятам было легче понять и принять закон территории, прочитайте вместе с ними, например, «Маленького принца»

Антуана де Сент-Экзюпери.

Если вы решите написать законы и традиции в отрядном уголке, по­думайте над их четкой, краткой формулировкой. Есть даже четверо­стишия, но в погоне за оригинальностью постарайтесь не потерять основной смысл того или иного закона или традиции.

Существующие в лагере законы и традиции могут изменяться с течением времени. Это не есть что-то постоянное и зако­стенелое, эти нормы и правила жизни были выработаны пре­дыдущими поколениями. А что ценно станет для вас и вашего отряда в каждой конкретной смене? Вместе с ребятами вы можете обсуждать уже имеющиеся законы и традиции, до­полнять их, изменять, может быть, выработать что-то свое, необходимое только вашему отряду.

Например, вот к какой Декларации пришли ребята и вожа­тые одного из отрядов в ходе совместного обсуждения норм и правил жизни в лагере:

Декларация от «Звездного», 1993 г.

«Мы, нижеподписавшиеся жители отряда, обязуемся строго чтить:

1. Законы и традиции «Орленка», укоренившиеся в лагере.

2. Заповеди, сложившиеся в отряде:

• встал утром - приведи в порядок свое тело, место житель­ства и не забудь про мысли, они в этом очень нуждаются;

• если ты не сделал ни одного доброго дела, считай, что день прожил зря;

• относись к людям так же, как хотел бы, чтобы относились к тебе;

• всякий уважающий себя мужчина действует по- джентльменски по отношению ко всем дамам независимо отвозраста;

• всякий дом хозяином держится;

• с достоинством носи орлятскую форму, тебе предостав­ляется эта возможность только один раз в жизни;

• не устраивай спортивную площадку в комнате и холле;

• любая мебель отряда, лагеря - историческая реликвия;

• чтобы был всегда здоров и вожатый тобой гордился, будь любезен «к режиму дня с уважением относиться!»

А каким же образом понять, насколько хорошо дети усвоили законы и традиции лагеря?

Прежде всего, выполнение детьми принятых законов четко видно в повседневной жизни в ходе простого наблюдения. Опаздывают ребята на отрядные дела, долго заставляют ждать друг друга - придется еще раз поработать над законом «ноль-ноль»; шумят, не замечая ребят из соседнего отряда, мешают им работать - необходимо уточнить закон террито­рии и т.д.

Можно в конце организационного периода провести игру по станциям, на одной из которых ребята смогли бы блеснуть знаниями о тех законах и традициях, с которыми недавно по­знакомились. А может, это будет коллективно-творческое

дело, которое всем придется по душе. Может получиться и так, что кто-то из ребят придумает красивую легенду о том, как появился в «Орленке» тот или иной закон или традиция (на примере легенды о законе поднятой правой руки).

Но самое главное - если вы хотите, чтобы ваши дети вы­полняли законы и традиции лагеря, постарайтесь сами следовать им, ведь в воспитательной работе личный пример вожатого имеет очень большое значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: