Все живые организмы (кроме вирусов и анаэробов ) дышат одинаково – поглощают кислород, выделяют углекислый газ.
Значение кислорода: для жизни организма нужна энергия, которая содержится в пище. Кислород способствует окислению (распаду) сложных веществ пищи до простых. При их распаде и выделяется нужная организму энергия в виде молекул АТФ. Чем больше кислорода поступает в организм, тем быстрее идет обмен веществ!
1) У Простейших, Кишечнополостных и червей растворенный в воде кислород поступает через всю поверхность тела.
2)МОЛЛЮСКИ: двустворчатые и головоногие - дышат жабрами, брюхоногие – легкими (прудовики, улитки, слизни)
3) ЧЛЕНИСТОНОГИЕ: У ракообразных – жабры. У паукообразных – легочные мешки и трахеи (разветвленные трубочки). У насекомых - только трахеи!
4) ТИП ХОРДОВЫЕ:
КЛАСС ЛАНЦЕТНИКИ–с помощью жаберных щелей, расположенных в глотке.
КЛАСС РЫБЫ – дыхание жабрами.
КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ - дыхание легкими и кожей. Трахеи и бронхов,грудной клетки нет.
|
|
КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ – дыхание парными ячеистыми легкими, есть грудная клетка, трахея и бронхи.
КЛАСС ПТИЦЫ – дыхание губчатыми легкими и воздушными мешками. Двойное дыхание – кислород поступает в кровь и при вдохе и при выдохе!!! (при выдохе поступает из воздушных мешков)
КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ – все дышат атмосферным воздухом альвеолярными легкими. При дыхании участвуют дыхательные мышцы – диафрагма и межреберные мышцы. Путь поступления воздуха: ноздри – носовая полость - носоглотка - гортань - трахея - бронхи –легкие.
ВЫВОД: Эволюция органов дыхания шла в направлении увеличения площади газообмена, поступления большего количества кислорода и повышения интенсивности обмена веществ.