Методика построения топливно-экономической

   характеристики автомобиля

              

Как было отмечено ранее, топливно-экономическую характеристику строят прежде всего для тех передач трансмиссии, на которых автомобиль движется наибольшее время. Для грузового автомобиля такой является прямая передача в коробке передач, для легкового – прямая (или близкая к ней – у переднеприводных автомобилей) и ускоряющая (если она имеется). Один из перечисленных вариантов высшей передачи в трансмиссии необходимо выбрать для построения   первого семейства  кривых топливно-экономической характеристики автомобиля и соответственно определиться с ее передаточным числом. Далее порядок расчетов включает несколько перечисленных ниже последовательных этапов.

     1. Для построения первой кривой топливно-экономической характе- ристики задаемся минимально возможным коэффициентом сопротивления дороги   y1 = f = const.

2. Задаемся несколькими значениями скорости движения автомобиля на выбранной высшей передаче (обычно 5-8 значений Va).

3. Определяем для всех выбранных значений Va  затраты мощности на преодоление сопротивления дороги Р y = y 1GaVa и затраты мощности на преодоление силы сопротивления воздуха Рw = W в Va3.

4. Вычисляем соответствующие выбранным значениям Va угловые ско-рости вращения коленчатого вала двигателя   w е = Va u тр / r к = Va u кп u дк u о /r к.

     5. Вычисляем для каждого значения Va мощность двигателя, потре- бовавшуюся для преодоления сопротивления дороги и сопротивления воздуха движению автомобиля, (см. п. 3.3) Ре = (Р y + Рw) / hтр.      

     6. Определяем величину ge для каждой расчетной точки (для каждого значения Va) одним из трех известных нам способов:

  • если имеется нагрузочная характеристика двигателя, т.е. зависимость ge = f (Pe, w e), находим с ее использованием gei для каждого значения Реi;

  • если имеется графическая зависимость ge = f (И,w е), то сначала по внешней скоростной характеристике двигателя определяем для всех расчетных значений w е соответствующие им величины развиваемой двигателем мощности Ре всх. Далее вычисляем степень использования мощности двигателя для каждой расчетной точки по формуле    И = Ре / Ре всх, а затем определяем   gei для каждого вычисленного значения   И i при соответствующем значении w еi;

  • если мы не располагаем необходимыми характеристиками, при-ходится вычислять ge аналитическим путем с помощью формулы ge = geрk И k E. Для этого сначала вычисляем geр = (1,05-1,10) ge min, затем определяем  Е для всех расчетных точек из соотношения Е = w е / w р. Далее вычисляем степень использования мощности двигателя  И = Ре / Pe всх,предварительно по внешней скоростной характеристике определив для всех расчетных значений w е величины развиваемой двигателем мощности Ре всх. С использованием выражений (98) и (99), (102), (103) для соответствующих бензиновых двигателей или (101) для дизельного двигателя для всех рассчитанных значений  Еи И  вычисляем k Е и   k И для каждой расчетной точки, подстановка которых в формулу (97) позволяет определить необходимые для построения первой кривой Qs1 значения ge.

     7. Вычисляем Qs1 = ge (P y1 + Pw) / 36rт Va hтр  для каждой расчетной точки и по полученным значениям строим первую кривую топливно-экономической характеристики автомобиля для режима движения при y 1 = f = const.

8. Повторяем все этапы расчета при новых значениях y, в итоге получая семейство кривых топливно-экономической характеристики автомобиля       (см. рис. 46) при движении на одной из высших передач в трансмиссии.

9. При необходимости, проводим аналогичные вычисления и построения для режимов движения автомобиля на других передачах в коробке передач, при этом, как правило, диапазон изменения величины y на каждой передаче определяется диапазоном изменения на ней динамического фактора автомобиля.

      Пример.  Построить топливно-экономическую характеристику легкового автомобиля.

Исходные данные.

Полная масса автомобиля ma = 2000 кг; u o = 4, u кп = 1; Va min = 40 км/ч, Va max = 160 км/ч;  

фактор обтекаемости W в = 0,59 Н.с2 / м2;

y 1 = 0,015; y 2 = 0,025; y 3 = 0,04; y 4 = 0,06; y 5 = 0,074; y 6 = 0,09;

y 7 = 0,012 (1+ 0,0002 · Va2) = f ¹ const.

ge min = 252 г/кВт.ч; hтр = 0,9.

График зависимости максимальной мощности двигателя Ре всх от угловой скорости вращения коленчатого вала  w е  представлен на рис. 50.

      Порядок действий.

       1. Сначала расчет ведем для y 1 = 0,015.

       2. Задаемся семью значениями расчетных скоростей Va движения автомобиля: 40, 60, 80, 100, 120, 140 и 160 км/ч (соответственно 11,2; 16,7; 22,3; 27,8; 33,4; 38,9 и 44,4 м/с в системе СИ).

       3. Определяем затраты мощности Р y 1  и Рw для всех выбранных значений Va. Результаты расчетов сводим в табл. 17.

       4. Вычисляем угловые скорости коленчатого вала двигателя w е для каждого значения Va, результаты сводим в табл. 17.

       5. Вычисляем мощность двигателя Ре1= (Р y 1 + Рw) / hтр, израсходованную на преодоление сопротивления дороги и сопротивления воздуха для каждого выбранного значения Va.

       6. Ввиду отсутствия графиков ge = f (Ре, w е) и ge = f (И, w е) определяем  ge1 аналитическим путем.  Для  этого   сначала  вычисляем

                         geр = 1,1 ge min = 1,1 · 252 = 277 г/кВт.ч.

      Далее определяем Е = w е / w р для всех   расчетных точек и заносим эти данные в табл. 17. Затем,  используя взаимное  расположение кривых            Ре всх  и (Р y 1 + Рw) / hтр = Ре1  на рис. 50, вычисляем степень использования мощности двигателя И = Ре1 / Ревсх  и результаты также заносим в табл. 17.        С использованием выражений (98) и (99) и данных табл. 17 вычисляем коэффициенты k Е и k И 1 и заносим полученные результаты в табл. 17. Подстановкой полученных значений  k E  и  k И 1 в формулу ge1 = gep k Е k И 1 определяем значение удельного расхода топлива для каждого расчетного режима и заносим результаты в табл. 17.

        7. Вычисляем Qs1 для каждой расчетной точки и строим первую кривую топливно-экономической характеристики для режима движения на прямой передаче при  y 1 = 0,015.

       8. Повторяем все этапы расчета при новых значениях y. Результаты всех расчетов приведены в табл. 17.

                                                                                                                       

Таблица 17

Результаты расчетов топливно-экономической характеристики

Легкового автомобиля

Va, м/с   11,2 16,7    22,3 27,8  33,4   38,9   44,4
Р y 1, кВт   3,36  5,04    6,72   8,40  10,1   11,8   13,4
Рw, кВт   0,80   2,70 6,50 12,6  21,9 34,7   51,6
w е, с-1   135  202    270 338  405   473 537
Ре1, кВт   4,62 8,60   14,7 23,3   35,5 51,6   72,3
  Е 0,270  0,404  0,541   0,676 0,81 0,946   1,07
  И 1 0,154  0,204 0,277 0,370 0,507   0,688 0,977
 kE 1,05  0,994   0,963 0,955 0,964  0,987 1,02
 k И 1 2,208  1,946 1,626  1,318 1,034  0,899  0,999
ge1, г/кВт.ч 670,0  535,8  433,7 348,7  290,0   277,0 277,0
Qs1, л/100км 10,2 10,2 10,6 10,8  11,4  13,6   16,7
Р y 2, кВт 5,60 8,40 11,1 13,9  16,7  19,5 22,2
Ре2, кВт 7,10 12,3   19,5 29,4  42,9  60,2 82,0
  И 2 0,237  0,293  0,368  0,467  0,604  0,803      -
 k И 2 1,793  1,566 1,323 1,097 0,935 0,911   -
ge2 , г/кВт.ч 521,5  431,2  352,9 305,0  277,0  277,0 -
Qs2, л/100км 12,24  11,76 11,43 11,94 12,99 15,88 -
Р y 3, кВт 8,90 13,4 17,8   22,2 26,7 31,1   35,5
Ре3, кВт   10,8 17,8 27,0 39,8 54,0   73,1 96,8
  И 3 0,360  0,424  0,509 0,629 0,771 0,975 -
 k И 3 1,346  1,185 1,033 0,924  0,898 0,992 -
ge3, г/кВт.ч 370,0  326,3 300,0  277,0 277,0   277,0 -
Qs3, л/100км 13,21  12,88 13,45 14,69 16,59   19,28 -
Р y 4, кВт 13,4  20,04   26,8 33,4 40,1   46,7 -
Ре4  , кВт 15,8 25,3 37,0  51,1   68,9   90,4 -
  И 4 0,527  0,602 0,698 0,811 0,984     - -
 k И 4 1,008  0,937 0,899 0,913  0,992     -      -
ge4, г/кВт.ч 293,2  256,0 252,0 252,0  264,9 - -
Qs4, л/100км  15,3  14,4 15,5  17,2   20,2 -      -
Р y 5, кВт 16,6 24,7 33,0 41,1 49,4 - -
Ре5, кВт   19,3 30,4 43,9 59,7 79,2 - -
 И 5 0,64  0,724 0,828 0,948   - - -
 k И 5 0,916  0,896 0,922 0,976 - - -
ge5, г/кВт.ч 266,4  252,0 252,0 258,2 - - -
Qs5, л/100км 17,0 17,0 18,4   20,5 - - -

 

 

                                                                                                          Продолжение табл. 17

Va, м/с 11,2 16,7 22,3 27,8 33,4 38,9 44,4
Рw, кВт 0,80 2,70 6,50 12,6 21,9 34,7 51,6
w е, с-1 135 202 270 338 405 473 537
 Е 0,270  0,404 0,541 0,676 0,810 0,946 1,07
 k E 1,050  0,994 0,963 0,955 0,964 0,987 1,02
Р y 6, кВт 20,2 30,1 40,1 50,0 60,1 - -
Ре6, кВт 23,3 36,4 51,8 69,6 91,1 - -
 И 6 0,777  0,867 0,977 - - - -
 k И 6 0,903  0,934 0,988 - - - -
ge6, г/кВт.ч 262,6  257,2 263,5 - - - -
Qs6, л/100км 20,2 20,8 22,7 - - - -
y 7 = f  0,0123 0,0127 0,0132 0,0139  0,0147 0,0156 0,0167
Р y 7, кВт 2,76 4,24 5,89 7,23 9,82  12,14 14,83
Ре7, кВт 3,96 7,71  13,77 22,6 35,2 52,1 73,8
 И7 0,132  0,184  0,260  0,359 0,503  0,695 0,997
 k И7 2,337  2,047  1,694  1,345 1,046  0,899 0,999
ge7, г/кВт.ч 750,0  563,6  451,9  355,8 305,0  277,0 277,0
Qs7, л/100км 9,82 9,64  10,33  10,71 11,91  13,7 17,05

      Примечание: в табл.17 откорректированы значения ge для семи расчетных точек по

  методу сохранения монотонности изменения указанного параметра (см. рис. 51).

Откорректированные величины имеют в таблице не более двух значащих цифр.

 

Рис. 50. Графики баланса максимальной мощности двигателя Ре всх и затрат

его мощности Реi на преодоление суммарного сопротивления   при движении

автомобиляс различными скоростями Va по дорогам с различным y

     По полученным расчетным данным путевого расхода Qs  при движении автомобиля на прямой передаче в семи различных вариантах дорожного сопротивления строим его топливно-экономическую характеристику (рис. 52).

 

             Рис. 51. Графики коррекции             Рис. 52. Топливно-экономическая

                            величины ge                                характеристика автомобиля

                                                                

    

      Задачи по материалам главы 3 для самостоятельного решения

 

      Задача 3.1. Определить контрольный расход топлива легковым автомобилем полной массой 1200 кг при скорости 90 км/ч. Максимальная мощность бензинового двигателя 45 кВт при угловой скорости коленчатого вала 586 с-1, удельный расход топлива при максимальной мощности                geр = 280 г/кВт.ч. Коэффициенты скоростной характеристики двигателя:           а = 0,5; b = 2; с = 1,5. Параметры обтекаемости автомобиля: сх = 0,43;          Ах = 2,1 м2. Параметры трансмиссии: u кп = 1; u о = 4,1; hтр = 0,92; r д = 0,28 м. Коэффициент сопротивления качению f = 0,014.

       Задача 3.2. Определить контрольный расход топлива легковым автомобилем полной массой 2000 кг при скорости 90 км/ч, если коэффициент сопротивления качению f = 0,013, фактор обтекаемости 0,5 Н.с22, переда-точное число главной передачи   u о = 3,9; u кп = 1,0; hтр = 0,91; r д = 0,34 м. Внешняя скоростная характеристика бензинового двигателя приведена на    рис. 40, удельный расход топлива двигателем при максимальной мощности            277 г/кВт.ч.

        Задача 3.3. Легковой автомобиль разгоняется на прямой передаче с ускорением 0,5 м/с2 со скорости 80 км/ч. Остальные условия аналогичны условиям задачи 3.2. Определить мгновенный расход топлива в л /100 км (коэф-фициент учета вращающихся масс d j = 1,07).

        Задача 3.4. Определить путевой расход топлива грузовым автомобилем, который движется по длинному подъему с продольным углом 5о с постоянной скоростью 36 км/ч. Полная масса автомобиля 16 т, фактор обтекаемости  W в = 2,7 Н.с22, hтр = 0,85. На указанном режиме работы удельный расход топлива двигателем ge = 220 г/кВт.ч, плотность топлива 0,82 кг/л, коэффи-циент сопротивления качению f = 0,016.

       Задача 3.5. Автопоезд движется с постоянной скоростью 72 км/ч по дороге с суммарным коэффициентом сопротивления y = 0,022, расходуя в среднем 55 л/100км дизельного топлива. Удельный расход топлива его дизельным двигателем на этом режиме работы составляет 200 г/кВт.ч. Фактор обтекаемости автопоезда 2,9 Н.с22, КПД трансмиссии 0,83. Определить массу прицепа, если масса тягача 15 т.

       Задача 3.6. Какую скорость сможет развить легковой автомобиль при разгоне с ускорением 0,6 м/с2 на дороге с коэффициентом y = f = 0,012, если максимальный расход бензина ограничен величиной 15 л/100 км? Полная масса автомобиля 1400 кг, коэффициент обтекаемости сх = 0,35, площадь попереч-ного сечения кузова 2,1 м2, КПД трансмиссии 0,93, удельный расход бензина двигателем на этом режиме 300 г/кВт.ч. Коэффициент учета вращающихся масс принять равным 1,05.

       Задача 3.7. Грузовой автомобиль полной массой 6200 кг везет полезный груз 4000 кг со скоростью 72 км/ч по дороге с коэффициентом сопротивления 0,03. Фактор обтекаемости 2,2 Н.с22, КПД трансмиссии 0,88. На этом режиме работы удельный расход дизельного топлива двигателем составляет          250 г/кВт.ч. Определить расход топлива на единицу полезной работы.

           

 

                                                   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: