характеристики автомобиля
Как было отмечено ранее, топливно-экономическую характеристику строят прежде всего для тех передач трансмиссии, на которых автомобиль движется наибольшее время. Для грузового автомобиля такой является прямая передача в коробке передач, для легкового – прямая (или близкая к ней – у переднеприводных автомобилей) и ускоряющая (если она имеется). Один из перечисленных вариантов высшей передачи в трансмиссии необходимо выбрать для построения первого семейства кривых топливно-экономической характеристики автомобиля и соответственно определиться с ее передаточным числом. Далее порядок расчетов включает несколько перечисленных ниже последовательных этапов.
1. Для построения первой кривой топливно-экономической характе- ристики задаемся минимально возможным коэффициентом сопротивления дороги y1 = f = const.
2. Задаемся несколькими значениями скорости движения автомобиля на выбранной высшей передаче (обычно 5-8 значений Va).
|
|
3. Определяем для всех выбранных значений Va затраты мощности на преодоление сопротивления дороги Р y = y 1GaVa и затраты мощности на преодоление силы сопротивления воздуха Рw = W в Va3.
4. Вычисляем соответствующие выбранным значениям Va угловые ско-рости вращения коленчатого вала двигателя w е = Va u тр / r к = Va u кп u дк u о /r к.
5. Вычисляем для каждого значения Va мощность двигателя, потре- бовавшуюся для преодоления сопротивления дороги и сопротивления воздуха движению автомобиля, (см. п. 3.3) Ре = (Р y + Рw) / hтр.
6. Определяем величину ge для каждой расчетной точки (для каждого значения Va) одним из трех известных нам способов:
• если имеется нагрузочная характеристика двигателя, т.е. зависимость ge = f (Pe, w e), находим с ее использованием gei для каждого значения Реi;
• если имеется графическая зависимость ge = f (И,w е), то сначала по внешней скоростной характеристике двигателя определяем для всех расчетных значений w е соответствующие им величины развиваемой двигателем мощности Ре всх. Далее вычисляем степень использования мощности двигателя для каждой расчетной точки по формуле И = Ре / Ре всх, а затем определяем gei для каждого вычисленного значения И i при соответствующем значении w еi;
• если мы не располагаем необходимыми характеристиками, при-ходится вычислять ge аналитическим путем с помощью формулы ge = geрk И k E. Для этого сначала вычисляем geр = (1,05-1,10) ge min, затем определяем Е для всех расчетных точек из соотношения Е = w е / w р. Далее вычисляем степень использования мощности двигателя И = Ре / Pe всх,предварительно по внешней скоростной характеристике определив для всех расчетных значений w е величины развиваемой двигателем мощности Ре всх. С использованием выражений (98) и (99), (102), (103) для соответствующих бензиновых двигателей или (101) для дизельного двигателя для всех рассчитанных значений Еи И вычисляем k Е и k И для каждой расчетной точки, подстановка которых в формулу (97) позволяет определить необходимые для построения первой кривой Qs1 значения ge.
|
|
7. Вычисляем Qs1 = ge (P y1 + Pw) / 36rт Va hтр для каждой расчетной точки и по полученным значениям строим первую кривую топливно-экономической характеристики автомобиля для режима движения при y 1 = f = const.
8. Повторяем все этапы расчета при новых значениях y, в итоге получая семейство кривых топливно-экономической характеристики автомобиля (см. рис. 46) при движении на одной из высших передач в трансмиссии.
9. При необходимости, проводим аналогичные вычисления и построения для режимов движения автомобиля на других передачах в коробке передач, при этом, как правило, диапазон изменения величины y на каждой передаче определяется диапазоном изменения на ней динамического фактора автомобиля.
Пример. Построить топливно-экономическую характеристику легкового автомобиля.
Исходные данные.
Полная масса автомобиля ma = 2000 кг; u o = 4, u кп = 1; Va min = 40 км/ч, Va max = 160 км/ч;
фактор обтекаемости W в = 0,59 Н.с2 / м2;
y 1 = 0,015; y 2 = 0,025; y 3 = 0,04; y 4 = 0,06; y 5 = 0,074; y 6 = 0,09;
y 7 = 0,012 (1+ 0,0002 · Va2) = f ¹ const.
ge min = 252 г/кВт.ч; hтр = 0,9.
График зависимости максимальной мощности двигателя Ре всх от угловой скорости вращения коленчатого вала w е представлен на рис. 50.
Порядок действий.
1. Сначала расчет ведем для y 1 = 0,015.
2. Задаемся семью значениями расчетных скоростей Va движения автомобиля: 40, 60, 80, 100, 120, 140 и 160 км/ч (соответственно 11,2; 16,7; 22,3; 27,8; 33,4; 38,9 и 44,4 м/с в системе СИ).
3. Определяем затраты мощности Р y 1 и Рw для всех выбранных значений Va. Результаты расчетов сводим в табл. 17.
4. Вычисляем угловые скорости коленчатого вала двигателя w е для каждого значения Va, результаты сводим в табл. 17.
5. Вычисляем мощность двигателя Ре1= (Р y 1 + Рw) / hтр, израсходованную на преодоление сопротивления дороги и сопротивления воздуха для каждого выбранного значения Va.
6. Ввиду отсутствия графиков ge = f (Ре, w е) и ge = f (И, w е) определяем ge1 аналитическим путем. Для этого сначала вычисляем
geр = 1,1 ge min = 1,1 · 252 = 277 г/кВт.ч.
Далее определяем Е = w е / w р для всех расчетных точек и заносим эти данные в табл. 17. Затем, используя взаимное расположение кривых Ре всх и (Р y 1 + Рw) / hтр = Ре1 на рис. 50, вычисляем степень использования мощности двигателя И = Ре1 / Ревсх и результаты также заносим в табл. 17. С использованием выражений (98) и (99) и данных табл. 17 вычисляем коэффициенты k Е и k И 1 и заносим полученные результаты в табл. 17. Подстановкой полученных значений k E и k И 1 в формулу ge1 = gep k Е k И 1 определяем значение удельного расхода топлива для каждого расчетного режима и заносим результаты в табл. 17.
7. Вычисляем Qs1 для каждой расчетной точки и строим первую кривую топливно-экономической характеристики для режима движения на прямой передаче при y 1 = 0,015.
8. Повторяем все этапы расчета при новых значениях y. Результаты всех расчетов приведены в табл. 17.
Таблица 17
Результаты расчетов топливно-экономической характеристики
Легкового автомобиля
Va, м/с | 11,2 | 16,7 | 22,3 | 27,8 | 33,4 | 38,9 | 44,4 |
Р y 1, кВт | 3,36 | 5,04 | 6,72 | 8,40 | 10,1 | 11,8 | 13,4 |
Рw, кВт | 0,80 | 2,70 | 6,50 | 12,6 | 21,9 | 34,7 | 51,6 |
w е, с-1 | 135 | 202 | 270 | 338 | 405 | 473 | 537 |
Ре1, кВт | 4,62 | 8,60 | 14,7 | 23,3 | 35,5 | 51,6 | 72,3 |
Е | 0,270 | 0,404 | 0,541 | 0,676 | 0,81 | 0,946 | 1,07 |
И 1 | 0,154 | 0,204 | 0,277 | 0,370 | 0,507 | 0,688 | 0,977 |
kE | 1,05 | 0,994 | 0,963 | 0,955 | 0,964 | 0,987 | 1,02 |
k И 1 | 2,208 | 1,946 | 1,626 | 1,318 | 1,034 | 0,899 | 0,999 |
ge1, г/кВт.ч | 670,0 | 535,8 | 433,7 | 348,7 | 290,0 | 277,0 | 277,0 |
Qs1, л/100км | 10,2 | 10,2 | 10,6 | 10,8 | 11,4 | 13,6 | 16,7 |
Р y 2, кВт | 5,60 | 8,40 | 11,1 | 13,9 | 16,7 | 19,5 | 22,2 |
Ре2, кВт | 7,10 | 12,3 | 19,5 | 29,4 | 42,9 | 60,2 | 82,0 |
И 2 | 0,237 | 0,293 | 0,368 | 0,467 | 0,604 | 0,803 | - |
k И 2 | 1,793 | 1,566 | 1,323 | 1,097 | 0,935 | 0,911 | - |
ge2 , г/кВт.ч | 521,5 | 431,2 | 352,9 | 305,0 | 277,0 | 277,0 | - |
Qs2, л/100км | 12,24 | 11,76 | 11,43 | 11,94 | 12,99 | 15,88 | - |
Р y 3, кВт | 8,90 | 13,4 | 17,8 | 22,2 | 26,7 | 31,1 | 35,5 |
Ре3, кВт | 10,8 | 17,8 | 27,0 | 39,8 | 54,0 | 73,1 | 96,8 |
И 3 | 0,360 | 0,424 | 0,509 | 0,629 | 0,771 | 0,975 | - |
k И 3 | 1,346 | 1,185 | 1,033 | 0,924 | 0,898 | 0,992 | - |
ge3, г/кВт.ч | 370,0 | 326,3 | 300,0 | 277,0 | 277,0 | 277,0 | - |
Qs3, л/100км | 13,21 | 12,88 | 13,45 | 14,69 | 16,59 | 19,28 | - |
Р y 4, кВт | 13,4 | 20,04 | 26,8 | 33,4 | 40,1 | 46,7 | - |
Ре4 , кВт | 15,8 | 25,3 | 37,0 | 51,1 | 68,9 | 90,4 | - |
И 4 | 0,527 | 0,602 | 0,698 | 0,811 | 0,984 | - | - |
k И 4 | 1,008 | 0,937 | 0,899 | 0,913 | 0,992 | - | - |
ge4, г/кВт.ч | 293,2 | 256,0 | 252,0 | 252,0 | 264,9 | - | - |
Qs4, л/100км | 15,3 | 14,4 | 15,5 | 17,2 | 20,2 | - | - |
Р y 5, кВт | 16,6 | 24,7 | 33,0 | 41,1 | 49,4 | - | - |
Ре5, кВт | 19,3 | 30,4 | 43,9 | 59,7 | 79,2 | - | - |
И 5 | 0,64 | 0,724 | 0,828 | 0,948 | - | - | - |
k И 5 | 0,916 | 0,896 | 0,922 | 0,976 | - | - | - |
ge5, г/кВт.ч | 266,4 | 252,0 | 252,0 | 258,2 | - | - | - |
Qs5, л/100км | 17,0 | 17,0 | 18,4 | 20,5 | - | - | - |
|
|
Продолжение табл. 17
Va, м/с | 11,2 | 16,7 | 22,3 | 27,8 | 33,4 | 38,9 | 44,4 |
Рw, кВт | 0,80 | 2,70 | 6,50 | 12,6 | 21,9 | 34,7 | 51,6 |
w е, с-1 | 135 | 202 | 270 | 338 | 405 | 473 | 537 |
Е | 0,270 | 0,404 | 0,541 | 0,676 | 0,810 | 0,946 | 1,07 |
k E | 1,050 | 0,994 | 0,963 | 0,955 | 0,964 | 0,987 | 1,02 |
Р y 6, кВт | 20,2 | 30,1 | 40,1 | 50,0 | 60,1 | - | - |
Ре6, кВт | 23,3 | 36,4 | 51,8 | 69,6 | 91,1 | - | - |
И 6 | 0,777 | 0,867 | 0,977 | - | - | - | - |
k И 6 | 0,903 | 0,934 | 0,988 | - | - | - | - |
ge6, г/кВт.ч | 262,6 | 257,2 | 263,5 | - | - | - | - |
Qs6, л/100км | 20,2 | 20,8 | 22,7 | - | - | - | - |
y 7 = f | 0,0123 | 0,0127 | 0,0132 | 0,0139 | 0,0147 | 0,0156 | 0,0167 |
Р y 7, кВт | 2,76 | 4,24 | 5,89 | 7,23 | 9,82 | 12,14 | 14,83 |
Ре7, кВт | 3,96 | 7,71 | 13,77 | 22,6 | 35,2 | 52,1 | 73,8 |
И7 | 0,132 | 0,184 | 0,260 | 0,359 | 0,503 | 0,695 | 0,997 |
k И7 | 2,337 | 2,047 | 1,694 | 1,345 | 1,046 | 0,899 | 0,999 |
ge7, г/кВт.ч | 750,0 | 563,6 | 451,9 | 355,8 | 305,0 | 277,0 | 277,0 |
Qs7, л/100км | 9,82 | 9,64 | 10,33 | 10,71 | 11,91 | 13,7 | 17,05 |
Примечание: в табл.17 откорректированы значения ge для семи расчетных точек по
|
|
методу сохранения монотонности изменения указанного параметра (см. рис. 51).
Откорректированные величины имеют в таблице не более двух значащих цифр.
Рис. 50. Графики баланса максимальной мощности двигателя Ре всх и затрат
его мощности Реi на преодоление суммарного сопротивления при движении
автомобиляс различными скоростями Va по дорогам с различным y
По полученным расчетным данным путевого расхода Qs при движении автомобиля на прямой передаче в семи различных вариантах дорожного сопротивления строим его топливно-экономическую характеристику (рис. 52).
Рис. 51. Графики коррекции Рис. 52. Топливно-экономическая
величины ge характеристика автомобиля
Задачи по материалам главы 3 для самостоятельного решения
Задача 3.1. Определить контрольный расход топлива легковым автомобилем полной массой 1200 кг при скорости 90 км/ч. Максимальная мощность бензинового двигателя 45 кВт при угловой скорости коленчатого вала 586 с-1, удельный расход топлива при максимальной мощности geр = 280 г/кВт.ч. Коэффициенты скоростной характеристики двигателя: а = 0,5; b = 2; с = 1,5. Параметры обтекаемости автомобиля: сх = 0,43; Ах = 2,1 м2. Параметры трансмиссии: u кп = 1; u о = 4,1; hтр = 0,92; r д = 0,28 м. Коэффициент сопротивления качению f = 0,014.
Задача 3.2. Определить контрольный расход топлива легковым автомобилем полной массой 2000 кг при скорости 90 км/ч, если коэффициент сопротивления качению f = 0,013, фактор обтекаемости 0,5 Н.с2/м2, переда-точное число главной передачи u о = 3,9; u кп = 1,0; hтр = 0,91; r д = 0,34 м. Внешняя скоростная характеристика бензинового двигателя приведена на рис. 40, удельный расход топлива двигателем при максимальной мощности 277 г/кВт.ч.
Задача 3.3. Легковой автомобиль разгоняется на прямой передаче с ускорением 0,5 м/с2 со скорости 80 км/ч. Остальные условия аналогичны условиям задачи 3.2. Определить мгновенный расход топлива в л /100 км (коэф-фициент учета вращающихся масс d j = 1,07).
Задача 3.4. Определить путевой расход топлива грузовым автомобилем, который движется по длинному подъему с продольным углом 5о с постоянной скоростью 36 км/ч. Полная масса автомобиля 16 т, фактор обтекаемости W в = 2,7 Н.с2/м2, hтр = 0,85. На указанном режиме работы удельный расход топлива двигателем ge = 220 г/кВт.ч, плотность топлива 0,82 кг/л, коэффи-циент сопротивления качению f = 0,016.
Задача 3.5. Автопоезд движется с постоянной скоростью 72 км/ч по дороге с суммарным коэффициентом сопротивления y = 0,022, расходуя в среднем 55 л/100км дизельного топлива. Удельный расход топлива его дизельным двигателем на этом режиме работы составляет 200 г/кВт.ч. Фактор обтекаемости автопоезда 2,9 Н.с2/м2, КПД трансмиссии 0,83. Определить массу прицепа, если масса тягача 15 т.
Задача 3.6. Какую скорость сможет развить легковой автомобиль при разгоне с ускорением 0,6 м/с2 на дороге с коэффициентом y = f = 0,012, если максимальный расход бензина ограничен величиной 15 л/100 км? Полная масса автомобиля 1400 кг, коэффициент обтекаемости сх = 0,35, площадь попереч-ного сечения кузова 2,1 м2, КПД трансмиссии 0,93, удельный расход бензина двигателем на этом режиме 300 г/кВт.ч. Коэффициент учета вращающихся масс принять равным 1,05.
Задача 3.7. Грузовой автомобиль полной массой 6200 кг везет полезный груз 4000 кг со скоростью 72 км/ч по дороге с коэффициентом сопротивления 0,03. Фактор обтекаемости 2,2 Н.с2/м2, КПД трансмиссии 0,88. На этом режиме работы удельный расход дизельного топлива двигателем составляет 250 г/кВт.ч. Определить расход топлива на единицу полезной работы.