Сборник дидактических материалов по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста

 

Автор:

Воспитатель МКДОУ№29

Кудря Наталья Ивановна

 

 

ст. Ладожская

2019-2020 учебный год

                                                 Аннотация.

С целью формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, мною был создан сборник дидактических материалов.

Содержанием данного сборника являются дидактические игры: «Найди соседа», «Собери кружок», «Живая неделька», «Космическая посадка», «Веселый зоопарк», направленные на формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры рассматриваются как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя в образовательной деятельности и в других видах деятельности.

В сборнике дано описание игр с математическим содержанием, способствовавшим формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Данный сборник может помочь педагогу детского сада в работе с детьми старшего дошкольного возраста в интересной, игровой и привлекательной форме обучать математике.

Педагоги нашего ДОУ активно применяют данные дидактические игры в образовательной деятельности, в целях формирования у дошкольников элементарных математических представлений.

                                           Пояснительная записка:

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Практика обучения дошкольников показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.

Формированию у ребёнка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребёнка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.

При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в весёлой, занимательной и доступной форме.

Приобретению навыков устного счёта способствует обучение малышей понимать назначение некоторых предметов бытового обихода, на которых написаны цифры. Такими предметами являются часы и термометр. Такой наглядный материал открывает простор для фантазии при проведении различных игр.

Подготовительная работа по обучению детей элементарным математическим действиям сложения и вычитания включает в себя развитие таких навыков, как разбор числа на составные части и определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа. Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию ребёнка умение быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для её решения необходимо понять, в чём тут хитрость.

 

                                                 Актуальность:

В настоящее время, в эпоху компьютерной революции, точка зрения «Не каждый будет математиком» безнадежно устарела. Сегодня, а тем более, завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Соответственно знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее.

Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми и находчивыми. Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости играют с ними в математические игры.

В современной России система образования пришла к выводу, что преподавание математических знаний во многом зависит от того, насколько был интеллектуально развит ребёнок в дошкольном возрасте. Педагогическая эффективность обучения в значительной степени определяется соответствием содержание и методов в обучении возрастным особенностям детей, когда ребёнок усваивает материал специфической для данного возраста в наглядно – действенной форме, с опорой на непосредственные практические или игровые действия.

Поэтому дидактическая игра является непременным средством формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. Для организации эффективного процесса познания окружающего мира особое значение имеет развитие мыслительной деятельности с опорой на образную, эмоционально – чувственную сферу мышления, что в свою очередь предполагает использование максимально приближенных к основной деятельности дошкольника методов и средств обучения, в том числе занимательных задач и игр. Они способствуют развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка. Исследованиями установлено, что магистральная линия дошкольника проходить через игру, что в игре ребёнок становится как бы на голову выше самого себя, может решать более сложные задачи, как практические, так и умственные.

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также – игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание формируются как цель, т. е. формирование элементарных математических представлений то, ради чего педагог организует игру. Это цель конкретизируется в доступной для ребёнка форме, в игровом задании, порождая вопрос «Как это сделать?». Педагог же организует и направляет игру, выступает в роли исполнителя игрового задания, советчика, помощника в правильном выборе, поддержке и активации положительного влияния друг на друга. Научными исследованиями доказана большая эффективность использования дидактических игр в целях воспитания умственной активности и самостоятельности. Так, отмечается, что дидактические игры представляют собой действенное средство воспитания умственной активности у детей дошкольного возраста.

Таким образом, в процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии в этих навыков ребёнку помогают близкие люди – его родители и педагоги.

Проблема:

На занятиях по формированию математических представлений у многих детей старшей группы компенсирующей направленности наблюдается отсутствие интереса к математике, имеются затруднения с мышлением и вниманием. Для того чтобы повысить уровень их математического развития, активности и интереса к математике, мною было принято решение разработать дидактические игры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: